Перестроение на соседнюю полосу
Прежде чем перестраиваться на соседнюю полосу, Вы должны включить указатели поворота в соответствующую сторону, убедиться в том, что своим маневром не помешаете транспорту, движущемуся по этой полосе (взгляд в зеркало или поворот головы), и лишь затем поворачивать руль. Перестроения рекомендуется производить плавно, под небольшим углом (10° -15°) к продольной оси дороги. Не забывайте также и о «писаных» правилах перестроения: «Уступает всегда тот, кто перестраивается, а при взаимном перестроении — тот, у кого есть помеха справа».
Объезд препятствий
При объезде препятствий, как и при обычном перестроении на соседнюю полосу, Вам необходимо убедиться в том, что Ваш маневр не создаст помех движению других машин.
А если создаст? Тогда следует снизить скорость или даже остановиться у края проезжей части, дождаться того момента, когда позади Вас совсем не будет машин и только затем объехать этот «нехороший» грузовик.
Еще Вы должны помнить о том, что при объезде или просто проезде мимо стоящего транспорта образуется «мертвая» зона (впереди справа), из которой может внезапно появиться пешеход-нарушитель, мечтавший перебежать дорогу именно перед Вашей машиной.
Проезд остановок маршрутных транспортных средств
Приближаясь к автобусу (троллейбусу), стоящему на обозначенной остановке, следует учесть «мертвую» зону, о которой говорилось выше, и заранее спланировать свои действия с учетом тою, что при отъезде от обозначенных остановок общественный транспорт имеет преимущество даже при выезде сразу на вторую полосу. Чтобы этот маневр не стал для Вас неожиданным и Вы смогли уступить дорогу автобусу (троллейбусу) без резкого торможения, Вам необходимо держать под контролем его левые указатели поворота. Они включатся в тот момент, когда посадка-высадка пассажиров закончится, и водитель начнет готовиться к отъезду от остановки.
С трамваями проще. Если Вы видите, что впереди идущий трамвай остановился на своей остановке посередине дороги, то Вам следует заранее начать плавное снижение скорости. Пешеходы-пассажиры, которые будут переходить проезжую часть от тротуара к трамваю и обратно, имеют преимущество, и Вы обязаны уступить им дорогу.
Проезд пешеходных переходов
ПДД дают конкретные указания на эту тему в различных ситуациях, как для водителей, так и для пешеходов.
Есть рекомендация — старайтесь видеть лица тех (пешеходов и водителей), с кем у Вас пересеклись «пути-дорожки». Когда видишь человека, всегда можно определить, что произойдет в следующую секунду, и быть к этому готовым.
Обгон
Обгон по праву считается одним из самых сложных и опасных маневров на дороге, поэтому во время экзамена лучше было бы воздержаться от обгонов. Тем не менее, если экзаменатор сочтет нужным дать Вам это задание, то прежде всего следует понять, что обгон по сути своей является чем-то вроде объезда препятствия, только препятствие это движется!
Для безопасного выполнения обгона необходимо учесть конкретные требования ПДД, использовать опыт объезда препятствий и перестроений на соседние полосы, а также постараться «увидеть» различные варианты развитая событий, которые будут стремительно меняться во времени и пространстве.
Теперь самое главное — приступать к обгону можно только тогда, когда Вы на 150% уверены в благополучном его завершении!
Повороты и развороты
Перед началом поворота направо Вы обязаны заблаговременно перестроиться в крайнее правое положение и затем придерживаться этого положения во время всего поворота.
Если габариты ТС не позволяют выполнить данное требование ПДД , то от этого требования допускается отступать, но только при условии обеспечения безопасности для всех других участников движения.
В любом случае, выполняя поворот (направо, налево и разворот), Вы не должны оказаться на полосе встречного движения!
При повороте налево и развороте полностью исключить возможность опасной ошибки можно лишь одним способом — поворачивать налево и разворачиваться только через воображаемый центр перекрестка. Выезжать с перекрестка по завершении левого поворота (разворота) разрешается на любую полосу, но только на своей правой стороне дороги.
Проезд перекрестков
Здесь можно говорить очень много или очень мало. Поскольку большинство из тех, кто сейчас читает эти строки, уже успешно сдали теоретический экзамен, то начинать длинный разговор не имеет смысла. Но совет все же будет. Откройте экзаменационные билеты и на каждую задачу, где Вам предстояло чисто теоретически проехать через перекресток, посмотрите новыми глазами, с новыми мыслями. Это Вы сейчас подъезжаете к тому реальному перекрестку! Значит, именно Вам лично для себя и надо решить, как к нему подъезжать, по какой полосе, какая должна быть скорость и передача, надо ли включать указатели поворота и если надо, то в какой момент, и тому подобное. Вы должны спланировать, а затем воплотить в жизнь все необходимое для того, чтобы успеть разобраться в дорожной ситуации, вовремя принять единственно правильное решение и на «пять с плюсом» проехать через этот перекресток.
.
Остановка
О чем стоит поговорить, так это об остановке. Во-первых, во время движения по экзаменационному маршруту Вам следует постараться предугадывать возможные команды экзаменатора, чтобы они не стали для Вас неожиданными. А во-вторых, когда экзаменатор предложит Вам остановить машину, сначала надо будет выбрать подходящее место и лишь затем останавливаться. Для этого необходимо постоянно держать в памяти все ограничения в движении и остановке для того участка дороги, по которому Вы сейчас движетесь. Дорожные знаки, белые и желтые линии разметки, пешеходные переходы и пересечения проезжих частей, мосты, тоннели и т.д. — все это вместе и по отдельности определяет возможность остановки без нарушения ПДД. Поэтому не торопитесь, прежде подумайте, разрешена ли остановка в том или ином месте, и лишь затем переходите к практическим действиям:
указатели поворота направо (или налево при остановке на левой стороне дороги};
· взгляд в зеркало и (или) поворот головы;
· перестроение в крайнее положение;
· тормоз и затем сцепление (на большой и средней скорости движения), или наоборот — сцепление, затем тормоз (на малой скорости};
· полная остановка (параллельно краю проезжей части);
· нейтральная передача;
· стояночный тормоз;
· потом убираем ноги с педалей и выключаем указатели поворота.
Далее, в зависимости от указаний экзаменатора, Вам предстоит возобновить движение по маршруту или, если это задание было последним, покинуть машину (желательно с положительной оценкой за экзамен)
ТАБЛИЦА ШТРАФНЫХ БАЛОВ – ЭТАП ГОРОД
А ГРУБЫЕ (штрафной бал – 5) | |
1.1 | Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество |
1.2 | Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество |
1.3 | Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления |
1.4 | Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика |
1.5 | Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих или предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний |
1.6 | Пересек стоп линию при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора или регулировщика |
1.7 | Нарушил правила выполнения обгона |
1.8 | Нарушил правило выполнения поворота |
1.9 | Нарушил правила выполнения разворота |
1.10 | Нарушил правила движения задним ходом |
1.11 | Нарушил правила проезда железнодорожных переездов |
1.12 | Превысил установленную скорость движения |
1.13 | Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения |
1.14 | Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов |
1.15 | Выполнил обгон ТС с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, либо сопровождаемого им ТС |
1.16 | Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью избежания ДТП |
1.17 | Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора |
Б. СРЕДНИЕ (штрафной бал – 3) | |
2.1 | Нарушил правило остановки и стоянки |
2.2 | Не подал сигнал световыми указателями поворота перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой. |
2.3 | Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3 1.12) |
2.4 | Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки |
2.5 | Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении |
2.6 | Не пристегнул ремень безопасности |
2.7 | Нарушил правила перевозки пассажиров |
2.8 | Использовал во время движения телефон |
2.9 | В установленных случаях не снизил скорость или не остановился |
В. МЕЛКИЕ (штрафной бал – 1) | |
3.1 | Несвоевременно подал сигнал поворота |
3.2 | Нарушил правила расположения ТС на проезжей части |
3.3 | Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий |
3.4 | Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС |
3.5 | Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП |
3.6 | Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом |
3.7 | Допустил иные нарушения ПДД |
3.8 | Неправильно оценивал дорожную обстановку |
3.9 | Не пользовался зеркалами заднего вида |
3.10 | Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плавность движения |
3.11 | В процессе экзамена заглох двигатель |
Система оценки
Второй этап практического экзамена оценивается по системе: положительная оценка «сдал», отрицательная «не сдал. При этом ошибки делятся на : мелкие – 1 балл, средние – 3 балла,
грубые – 5 баллов.
1. Положительная оценка выставляется, если кандидат в водители за допущенные ошибки набрал в сумме до 4-х штрафных баллов.
2. Отрицательная оценка выставляется, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов.
3. Экзаменуемый допускается к повторной сдаче практического экзамена (при получения отрицательной оценки) не ранее, чем через 7 дней после неудачной сдачи.