Создание и применение кодексов
Многие организации для того, чтобы прояснить и закрепить те моральные стандарты, которые они хотели бы культивировать среди своих работников, создают специальные кодексы организационного поведения. Эти кодексы призваны решать три группы задач:
- задают ценности и моральные стандарты, которым должны следовать все работники организации;
- позволяют работникам лучше понять требования, предъявляемые к ним со стороны администрации;
- регулируют отношения между руководителями и подчиненными, между представителями организации и потребителями.
Для того, чтобы устанавливать стандарты, кодексы должны быть простыми, открытыми, должны обращаться к позитивным ценностям и указывать работникам, какое поведение и какие рабочие результаты ожидаются от них в организации.
Как правило, кодексы содержат в себе следующиеосновные элементы:
· базовые, понятные запреты (исключение конфликта интересов работников и интересов организации; запрет на использование служебных помещений и оргтехники в личных целях и т.п.);
· финансовые условия, определяющие связь между достигнутыми рабочими результатами, поведением на работе и оплатой труда работников;
· указание на неприемлемые образцы поведения;
· беспристрастная оценка ситуации, сложившейся в организации;
· обязательства администрации по отношению к работникам;
· ограничения, налагаемые на работников (возможности дополнительных заработков, работа в других организациях и т.п.);
· административные наказания за серьезные нарушения установленных порядков и правил;
· процедуры защиты работников в случае их обращений с жалобами или претензиями.
Хорошим примером кодекса поведения работников организации является Сгеdо – документ, разработанный в компании Джонсон и Джонсон не только для того, чтобы гарантировать высокое качество выпускаемых продуктов, но также, чтобы вдохновлять персонал на большее участие в работе по достижению целей организации:
НАШЕ СRЕDО
Мы несем ответственность перед медиками и больными, перед матерями и всеми теми, кто использует нашу продукцию и услуги:
- все, что мы делаем, должно быть самого высокого качества;
- мы постоянно стремимся к снижению всех издержек, чтобы поддерживать разумные цены;
- заказы клиентов должны выполняться быстро и точно;
- наши поставщики и дистрибьюторы должны иметь высокую прибыль;
- мы несем ответственность перед теми работниками, которые работают с нами в разных странах мира;
- каждый работник должен рассматриваться как личность;
- мы уважаем чувство собственного достоинства и признаем заслуги каждого работника;
- на своей работе люди должны испытывать чувство безопасности;
- оплата труда должна быть справедливой и адекватной, а работа должна протекать а условиях чистоты, порядка и безопасности;
- для работников, имеющих одинаковую квалификацию, должны быть установлены равные условия найма, продвижения и поощрений;
- мы должны обеспечить компетентное и справедливое управление;
- мы ответственны в равной степени как перед обществом, в котором живем и работаем, так и перед всем мировым сообществом;
- мы должны быть хорошими гражданами – принимать участие в общественных акциях, заниматься благотворительностью и платить свою долю налогов;
- мы должны поддерживать улучшения в обществе, в образовании и здравоохранении;
- мы должны содержать в хорошем состоянии собственность, которую мы используем, охранять окружающую среду и природные ресурсы;
- наша основная цель – ответственность перед акционерами;
- бизнес должен приносить хорошую прибыль;
- мы должны экспериментировать с новыми идеями, проводить исследования и развивать инновационные процессы, приобретать новое оборудование, новые средства производства и разрабатывать новые продукты;
- создавать определенные резервы на случай возможных потрясений;
- если мы будем придерживаться этих принципов, то наши акционеры будут иметь достаточные дивиденды.
Практика создания кодексов поведения получила в последние десятилетия самое широкое распространение в развитых странах, что свидетельствует о понимании руководителями их безусловной пользы в регуляции поведения работников. Аналогичные кодексы были широко распространены и в бывшем СССР, однако они часто носили излишне демагогический характер, являясь частью той идеологической обработки, которой подвергались все граждане страны.
Создание кодексов, регламентирующих поведение людей в организации – это не самоцель. Конечной целью при этом являетсясоздание такого морального климата в организации, который максимально благоприятствует достижению высоких рабочих результатов.
Основная сложность состоит в том, что этику или моральный климат нельзя увидеть пли «потрогать руками». Руководитель может судить о неблагоприятном моральном состоянии коллектива лишь по косвенным признакам.
Важнейшими индикаторами, которые могут сигнализировать о неблагоприятном состоянии морального климата в коллективе, являются:
- высокий уровень текучести кадров (выше 10% от списочной численности);
- низкая производительность, неудовлетворительное качество работы или услуг;
- непрекращающийся поток жалоб и претензий со стороны работников;
· низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины (высокий уровень прогулов и большое количество опозданий; невыполнение или несвоевременное выполнение распоряжений руководств и др.);
· грубость работников и низкий уровень обслуживания клиентов (если их работа предполагает прямые контакты с клиентами).
Неудовлетворительный моральный климат в организации, низкий уровень трудовой этики персонала, отрицательно сказывающиеся на работе организации, ставит руководство перед необходимостью исправления такого положения дел.