Миф 2. мальчики должны быть мальчиками
Миф "мальчики должны быть мальчиками" - то есть должны соответствовать стереотипу доминантного "мачо" - мешают некоторым родителям и их сыновьям жить так, как было бы для них более естественно. Мальчишеский кодекс говорит, что мальчик должен быть сильным, требовать от других уважения и никогда не действовать, "как девчонка". Если поведение мальчика признается "немужественным", противоречащим Мальчишескому кодексу, он, скорее всего, встретит сопротивление общества - его будут разглядывать или шептаться за спиной, унижать, подкалывать, он, вероятно, будет чувствовать себя опозоренным.
Когда восьмилетний Этан сказал учителю физкультуры, что он лучше будет прыгать через веревочку, чем играть в баскетбол с мальчиками, некоторые из его одноклассников не смогли сдержать смех. Учитель улыбнулся снисходительно, но твердой рукой направил Этана в сторону баскетбольной площадки.
Тринадцатилетний Стивен пришел в школу с толстым слоем лосьона против акне, покрывающим "неприлично" большой свежий прыщ на носу. Его одноклассники задразнили его "милашкой". Ему были унизительны их вопросы, не "забыл ли он накрасить губы" или какое платье он наденет на танцы сегодня вечером.
Когда семнадцатилетний Брэд прочитал с выражением стихотворение на уроке английского языка, с задней парты донеслось хихиканье. Потом кто-то передразнил его, преувеличенно сюсюкая, и прошептал достаточно громко, чтобы все услышали: "Педик".
Когда мальчики ведут себя недостаточно "мужественно", их сверстники - и мальчики, и девочки - мгновенно затянут покрепче узлы его смирительной рубашки пола. Некоторые родители, учителя, тренеры и другие педагоги тоже работают над укреплением мифов о маскулинности, ставя мальчикам на вид нарушения Мальчишеского кодекса.
Дженнифер тридцать шесть лет, она изучала развитие ребенка в Уэллсли и Гарварде, а теперь работает педагогом в детском саду в Бостоне. Она попросила у меня совета относительного одного из ее подопечных, четырехлетнего Бенджамина. "Он до сих пор хочет играть роль мамы в играх и примеряет украшения в раздевалке",- рассказала она. "Когда я предлагаю ему заняться чем-то другим, он начинает плакать на глазах у других детей. В остальном он выглядит абсолютно здоровым,- уточняет она,- но у меня сомнения относительно его готовности к детскому саду".
- Я, кажется, однажды видел, как Лиза надела ковбойскую шляпу и хлопала себя по бедрам, как будто едет на лошади,- спросил я.
- Конечно,- сказала Дженнифер,- но все девочки так делают.
Даже эта прекрасно образованная, очень компетентная и внимательная учительница находилась под влиянием мифа "мальчики должны быть мальчиками": быть в игре мамой и примерять бижутерию - не соответствует канонам "здорового" мальчикового поведения.
Я наблюдал похожие ситуации в другой частной школе, которая гордилась своей прогрессивностью. Некоторое время назад они подготовили программу для детей обоих полов под названием "Деремся безопасно", призванную помочь детям выпускать свою злость. Я был на одном таком боксерском матче и наблюдал, как пятилетний Майкл, ростом не более трех футов, сделал неловкую попытку нанести удар. "Не так, Майкл,- сделал замечание тренер,- ты раскачиваешься, как девчонка".
Трудно себе представить, насколько травмирующими для мальчиков могут быть такие замечания. Как терапевт, работавший и с молодыми людьми, и со взрослыми, я провел бесчисленное количество консультаций, на которых взрослые мужчины делились со мной болезненными воспоминаниями, о том, как в детстве их стыдили, что они недостаточно "мужественные" или "не такие, как другие мальчики". Особенно страшно это доя маленьких мальчиков, так как подобное унижение вызывает у них чувство, что им некуда бежать.
Без надежного места, где они могли бы поговорить о своей боли и стыде, поделиться своим смущением, многие мальчики начинают черстветь и превращаются в маленьких мужчин. Они отрицают свои собственные чувства, и их голоса больше не связаны с их эмоциональной сущностью.
Насколько труден этот процесс "закалки стыдом" для мальчиков, настолько же трудно родителям увидеть его. Зачастую мифом "мальчики должны быть мальчиками" мы, взрослые, защищаемся от нашей собственной боли и озабоченности тем, как наши мальчики проходят этот невероятно драматичный путь. Возможно, принимая миф, что мальчики должны сами понять, как действовать, должны быть "мужественными" и "держаться твердо", мы чувствуем себя лучше от мысли, что этот процесс необходим, что это естественная стадия взросления. Взрослые мужчины особенно доверяют этому мифу, потому что он защищает их от собственных болезненных воспоминаний.