Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории
Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:
§ Физиологические потребности;
§ Потребность в безопасности и защищенности;
§ Социальные потребности;
§ Потребность в уважении
§ Потребность в самореализации;
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.
7. Маслоу: самоактуализация как феномен
В ранних работах самоактуализация для Маслоу - это устремленность личности "ввысь".
В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем.
для зрелого А.Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация - достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженностьпсихологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность
"Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи...".
8. Картина мира средневекового человека: потребности и мировоззрение
- понятие «средний век» возникло несколько столетий назад для обозначения периода, определяющего греко-римскую древность от нового времени, с самого начала несшее критическую, унизительную оценку – провал, перерыв в культурной истории.
Отношение ср. человека к природе:
- не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром, ищет свое отражение в природе.
- человек видит в природе те же качества, которыми обладает сам.
- нет четких границ, разделяющих индивида и мир.
- Отношение человека к природе в средние века – это нахождение самого себя во внешнем мире.
Средневековое сознание было ориентировано на прошлое (новшества отторгались)
Ценность имело прежде всего старое, а новое – ведёт к упадку.
Внутренне развитие человека было исключено, т.к. всё было предрешено свыше.
Святость либо дана заранее, либо было стремление к яркому, сверкающему( в религиозном контексте)
Забота о теле:
- физическая крепость, выносливость высоко ценились
- рыцарский идеал – воинственный идеал - был вполне телесным
- развивается культура жестов
9.Эпоха возрождения: потребности, взгляды на Человека
Ренессансный гуманизм
- Петрарка ввёл понятие гуманизм – перенесение человека в центр мира (антропоцентризм)
Особенности:
- исследование человека такими, какой он есть
- ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами
- гуманисты видели в разумной человеческо природе образ божий
- долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него.
- задача человека – улучшать мир
Данте
-человек причастен к 2 природам – земной и небесной
- человек стремится к 2 видам блаженства: к земному (путь филос. Наставлений, которые познаются разумом), к небесному наслаждению (путь наставлений духовных, сообразующихся с учением святого духа)
Лоренцо Валла
- стремление к наслаждению – главный стимул, движущий всеми человеческими поступками.
- чувства служат для наслаждения
- чувства нужны для самосохранения
- утверждается идея наслаждения, как гармонии духовного и темного начал.
Пико делла Мирандола
- обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»
- мир имеет 3 уровня: ангельский, небесный, элементарный
- человек – 4 мир
Эразм Роттердамский
- человек состоит из души, духа и тела (тело – низшая чать человека, дух – свет, который осеняет человека, душа – связывает их)
- добродетель человека состоит в правильном направлении усилий собственной души
- в познании самого себя мешают 3 зла: слепота незнания, затуманившая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого существа
Мишель Монтель
- самая большая ценность – человек
- чтобы человек познал истину, необходимо сомнение
- человек есть часть природы
10. Эпоха нового времени: характеристика потребностей и взглядов.