Этапы деятельности человека-оператора 9 страница
Профессиональное самоопределение означает осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.
Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс профессионального самоопределения не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня [152].
Результатом профессионализации является формирование профессиональной пригодности. Она представляет совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемым к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы профессиональной пригодности, т. е. особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
1. Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (ловкость, сила, скорость и т. п.) или психическими (память, внимание, реакция, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными качествами.
2. Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность.
3. Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу.
Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требования), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки профессиональной пригодности носят объективный характер. Помимо них выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.).
Профессиональная пригодность не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремления и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования профессиональной пригодности не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при наличии высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных качеств, являющихся профессионально важными.
Поэтому выделяют два типа профессиональной пригодности — абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных черт) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Соответственно этому нгвсе профессии делятся на два вида. Для овладения первыми из них нужна абсолютная профессиональная пригодность, поэтому для их успешного выполнения необходимо проводить профессиональный отбор. Профессии второго вида требуют лишь относительной профессиональной пригодности [111].
Необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная профессиональная пригодность оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установка и ценностные ориентации.
Одним из важнейших факторов профессиональной пригодности являются профессионально важные (значимые) качества (ПВК). Они включают в себя отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие ее успешному овладению. ПВК не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.
Определение и оценка ПВК имеет большое психодиагностическое значение. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня ПВК можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из показателей этого состояния.
При изучении ПВК следует учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно стабильными (например, типологические свойства нервной системы), другие, наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психологические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких ПВК и их корригирование (корригирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведения такой тренировки особенно возникает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельностью противостоит низкому развитию соответствующих ПВК.
В ряде других случаев низкий уровень некоторых ПВК может быть нейтрализован путем профессиональной компенсации. Под ней понимается возможность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других качеств. Явление профессиональной компенсации следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. Результатом этого является выработка человеком индивидуального стиля деятельности.
Возможности профессиональной компенсации реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточно развитых психических функций другими, более выраженными. Такая компенсация, имея важнейшее значение в клинической практике, может быть использована и практически здоровыми людьми в их трудовой деятельности. Например, низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции, в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее планировать свою деятельность, больше внимания уделять прогнозированию нежелательных ситуаций, требующих экстренных действий. Это позволяет в ряде случаев предупредить возникновение таких ситуаций или заранее подготовиться к ним. Во-вторых, наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.
Однако возможности профессиональной компенсации далеко не безграничны. Есть целый ряд профессий, где низкий уровень того или иного профессионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В таких случаях, как уже отмечалось, необходим профессиональный отбор.
Другим важнейшим фактором профпригодности является профессиональная подготовленность оператора. Она представляет свойство человека, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков и обусловливающих его способность выполнять определенную деятельность с определенным качеством. Профессиональная подготовленность достигается путем профессиональной подготовки и является составным элементом готовности к действию. Последняя определяется состоянием мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
В инженерной психологии понятие готовности к действию имеет несколько оттенков:
1) вооруженность человека необходимыми знаниями, умениями и навыками, т. е. его профессиональная подготовленность;
2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий;
3) решимость совершить действие;
4) нахождение оператора на рабочем месте в необходимый момент времени, т. е. возможность получения сигнала о необходимости осуществления действий.
Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, аспекты готовности: физическая подготовленность, необходимая нейродинамическая обеспеченность действия, психологические уровни готовности. В зависимости от условий выполнения действия ведущим может становиться один из этих аспектов.
Для большинства видов операторской деятельности на первый план выходит психологическая готовность, т. е. тот аспект общей готовности, который определяется психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуационную (временную) готовности. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач действительности — ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизированность всех сил на активные и целесообразные действия.
Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная готовности включают следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Психологическая готовность человека (особенно к успешным действия в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Весьма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подсказок оператору. Общим средством повышения психологической готовности является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса [40].
Третьим фактором профессиональной пригодности является склонность и желание работать. Важное значение при этом имеет волевой настрой на работу, способность человека совершить волевое усилие. Под ним понимается сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, концентрации внимания на объекте, к исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с его запуском или остановкой, с преодолением трудностей объективного или субъективного характера, возникающих в процессе профессиональной деятельности, с подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциональными факторами, и т. д. Применение волевого усилия особенно важно в том случае, когда возникают препятствия на пути к поставленной цели.
Склонность и желание работать во многом определяются также интенциями человека. Важнейшее значение имеет здесь мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и т. п.).
Основным приемом, используемом при анализе профессий является профессиография — изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессиография изучает цель и задачи конкретного вида профессиональной деятельности, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизиологическую структуру профессии. Трудовая деятельность в профессиограмме выступает не только в качестве предмета объективного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, напряженность, эффективность и др.
С помощью профессиографии составляется профессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Важной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ деятельности с целью определения требований, предъявляемых профессией к психике человека. Объем и содержание профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение профессии. Такими целями могут являться профотбор, производственное обучение, рационализация режимов труда и отдыха и др.
При проведении профессиографии следует руководствоваться рядом принципов: компетентности, целенаправленности, активности (включение в профессиограмму элементов профпропаганды), личностного подхода, надежности (требования к помехоустойчивости личности), дифференциации (различение специальностей, входящих в данную профессию), типизации (объединение профессий в определенные группы), перспективности, реальности [132].
Учет этих принципов при проведении профессиографии предполагает: производственную характеристику профессии и указание на ее экономическую значимость; социально-психологическую характеристику (особенности межличностных отношений, особенности коллектива, престиж профессии); перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда; гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением профессиональных вредностей; перечень физиологических требований к человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности; составление психограммы [40].
4.2. Оператор в системе «человек-машина»
Независимо от степени автоматизации СЧМ, человек остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели перед системой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденциями развития современного производства.
1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров), которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда, по контролю и управлению производственными процессами.
2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения, а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации, имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т. е. в виде показаний счетчиков, индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.
3. Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия, поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая напряженность.
4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности, которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы, но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то возникает ситуация, которую образно называют «конфликтом» человека с приборами [32].
5. Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.
Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности, в связи с чем для его изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ, не связанных с дистанционным управлением по приборам.
Деятельность оператора в системе «человек — машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это, в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Этапы деятельности человека-оператора
1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек — машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов, выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду, пригодному для оценки и принятия решения.
2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ, производится анализ и обобщение информации, выделяются критичные объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очерёдность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия, как запоминание информации, извлечение ее из памяти, декодирование и т. п.
3. Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы, возможных способах действия, последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.
Если каждому состоянию управляемого объекта ставится в соответствие однозначное решение, энтропия определяется по формуле (2.2). Если же каждому состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества возможных решений необходимого.
4. Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется приведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного органа управления, движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.).
На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так, например, качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов, организации информационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и цветового контраста).
На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации, соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.
Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий, сложностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения.
Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер, форма, сила сопротивления и т.д.).
Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации, последние два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в себя два уровня. На первом из них происходит восприятие оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений, выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале прибора, комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия, т. е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.
В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и отсроченным обслуживанием (рис. 4.2). В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов, что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при этом имеется жесткая однозначная связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в этом случае начинается с некоторой задержкой [62].
Рис. 4.2. Структурные схемы деятельности с немедленным и отставленным обслуживанием.
До сих пор нами рассматривались общие черты деятельности оператора. Однако наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из которых характеризуется своими частными особенностями [55].
Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов, автоматических линий, операторы по приему и переработке информации и т. п.
Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора, с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера (по сравнению с оператором первого типа) несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции, диспетчеры на различных видах транспорта и т. д.).
Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов(образов) и т. д.
Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией, знанием и опытом.
Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.).
Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению, обобщению, конкретизации, мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.
В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации, способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.
Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов.
При изучении операторской деятельности особое внимание следует уделить выявлению и классификации факторов, влияющих на ее эффективность.
Одна из возможных классификаций факторов приведена на рис. 4.3. Все факторы делятся на две большие группы: субъективные (т. е. зависящие от оператора) и объективные (не зависящие от него). К числу субъективных факторов относятся: состояние оператора, его индивидуальные особенности (медико-биологические показатели, морально-психологические качества, психофизиологические свойства человека) и уровень подготовленности к данному виду деятельности. Особенности влияния субъективных факторов должны учитываться как конструкторами, так и организаторами производства при построении трудовой деятельности операторов.
Рис. 4.3. Классификация факторов, влияющих на эффективность деятельности оператора.
Объективные факторы в свою очередь делятся на две основные группы: аппаратурные (т. е. определяемые особенностями функционирования техники) и внешние (не зависящие от особенностей работы аппаратуры). Аппаратурные факторы занимают особое место в предлагаемой классификации, поскольку при правильном их учете в процессе проектирования системы «человек—машина» может быть сведено к минимуму их отрицательное влияние на эффективность деятельности оператора. Для этого, например, рабочее место оператора должно быть организовано с учетом его анатомических, физиологических и психологических возможностей; поток поступающей информации должен соответствовать пропускной способности человека; при необходимости повышения надежности работы оператора должно быть предусмотрено наличие средств контроля за его состоянием и результатами деятельности и т. д.