ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №2
(Модуль 2: Методы полевых исследований проблем коммуникации)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы для обсуждения:
1. Субъекты коммуникации.
2. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
3. Языковая и когнитивная картина мира.
4. Понятие коммуникативной личности и параметры ее оценки.
5. Модели коммуникативной личности и причины их многообразия.
6. Личность в системе социальной коммуникации. Требования к коммуникативной личности.
7. Коммуникативная компетентность специалиста.
Дополнительная литература:
- Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. – М.: АСТ: Восток – Запад , 2007. Лекция 4. Функциональный анализ коммуникативной деятельности.
- Шарков Ф.И.: Основы теории коммуникации. Учебник. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2002. Глава 4. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как взаимосвязаны понятия цели коммуникации и потребности человека?
2. Чем обусловлено наличие в пирамиде Маслоу пяти уровней (назовите их)?
3. Назовите функции языка и коммуникации, охарактеризуйте каждую из них.
4. Назовите одну из наиболее простых функциональных моделей коммуникации (модель К.Бюлера).
5. Воспроизведите модель Р.О.Якобсона и охарактеризуйте ее.
6. Какие функции коммуникации и коммуникативного акта выделены якобсоном? Назовите их.
7. Какие функции соотносятся с адресантом; адресатом; контекстом; сообщением; контактом; кодом? Объясните причины такого соотношения.
8. Знание каких типов эквивалентности актуально для теории перевода?
9. Какие функции сообщений и коммуникативных актов выделяются в прагматической классификации Р.Димблби, Г.Бертона?
10. Что представляет собой модель языковых функций Хэллидея?
11. Что следует понимать под коммуникативной мимикрией?
12. Охарактеризуйте каждый из трех типов коммуникативной мимикрии.
13. Каким общим требованиям в системе коммуникации должны отвечать отправитель и получатель информации? Почему?
14. Каковы взаимосвязи между ролью и статусом коммуникантов?
15. Определите понятие коммуникативная сфера.
16. Чем обусловлена множественность подходов и многообразие теорий и концепций личности?
17. Назовите наиболее известные теории и концепции личности.
18. Назовите совокупность обязательных для любого общения условий, составляющих коммуникативную компетенотность личности в наиболее обобщенном виде.
19. Что должен уметь специалист, обучающийся по специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурных комуникаций»?
Задания:
Задание 1.Сформулируйте требования к себе как субъекту коммуникации (Я-отправитель, Я-получатель) на основе уже имеющегося знания по теории коммуникации и собственного опыта; исходите из понимания коммуникации как целенаправленного процесса.
Задание 2.Ознакомьтесь с материалом на тему «Правда и ложь в коммуникационной деятельности». Приведите примеры коммуникативной деятельности, характеризующейся нарушением принципа правдивости в коммуникационной деятельности. Какие коммуникационные явления характеризуют анализируемый (-ые) коммуникативный акт? Что явилось источником лжи (обмана, вероломства, коварства; заблуждения, иллюзии)?
Задание 3.На основе самостоятельно отобранных источников информации сформулируйте определение понятий «языковая картина мира», «когнитивная картина мира». Сопоставьте понятия и укажите сходства и различия. Не забудьте указать источники информации!
Задание 4.Изучите модель коммуникативной личности, предложенную В.Б.Кашкиным (разработана на основе модели языковой личности Ю.Н.Караулова). Оцените себя как коммуникативную личность в одном из коммуникативных актов, значимых (знаковых) для Вас (по желанию можете поделиться с группой интересными наблюдениями и «открытиями»).
УРОВЕНЬ КОДА
(лексикон, запас кодов, умение использовать
= вербальный опыт)