Кодекс мальчишеской дружбы
Итак, что же такое кодекс мальчишеской дружбы? Сторонний наблюдатель может не увидеть его, но мальчики его знают. Как мы уже говорили, в моем исследовании "Слушая голоса мальчиков" тема дружбы фокусировалась на том, что мальчикам нравится делать вместе, на их разговорах, способах справиться с грустью и разочарованием, на том, как они разрешают конфликты и конкурируют друг с другом, на том, как они доказывают свою верность, оставаясь рядом. Представляется, что разговоры - отнюдь не единственное, что удерживает мальчиков рядом друг с другом. Как это сформулировал шестнадцатилетний Фил: "Мы разговариваем, но это не означает, что мы садимся и заводим беседу. Мы говорим, пока заняты чем-то еще. Мои друзья сделают все, чтобы помочь мне". Поэтому основа мальчишеской дружбы - это поиск того, кому ты можешь доверять настолько, чтобы быть рядом с ним. По словам Шона, его друзья "знают, кто я такой, и принимают меня". Дружба - это место, где можно снять маску или по крайней мере немного приспустить ее. Другу мальчик может показать свои слабости и не быть осмеянным за них. И да, мальчики ожидают определенного количества добродушного поддразнивания, потасовок и беззлобных обзывательств от своих друзей. В своих играх мальчики учатся не принимать разногласия слишком близко к сердцу. Им нравится обращаться к сборнику правил или следовать каким-то принципам для разрешения спора отчасти потому, что это быстро и справедливо. На самом деле, их развитое чувство справедливости - один из путей позаботиться друг о друге.
Мальчики и мужчины должны научиться ходить по тонкой грани: это близость без сентиментальности, доверие без долгих разговоров, эмпатия без слов. Как только мы поймем этот кодекс мальчишеской дружбы, мы увидим, что мальчики на футбольном поле вовлечены в социальные действия, они строят дружбу, которую ценят.
Как я уже говорил, если мы хотим вырастить мальчиков, которые сочувствуют нам, мы должны сначала показать им свое сопереживание. Мы должны уважать мальчишескую дружбу. Она удовлетворяет их и жизненно важна для них. Учитывая то, каким количеством стыда общество нагружает мальчиков, когда они пытаются достичь той или иной степени близости, высоты, которых достигает их дружба, заслуживают нашего восхищения и признания.
Платоническая, но глубокая. Мальчики дружат с девочками
Один из самых охраняемых секретов - то, что многие мальчики и девочки подростки замечательно дружат, что они искренне и неромантически увлечены друг другом. Беседуя с мальчиками, я увидел, что почти у всех из них есть друзья среди девочек, и это ценные и особенные друзья. Для многих мальчиков близкие и несексуальные отношения с девочками восполняют и возрождают "утраченную половину" их эмоциональности, которую они похоронили, когда пережили травму преждевременной сепарации с матерями. Платоническая связь с девочками помогает мальчикам снова обрести давно забытые и подавленные свойства своей натуры и дает им возможность развиваться эмоционально. Кажется невозможным переоценить значимость этих глубоких платонических отношений мальчиков и девочек.
Джулиан и Алиса
В среду после футбольной тренировки Джулиана ждали плохие новости. Его родители попросили его сесть и сообщили, что они разводятся. Джулиан был подавлен. Когда он открыл этот "стыдный секрет" Джону Симпкинсу, надежному школьному психологу, мистер Симпкинс предложил ему походить на психотерапию вместе с другими девятиклассниками, у которых была та же беда. Джулиан, которому вовсе не нравилась идея сидеть в кружочке и рассказывать о своих чувствах этой "горстке лузеров", решил, что он попробует пережить свою боль иначе. В субботу утром он пошел в школьное кафе на встречу клуба "Поболтаем", где уже были три мальчика, три девочки и школьный советник. Его нервировало то, что придется говорить о своих проблемах перед девчонками, но он расслабился, когда увидел там Алису Гэррити, девочку из дома напротив, которая в дошкольные годы была его лучшей подружкой.
"До школы мы так дружили, что даже вместе праздновали дни рождения, но потом, вы понимаете, я начал тусоваться с мальчишками, она занялась танцами, я - футболом, и не заметил, как все превратилось в "привет, как дела?" раз в несколько месяцев,- рассказывает Джулиан. - Когда я снова увидел ее на уроке английского, где-то глубоко внутри у меня появилось странное чувство. Она была как сестра или кузина, кто-то, кого я потерял, даже не заметив этого. В группе, я увидел, что она не такая, как все, особенно в том, как она говорит. У нее получалось выражать словами ту боль, которую я всегда чувствовал внутри. Мы начали проводить вместе время как друзья. Мы часами гово рили по телефону, особенно после того, как один знакомый разозлил нас. Это было похоже на возвращение в прошлое. Что-то важное вернулось. Она помогает мне выговориться и облегчить душу. Я думаю, я тоже ей помогаю, потому что иногда мне кажется, что она слишком много о чем-то думает. Она зацикливается, и тогда я говорю: "Пошли съедим по мороженому". Я даже научил ее играть в двадцать один[11]. Кажется, это радует ее. Наша дружба на самом деле помогает мне".