Диагностический комплекс, позволяющий изучить особенности развития учебного взаимодействия младших школьников.
Вариант задания № 2
Вопрос: Диагностика учебного сотрудничества у младших школьников.
План
Коллективно-распределенная учебная деятельность (теоретическая основа)
«В сущности, деятельность … предполагает не только действия только отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность»
В. В. Давыдов
1) Становление самостоятельного субъекта учебной деятельности при коллективном способе обучения.
«Каждый ученик по очереди работает с каждым, т.е. темп и качество усвоения материала не могут быть одинаковыми для всех. На таком уроке ученика много, а учителя мало».
Е.В. Муранова
2) Свобода самоопределения.
«При этом неизбежны межличностные конфликты, но мы исходим из того, что учим детей не только решению конкретной задачи, но и умению общаться, уважать мнение другого».
Е.В. Муранова
3) Формы коллективно-распределенной учебной деятельности.
«учитель – ученик» «учитель – группа учащихся»
«ученик – ученик» «ученик – группа учащихся» ……………..«группа учащихся – группа учащихся»
4) Этапы становления коллективно-распределенной учебной деятельности
Основные принципы обучения в сотрудничестве.
Сотрудничество- совместная работа нескольких человек , направленная на достижение общих целей…
1) Взаимозависимость членов группы
Единой цели мы вместе добьемся.
Ведь роли и функции каждого есть!
Прочтем мы учебник, найдем в интернете
Одно поощрение будет на всех!
2) Личная ответственность каждого.
Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы.
4) Рефлексия
Обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Диагностический комплекс, позволяющий изучить особенности развития учебного взаимодействия младших школьников.
1) Методика под условным названием "Ковёр".
Направлена на изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия
Группа | Наличие центрального рисунка | Одинаковое оформление углов | Симметричное расположение деталей |
1 группа | + | - | - |
2 группа | + | + | - |
3 группа | + | + | + |
4 группа | + | - | - |
5 группа | + | + | + |
6 группа | + | + | - |
2) "Рукавички"
Методика, разработанная Г.А.Цукерман и позволяющая диагностировать уровень инициативы ребёнка в организации условий рефлексивного взаимодействия с учителем и способность вступать в содержательные отношения со взрослым.
3) "Социометрическое исследование"
Определение социального статуса ребёнка в классном коллективе.
4) "Лестница самооценки"
Установление степени адекватности детской самооценке в контексте взаимодействия с другими детьми.