Место и значение изучаемой темы в системе курса

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ М-1

____________________________________________________

Теория поведения потребителей

Тема 1.1. Теория поведения потребителей

Приступая к изучению данной темы, следует задуматься над следующими вопросами:

1. В чем состоит сущность рыночного механизма?

2.Что представляет собой полезность товара?

3.Как формулируется правило максимизации полезности?

Если Вы правильно ответили на эти вопросы, можете приступать к изучению темы.

Если Вы не уверены в правильности ответов на вопросы и испытываете затруднения, проконсультируйтесь у преподавателя и повторите материал предыдущих модулей.

Цель темы

Место и значение изучаемой темы в системе курса

Тема «Теория поведения потребителя» является второй в структуре модуля «Теория поведения потребителей». Рассмотрение материала темы позволяет изучить проблему достижения максимальной полезности при выборе потребителями, как экономическими субъектами, товаров на рынке, выяснить формирование спроса на товары и услуги.

Цель темы –изучение положения равновесия потребителя в ординалистской гипотезе на основе бюджетной линии и кривых безразличия, рассмотрение изменений спроса при изменении цен товаров и дохода потребителя, выяснение эффекта дохода и эффекта замещения, построение кривой спроса.

В результате изучения темы студент должен:

на репродуктивном уровне – знать понятия:функция полезности, кардиналистская гипотеза, ординалистская гипотеза; кривая безразличия, предельная норма замещения, бюджетная линия потребителя;кривая «цена – потребление», кривая индивидуального спроса, кривая «доход– потребление», кривые Энгеля; эффект дохода, эффект замещения, нормальные товары, товары низшей категории,

на продуктивном уровне – уметь: раскрывать функцию полезности в кардиналистской и ординалистской гипотезах оценки полезности; объяснять правило максимизации полезности, обосновывать формулу равенства отношений предельных полезностей и цен товаров; рассматривать особенности бюджетной линии и кривых безразличия потребителя, формулировать условие равновесия потребителя в ординалистской гипотезе; раскрывать взаимосвязь кривой «цена – потребление» и кривой индивидуального спроса, характеризовать взаимозависимость кривой «доход – потребление» и кривых Энгеля; объяснять эффект замещения и эффект дохода в результате изменения цены согласно подходам Е. Слуцкого и Дж. Хикса;

на творческом уровне – уметь: анализироватьвыбор потребителем товаров при данном уровне цен и потребительского бюджета для получения наибольшей полезности; производить сравнительную оценкуединства и различий в подходах Е. Слуцкого и Дж. Хикса к приобретению товаров потребителем; составлять прогнозы формирования потребительского спроса.

Учебно-информационный блок темы

Название темы модуля и изучаемых вопросов Вид занятия Кол-во час. Управляемая самостоя-тельная работа студента
Теория поведения потребителя      
1. Теория потребления. Кардиналист-ский и ординалистский подход в оценке общей полезности. 2. Аксиомы ординалистского подхода. Кривая безразличия потребителя. Предельная норма замещения. 3. Бюджетная линия потребителя. Свойства бюджетной линии. 4. Условие равновесия потребителя. Графическая интерпретация равно-весия. 5. Определение индивидуального спроса при изменении цен товаров. Кривая «цена–потребление». 6. Определение индивидуального спроса при изменении дохода потре-бителя. Кривая «доход – потребление». Кривые Энгеля Лекция  
1. Теория потребления. Кардиналист-ский и ординалистский подход в оценке общей полезности. 2. Аксиомы ординалистского подхода. Кривая безразличия потребителя. Предельная норма замещения. 3. Бюджетная линия потребителя. Свойства бюджетной линии. 4. Условие равновесия потребителя. Графическая интерпретация равно-весия. 5. Определение индивидуального спроса при изменении цен товаров. Кривая «цена–потребление». 6. Определение индивидуального спроса при изменении дохода потре-бителя. Кривая «доход – потребление». Кривые Энгеля Семинар  

Основное содержание учебного материала темы

Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения.

Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

Графическая интерпретация равновесия потребителя.

Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена – потребление». Построение кривой индивидуального спроса. Кривые «цена – потребление» и кривые спроса для различных видов благ.

Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход–потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход–потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.

Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.

Практическое значение анализа кривых безразличия.

Словарь основных понятий

• Функция полезности – зависимость между полезностью, получаемой потребителем и количеством потребляемых им благ.

• Кардиналистская гипотеза теории потребления – потребитель определяет абсолютную оценку полезности каждого экономического блага в психологических единицах.

• Ординалистская гипотеза теории потребления– потребитель знает, какое удовлетворение приносят все наборы благ, поэтому оценивает их не абсолютными числами, то есть количественно, а порядковыми числами по мере уменьшения полезности.

• Бюджетная линия потребителя – линия, показывающая все возможные комбинации двух благ, которые он может приобрести при постоянной величине денежного дохода и данном уровне цен.

• Кривая безразличия – кривая, показывающая все возможные комбинации двух благ, каждая из которых дает потребителю одинаковое удовлетворение, или полезность.

• Предельная норма замещения MRS – максимальное количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности.

• Карта безразличия – набор кривых безразличия, в которой каждая следующая кривая, проходящая дальше от начала координат, имеет большую совокупную полезность.

• Равновесное положение потребителя – достижение точки касания бюджетной линии и наиболее высоко расположенной из всех достижимых кривой безразличия.

• Условие равновесия потребителя при ординалистском подходе – равенство предельной нормы замещения MRS отношению цен благ Рв / Ра.

• Кривая «цена–потребление» – совокупность точек равновесия потребителя при различных уровнях цены, которые показывают варианты выбора благ при максимизации полезности потребителем.

• Кривая «доход–потребление» – совокупность точек равновесия потребителя при разных уровнях дохода, которые показывают все комбинации благ, обеспечивающие получение максимальной полезности потребителем.

• Кривая Энгеля –зависимость объема потребления товаров от величины дохода потребителя.

• Закон потребления Энгеля – при неизменном уровне цен рост доходов семьи приводит к снижению доли расходов на продукты питания.

• Эффект дохода – снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и росту покупок этого товара.

• Эффект замещения – снижение цены товара увеличивает относительную привлекательность данного товара для потребителя и приводит к замещению этим более дешевым товаром других товаров, которые стали более дорогими.

• Номинальный доход – доход, который получает потребитель в денежной форме.

• Реальный доход – количество товаров и услуг, которое потребитель может купить на сумму номинального дохода.

• Подход Е.Слуцкого – реальный доход потребителя является неизменным, если потребитель приобретает одинаковое количество благ при разной величине денежного дохода.

• Подход Дж.Хикса – реальный доход потребителя является неизменным, если потребитель приобретает на свой денежный доход разные наборы благ, приносящие ему одинаковую величину полезности.

• Тождество Е.Слуцкого – общий эффект изменения цены равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода.

1.2.3. Вопросы и задания к лекции

Вопросы к лекции

1. Какова цель потребителя при выборе товаров на рынке?

2. Какие подходы применяются к оценке полезности в теории потребления?

3. Что показывает бюджетная линия потребителя?

4. Чем определяется характер кривой безразличия потребителя?

5. Каково условие равновесия потребителя в ординалистской гипотезе теории потребления?

6. Что выражает кривая «цена-потребление»?

7. Что выражает кривая «доход-потребление»?

8. Что показывает кривая Энгеля?

9. В чем состоят эффект дохода и эффект замещения при снижении цен товаров?

10. Как эффект дохода вызывает увеличение спроса на товар?

11. Как эффект замещения приводит к росту спроса на товар?

12. В чем состоят единство и различие кардиналистского и ординалистского подходов в выборе потребителем товаров при использовании денежного дохода?

Задания к лекции

1. Охарактеризуйте концепции оценки полезности в теории потребления.

2. Обоснуйте условие максимизации полезностипотребителя при ординалистском подходе к выбору товаров.

3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Почему потребитель получает наибольшую полезность в точке касания кривой безразличия и линии бюджетного ограничения?»

4. Докажите, что кардиналистская и ординалистская гипотезы теории потребления формулируют одинаковое условие равновесия.

5. Проанализируйте кривую «цена-потребление».

6. Охарактеризуйте кривую «доход-потребление».

7. Дайте ответ на вопрос: «Как на основе кривой «цена-потребление» определяется спрос на товар?»

8. Как Вы считаете: «Как на основе кривой « доход-потребление» определяется положение кривой Энгеля?»

9. Докажите, что общий эффект изменения цены товара равен сумме эффекта замещения и эффекта дохода потребителя.

1.2.4. Материалы к семинарскому занятию

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

1. Функция полезности. Аксиомы ординалистского подхода.

2. Бюджетная линия потребителя и карты кривых безразличия.

3. Кривая «цена–потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

4. Кривая «доход–потребление». Кривые Энгеля.

5. Эффект дохода и эффект замещения.

6. Рыночный спрос. Построение кривой рыночного спроса.

Наши рекомендации