Устойчивые, обобщенные представления об образе жизни, обычаях, нравах, привычках той или иной социокультурной (этнокультурной) общности.
Гендерные стереотипы:
женщины — слабый пол;
мужчины не плачут;
Возрастные стереотипы:
все дети — чисты душой;
все подростки — «трудные»;
молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
пожилые люди — консерваторы;
Этнические стереотипы:
американцы — честолюбивы;
прибалтийцы — медлительны;
англичане — консервативны;
японцы—трудолюбивы;
французы — любвеобильны;
китайцы — предприимчивы.
Слайд № 33
Вопрос 3. Диалог культур
Межкультурная коммуникация, взаимодействие культур – сложный и очень противоречивый процесс. В современном мире на первый план выдвигается проблема мирного сосуществования представителей различных культурных традиций, исключающего угнетение, насильственную ассимиляцию, дискриминацию, этноцентризм.
Слайд № 34
Идея диалога как залога мирного и равноправного развития впервые выдвинута русским философом и мыслителем
М. Бахтиным (1895-1975)
Слайд № 35
ДИАЛОГ КУЛЬТУР- преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и народов, обогащение и развитие на основе национальных культур и общечеловеческой культуры.
Слайд № 36
«Диалог культур» как средство коммуникации культур предполагает:
прислушиваться к «собеседнику», откликаться на его нужды и запросы;
не стремиться к культурному доминированию;
уважать право любой культуры на самобытность;
уметь и желать воспринимать чужой культурный опыт и делиться продуктами собственной культуры.
Слайд № 37
Диалог культур» — это не столько строгое научное понятие, сколько метафора, призванная обрести статус политико-идеологической доктрины, которой следует руководствоваться при чрезвычайно активизировавшемся сегодня на всех уровнях взаимодействии различных культур друг с другом.
Слайд № 38
Панорама современной мировой культуры — сплав многих взаимодействующих культурных образований.
Для диалога необходимы взаимная терпимость (толерантность) людей и культур, уважение к иным ценностям.
Слайд № 39
16 ноября - Международный день толерантности.
Толерантность – есть главный принцип сосуществования различий в мире, где постулируется равенство ценностей, идей, и стилей человеческих отношений.
Слайд № 40
Проблема толерантности – это попытка поиска равных возможностей для людей, рожденных равными, но в силу различных причин (исторических, культурных) ощущающих неравенство.
Петер Николсон, автор статьи «Толерантность как моральный идеал», вышедшей в 1985 году, определил признаки толерантности.
Толерантное отношение всегда подразумевает существование некоторого отклонения (deviance). Это отклонение выражается, прежде всего в существовании различий между субъектами (людьми, цивилизациями, религиями и т.д.).
Очевидное отклонение должно быть важным (impotence). Это характеристика толерантности значима для субъекта отношений, без нее невозможно говорить о толерантности, а скорее о безразличии или равнодушии.
Толерантный участник отношений должен испытывать моральное неодобрение. Поскольку оно является важным, оно затрагивает глубокие чувства, поэтому несогласие – вытекающая реакция на отклонение.
Слайд № 41
Толерантность – всегда проявление силы (power). Чтобы проявлять толерантность, необходимо подавлять попытки с помощью силы, которой наделен субъект, подавить или воспрепятствовать отклонению.
Невмешательство (non-interference). Несмотря на то, что морально не согласен с отклонением, толерантный субъект не пытается помешать его существованию. Таким образом, толерантное отношение – это отношение ненасилия и невмешательства в дела другого, чужого и неприятного.
Толерантность определяется П.Николсоном как моральный идеал (moral ideal), как «благость» и моральная ценность.
Проявлять толерантность – значит пытаться понять Другого, это совсем не обязательно соглашаться с ним и полностью принимать его позицию. Это допущение мысли о возможности собственной неправоты.
Слайд № 42
Ученый Дэвид Хейд подчеркивал, что толерантность должна распространяться на продукт выбора человека, поскольку человек не может отвечать за цвет кожи, врожденные болезни и т.д. Заслуживает внимания концепция Хейда, в которой толерантность является «сдвигом восприятия».
Суть такого сдвига заключается в смещении внимания с взглядов и поведения, с которым он не согласен, на сам субъект этих взглядов и поведения, обращая внимание не на предмет раздора и несогласия, а на право другого человека иметь мнение, отличающееся от собственного. Таким образом, Хейд говорит о том, что несогласие не исчезает, а нейтрализуется симпатией, возникающей в результате этого сдвига.
Слайд № 43
-