Конь-качалка (дханурасана). 5 страница

в) как духовное действие, больше как подготовка к духовным упражнениям концентрации и медитации. САХИТА, впрочем, в этой связи пусть называется также и СУКХА-ПУЕВАК ("приятное подготовительное упражнение"), ведет в своих обоих вариантах специально полученное в дальнейших дыхательных упражнениях затягивание вдоха и выдоха, благодаря чему может достигаться состояние в подъеме духа (УНМАНИ).

3. Третьей группой дыхательных упражнений - сначала, главным образом, вдохов (2 упражнения) и затем в основном выдохов (1 упражнение) - начинаются, собственно, упражнения ПЕАНАЯМЫ (растяжение), причем вдохи-выдохи следуют здесь через оба носовых отверстия. Сюда относятся УДДЖАЙН, БХЕАМАЕИ и МУЕЧХА. Сначала должен быть растянут сколь возможно по долготе вдох. Это обеспечивает УДДЖАЙН.

Известным нам уже положением языка - легкое нажатие корня языка на мягкое нёбо (НАБХО-МУДЕА) - несколько сужается носоглотка так, что возникает легкий шум или храп, если при этом вдыхать как можно медленнее. Следите прежде всего за тем, чтобы был слышен непрерывный и одновременно слабый звук храпа, лишь самим упражняющимся, а не кем другим. Затем спокойно задержать дыхание и медленно выдохнуть через оба носовых отверстия (или через одно левое). Это лишь предварительное упражнение, целью которого является направить внимание упражняющегося на процесс вдоха. Основное упражнение УДДЖАЙН состоит в следующем: попытаться вместо сужения носоглотки языком, удлинить вдох при его помощи так, чтобы зажужжать внутри себя. Выбрать тон, но не какую-то мелодию, а именно по возможности высокий, ибо чем ниже звук жужжания, тем труднее вдыхать его без перерыва. Помните, это жужжание должно непременно оставаться на одной высоте и не прерываться, за короткой задержкой дыхания следует спокойный выдох.

Это УДДЖАЙН ("преодолевающее") - название указывает на способность подчинить своей воле дремлющую в теле силу КУНДАЛИНИ (об этом речь пойдет позже), "разбудить ее" - образует вторую часть уже описанной БХАСТЕИКИ, особенно, если мы при этом ограничимся на первой (предварительной) форме УДДЖАЙН. Далее говорится, что УДДЖАЙН предупреждает водянку и более того, ее последствия. По Гхеранде образование слизи и "ужасные нервные болезни" возникают по той простой причине, что САХИТА, при которой на этот раз благодаря постоянному и медленному притоку кислорода во время сильно затянутого вдоха возникает опасность удушья и это обстоятельство делает УДДЖАЙН еще более ценным.

БХРАМАРИ.Если в упражнении УДДЖАЙН долгий лишь вдох при короткой (нормальной) задержке дыхания и так же коротком выдохе, то следующий шаг - длинный вдох, длинная задержка при коротком (нормальном) выдохе - дальнейшее затягивание вдоха, переходящее постепенно в паузу "с воздухом". Это происходит лучше всего в связи с сосредоточением на шуме вне или внутри собственного тела. Каждый из нас знает, что если попытаться прислушаться к тихому шороху, то невольно затаиваешь дыхание. Для этого можно выбрать любой отдаленный шум или шуршание большой раковины. Так как руки при этом упражнении свободны, потому что дыхание происходит через оба носовых отверстия, держат одной рукой большую раковину, непосредственно около уха и во время вдоха стараются углубиться в это конь-качалка (дханурасана). 5 страница - student2.ru шуршание, как бы желая избрать в нем определенный звук.

Чем глубже при этом концентрируешься - это упражнение именно и способствует этой концентрации и становится тем самым переходом к ступени концентрации - тем легче и естественнее устанавливается затаивание дыхания (с воздухом), ведь получается, что сосредоточение на этом шорохе будет совершенно лишь при этой паузе. При всех случаях избегать того, чтобы вызывать задержку дыхания искусственно при помощи запирания носоглотки.

Только вдох должен становиться все медленнее, пауза в дыхании наступит сама по себе.

После первоначальных попыток с раковиной можно перейти к тому, чтобы прислушиваться к шуму крови в жилах, особенно в аорте, для чего сначала зажимать пальцами оба уха и сосредотачиваться на шуме в правом ухе уже вышеописанным способом, а позже - и не затыкая ушей. Это называется "звучание шума АНАХАТЫ в сердце" (в большей степени в аорте), сама по себе маленькая наука, которую часто встречаешь в индийских текстах и по которой изменения шумов от далекого грома до тихой мелодии должно способствовать определению высоты степени совершенствования в искусстве ЛАЙЯ-ЙОГИ.

Так как мы в данный момент овладевали этим дыхательным упражнением с точки зрения дыхательной техники, достаточно чтобы слушание этих шумов помогло преобразовывать вдох в паузу в дыхании (затаивание - не остановка дыхания!). В этом отношении это дыхательное упражнение напоминает технику САХИТЫ, с той разницей, что здесь дышат обеими носовыми отверстиями. Но в остальном к этому упражнению (БХРАМАРИ или "пчелиное жужжание") относится все то же самое, что говорилось о свойствах САХИТЫ (за исключением поляризации дыхательных потоков) и УДДЖАЙН. Единственно новый фактор здесь - это введение способности концентрации.

МУРЧХА.Это последнее дыхательное упражнение этой третьей группы. Оно является, как и второй вариант САХИТЫ, противоположностью БХРАМАРИ. Вдыхать нормально и вслед за этим выдохнуть как можно медленно, пока это постоянно замедляющееся выдыхание перейдет в паузу без воздуха. Обозначение МУРЧХА ("беспамятство") указывает на оглушающее действие этого вида дыхания на человека. Физиологически действие этого упражнения, как и любого другого дыхательного упражнения, при котором пауза в дыхании и выдох дольше вдоха, объясняется тем, что уже объясненный процесс сгорания при малом доступе кислорода таит в себе опасность удушья. Поглощающая способность гемоглобина крови по отношению к окиси углерода (СО) в 200 раз выше, чем при поглощении кислорода, недостаток которого в теле вызывает асфикцию (удушье), первым тревожным сигналом которой является потеря сознания.

Поэтому вряд ли рекомендуется продолжать выполнение этого упражнения до этой степени. Но оно несмотря на это имеет неизмеримую ценность. Если идти вперед постепенно и не превышать паузу в дыхании, заметишь, как чуточку выключается сознание так, что внешние шумы и другие помехи уже не могут вывести из состояния покоя. Да, они даже более ощущаются, факт, являющийся большой помощью при медитации. Это оглушение сознания может привести даже к полному отделению тонкоматериального тела от физического ("выход астрального тела"), однако следует предостеречь от того, чтобы доводить это "состояние оглушения" до полноты, ибо только краткое прекращение дыхательной деятельности, как оно практикуется и ценится многими хатха-йогинами. Если это состояние отсутствие дыхания и связанное с ним сковывание сердечной деятельности длится более 6 минут, при нормальных условиях наступает смерть, ибо чрезвычайно тонкие клетки головного мозга после этого короткого промежутка времени начинают разлагаться. Но если соблюдать предосторожность и придерживаться указанной меры, дыхательное упражнение МУРЧХА дает неоспоримые преимущества, так как оно в противоположность БХРАМАРИ, которая способствует напряжению сознания, вызывает расслабление его, а следовательно, и всего тела. Да и сон наш, взятый в основе своей, является этой самой МУРЧХА в легкой форме, так как выдох во сне длиннее, чем вдох - правило, которое можно употреблять как действенное средство против бессоницы.

По этой самой причине Патанджали относил это дыхательное упражнение к возможности достичь покоя и ясности мыслительной субстанции (ЧИТТА-ПРАСАДАНА): "Или (этим может достигаться ЧИТТА-ПРАСАДАНА) благодаря совершенному выдоху и задержке дыхания" ("ЙОГА-СУТРА", I, 34).

Но вообще-то учение ЙОГИ считает укорачивающим жизнь фактором то положение, когда долгота выдоха превышает долготу вдоха - наверное из достоверно известных древних физиологических соображений. Отсюда возникает необходимость систематизации дыхательных упражнений по принципу равной длины вдоха и выдоха при непревосходящей этой длины задержке дыхания (паузе с воздухом или без него). Если мы рассмотрим все возможные комбинации короткого или длинного вдоха и выдоха и задержки дыхания, появится следующая таблица:

Ценность

Вдох Затаивание Выдох Вид дыханияЕ
Короткий Длинное Короткий САХИТА1
Короткий Длинное Длинный САХИТА2
Длинный Короткое Короткий УДДЖАЙН +
Длинный Длинное Короткий БХРАМАРИ +
Короткий Короткое Длинный МУРЧХА
Длинный Короткое Длинный ТАЛА-ЮКТА +
Длинный Длинное Длинный КЕВАЛИ1 +
Короткий Короткое Короткий КЕВАЛИ2 +

При этом малая ценность обозначена минусом или удвоенным минусом, полноценность плюсом или двойным плюсом.

Из этой таблицы убедительно выделяется последний и высший способ, так называемый КЕВАЛИ ("исключительно затаивание дыхания"). Этому способу дыхания предшествует предварительное упражнение ТАЛА-ЮКТА ("связанное с ритмом"), так называемое маятниковое дыхание. Этим завершаются все возможные вариации дыхательной техники. Не входящие в эту таблицу дыхательные упражнения, как ПЛАВИНИ, СУРЬЖХЕДА, СИТАЛИ и БХАСТРИКА являются с одной стороны (как ПЛАВИНИ) в качестве основного принципа входящими в любое дыхание, с другой стороны (как СУРЬЖХЕДА), образующими часть упомянутых или преобладающими в заключительных очистительных упражнениях (как СИТАЛИ и БХАСТРИКА).

4. Четвертая и последняя группа дыхательной техники состоит из единственного упражнения, называемого КЕВАЛИ, которое требует уже в соответствии со своим именем своеобразной, нигде, к сожалению, до сих пор необъясненной техники. Что означает это название? "КЕВАЛИ" значит "единственный" (исключающий все остальное) и обычно понимается как "исключительно затаивание дыхания" и так же выполняется, но оно много шире, чем только это.

Мы видели, что так называемое "затаивание дыхания" должно быть в действительности застыванием в дыхании как при вдохе, так и при выдохе. Отсюда проистекает двойной характер КЕВАЛИ, что отчетливо показывается в практике и представляет из себя две следующие одна за другой ступени - КЕВАЛИ 1 и КЕВАЛИ 2. Так как этот особенно подчеркнутый Патанджали по эффективности "четвертый способ дыхания" действительно необходим для последующих упражнений в концентрации и медитации, как еще будет показано, является непременным условием правильного понимания и выполнения высших упражнений ЙОГИ.

Читатель же будет поражен, узнав, что сами признаннейшие авторитеты в области ЙОГИ не едины между собой по рекомендованному Патанджали порядку выполнения этого дыхательного упражнения. Так Свами Вивекананда переводит 51-й афоризм 2-й главы "ЙОГА-СУТРЫ" следующим образом: "Четвертое дыхательное движение состоит в сдерживании ПРАНЫ благодаря размышлению о внешних и внутренних предметах". А Свами Шивананда же говорит: "Четвертое (упражнение ПРАНАЯМЫ) проистекает через внутренние и внешние позиции". А теософская интерпретация В. К. Югда, которая опирается частично на перевод М. А. Оппермана, частично на "Науку дыхания" Рамачараки, гласит: "Имеется особый вид регулирования дыхания, который с одной стороны имеет отношение к сказанному в двух последних афоризмах (т. е. выдох, вдох, затаивание дыхания, определенные по времени, месту и количеству, короткие или долгие) и с другой стороны к внутренней сфере дыхания", ("Афоризмы по ЙОГЕ Патанджали").

И все же данное Патанджали указание при правильном понимании внутренней взаимозависимости учения достаточно четко: "Четвертый способ дыхания - это тот, который имеет ввиду область выдоха и вдоха" (Б. Сахаров, "Великая тайна").

Техника - соответственно, наблюдения процесса дыхания, или как это называется "иметь ввиду внешнюю или внутреннюю область дыхания" - не более и не менее. Эта техника уже разъяснялась Буддой и составляет предмет ежедневной практики в ашраме Ауробиндо, а также в КРИЙЯ-ЙОГЕ. Как она выполняется? Сначала делается предварительное упражнение, которое вводит эту технику спонтанно. Это предварительное упражнение называется ТАЛА-ЮКТА ("связанное с ритмом"). Это не что иное, как маятниковое дыхание, причем длительность вдоха и выдоха точно равны. Например, считают про себя до трех при вдохе и до трех при выдохе. При этом помогают себе представляя маятникооб-разное качание, которое проходит через тело туда и обратно. Хотя длительность качки сама по себе имеет секундное значение и является лишь задающей регулярность (ритм), попытайтесь постепенно растянуть качок по длине - до четырех, затем до пяти и т. д. - до тех пор, пока наконец один качок не перейдет во второй и дыхание станет "непрерывным". Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клетка длительное время остается растянутой и есть уже первая ступень КЕВАЛИ.

КЕВАЛИ 1.Теперь мы понимаем, что должно значить "исключительное застывание в дыхании" - легкие застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Отсюда следует практическое выполнение этого упражнения - попытаться стереть границы между вдохом и выдохом и наоборот, или, как это назвал Шанкара в своем комментарии к стиху 29, главы IV "ГИТЫ": "Вдох приносит в жертву выдоху, а выдох - вдоху". Это происходит без какого-либо усилия, при котором наблюдают процесс дыхания. Это КЕВАЛИ 1, или непрерывное дыхание, которое сопровождает любую концентрацию и по этой причине, которым должен обладать любой ученик ЙОГИ. Установлено, что объект концентрации можно удержать в мыслях лишь при этом "непрерывном дыхании". Нормальным способом для нас возможно привязываться нашим принципом мышления к какой-либо мысли самое большее на 2-3 секунды, ибо уже после этого кратковременного напряжения удерживаемая форма мысли расплывается как кусок воска в горячей печи. Но если мы хотим удержать этот образ возможно дольше, то для этого есть одно-единственное средство, а именно, при этом вдыхать как можно медленнее, случайно сдерживая дыхание. Во всяком случае граница между вдохом и выдохом стирается полностью, причем способность концентрации имеет свой кульминационный пункт при этом кажущимся полном прекращении вдоха, а ее минимум на другом "конце, а именно, на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом. Поэтому КЕВАЛИ 1 является непременным условием для концентрации мышления или, правильнее говоря, принципа мышления, а все вышеперечисленные дыхательные упражнения служат лишь цели, обучения этому непрерывному дыханию. Однако же это не конец дыхательной техники, ибо имеется еще один, более высокий способ дыхания, так называемое, незаметное дыхание, которое постоянно содействует и сопровождает самую наиважнейшую ступень ЙОГИ - медитацию, и обозначается как КЕВАЛИ 2.

КЕВАЛИ 2.Этот способ дыхания можно охарактеризовать самое наилучшее, как расслабление дыхательных органов, обусловленное опущением грудной клетки. Если упражняющийся при предыдущем способе дыхания (КЕВАЛИ 1) получил ощущение неограниченного расширения всего дыхательного аппарата во время дыхания, то он чувствует постепенный упадок его, пока дыхание почти прекращается, во всяком случае станет почти незаметным. Это состояние называется по индийски ЛАЙЯ ("прятки") дыхания, в противоположность КСАЙЯ ("иссякание","заход"), полному прекращению дыхания, которое преподается некоторыми безответственными учителями ЙОГИ, хотя это умерщвление дыхательной деятельности самими ими не выполняется и полностью извращается подлинная мысль предписания Патан-джали: "покой и ясность мыслительной субстанции", "приводимую сюда", а не закостенение ее. Если тело йогина в "УПАНИШАДАХ" сравнивается с повозкой, мысли с лошадью и дыхание с поводьями, управлением конем и езда, то ни в коем случае не должны быть целью искусства езды (ЙОГИ) остановка коня и повозки.

Но как достичь этих высших из всех ступеней дыхания? Они возникают, как впрочем и все в ЙОГЕ, сами по себе, как только достигнута предыдущая ступень, непрерывное дыхание достигает правильных взмахов. Если посредством постепенного вдоха добился необходимого расширения легких до их максимальных границ, то вся грудная клетка, дыхательные органы расслабляются, "спадают" пока дыхания более не замечаешь. Получается, что как будто вообще не дышишь.

Это незаметное дыхание, как уже указывалось, является постоянным сопровождением медитации, каковая возникает и достигает своего высшего размера только при этом способе дыхания (КЕВАЛИ 2). Всякая попытка вызвать медитацию или даже погружение как ее вершину, со всеми возникающими отсюда явлениями и силами, без этого способа дыхания непременно не достигнет цели.

Эти три дыхательных упражнения последней группы - ТАЛА-ЮКТА, КЕВАЛИ 1 и КЕВАЛИ 2 - выполняются после других, но могут возникнуть и спонтанно, фактически, со временем не нужны будут предварительные упражнения, да и прочие дыхательные упражнения для того, чтобы немедленно выполнить последнее и важнейшее незаметное дыхание. Но хорошо делают, начиная с маятникового дыхания. Во всяком случае можно быть уверенным, что КЕВАЛИ (1 и 2), поскольку речь будет идти о дальнейших упражнениях ЙОГИ - концентрации и медитации - заменяет и замещает все дыхательные упражнения.

Но и ТАЛА-ЮКТА имеет многие преимущества. Она в высшей степени успокаивает нервы и нет практически никакого другого дыхательного упражнения, да и вообще другого упражнения, которое в том же действии приравнивалось бы к этому маятниковому дыханию. Второе, успокоением лицевых нервов, которые у цивилизованных людей вследствие ежедневных забот и напряжения в борьбе за существование более или менее натянуты и придают лицу типичное выражение, расслабляются и они. Общее выражение получает благодаря этому спокойствие и гармоничность, становится одним словом "прекраснее". Все мы знаем удивительную уравновешенность, почти одухотворенность "Маски неизвестного", захлебнувшегося в Сене - в смерти расслабляются все мышцы лица, и этим же объясняется этот феномен спокойствия и у живых, которые постоянно и неограниченно упражняются в маятниковом дыхании. Третье, и это также недостижимо иными средствами, голос становится яснее и выше, особенно у мужчин. Он остается даже после "ломки голоса", как правило, несколько выше.

5. ПРАТЬЯХАРА ("Несвязывание мыслей с внешним миром")

Что же является следствием этой дыхательной техники? Мы уже видели, что любая дальнейшая ступень ЙОГИ органически развивается из предыдущей. Так НИЯМА была распространением главного принципа ЯМЫ, от чисто духовного уровня к физической повседневной жизни, благодаря чему гигиенические основы были созданы и указали путь к дальнейшему оздоровлению тела. Ступень АСАНЫ была поэтому лишь логическим завершением. За регулированием телесного здоровья должны быть предприняты такие же точно шаги и в духовной сфере - сфере тонкоматериального тела. Это обеспечивают дыхательные упражнения ПРАНАЯМЫ. Теперь возникает необходимость совершенствовать и дух (по индийски МАНАС) посредством ЙОГИ, для чего служат последующие ступени (ПРАТЬЯХАРА, ДХАРАНА и ДХЬЯНА). В заключение останется лишь одна последующая ступень - САМАДХИ (экстаз), которая преследует собой единственную цель - освободить человека от уз материи путем познания Истины. Обратимся сначала к первой из этих дальнейших ступеней - к ПРАТЬЯХАРЕ. Так как она непосредственно следует за дыхательными упражнениями, она должна рассматриваться как их результат. Да и многие труды по ЙОГЕ утверждают, что результатом дыхательных упражнений должно быть "пробуждение божества Кундалини" от его дремоты, которое должно чувствоваться в центре копчика. Но рассматривая с той точки зрения, что это является мистической аллегорией - во всяком случае не "разгрузка сексуальных сил", как это считают многие заблуждающиеся - это ("пробуждение") уже имеет место частично посредством АСАН.

Как бы то ни было классический текст ЙОГИ Патанджали не упоминает это ни единым словом. По нему следствием дыхательных упражнений, а главным образом четвертого (КЕВАЛИ) способа, является "исчезновение окутывающей свет знания ширмы и способность концентрации принципа мышления". А саму ПРАТЬЯХАРУ он определяет как "несвязывание мыслей с объектами их сферы и уравнивание по форме мыслительной субстанции".

Согласно этому это "несвязывание мыслей" должно быть независимо от дыхательной техники, которая пассивно подводит к этой ступени, также активно натренировано, а именно как особая тренировка субстанции мышления. По индусскому учению субстанция мышления распространяется при каждом восприятии количествами ее чувствительных элементов посредством мыслей, которые уподобляются объектам. Оттягивание их, примерно как улитка или черепаха втягивает свои члены, и является смыслом ПРАТЬЯХАРЫ. Но как же следует ее тренировать?

На этом вопросе многие могут сломать себе голову, ибо он практически нигде не освещается. Лишь у Вивекананды можно найти "освобождение" мыслей как эффективное предварительное упражнение, но и он оставляет открытым главный вопрос: "Как это делается?" Поэтому мы исследуем, как мы уже не раз делали, само слово "ПРАТЬЯХАРА". В то время как "ПРАГИ" с одной стороны "назад", а с другой стороны "сверх того", "кроме того", "вперед...", сочетание "АТХАР" означает как "достижение чего-то по направлению сюда", так и "отбирать, отнимать". Это противоречивое значение кажется еще больше запутывающим смысл целого, но именно в этом и заключается тайна - "подача мысли, чтобы ее отобрать". Не напрасно этот глагол еще означает "продолжать", а существительное "ПРАТЬЯХАРА" - "оттягивание", также (по грамматике) охват целого ряда звуков или суффиксов в одном закрытом слове. Это и есть решение проблемы.

Попробуем на одном примере и взглянем на какой-либо предмет. При этом установим, что мы сможем думать об этом предмете лишь столь долго, пока наш взгляд остается направленным на него. Едва наш взгляд соскользнет в сторону, как нарушается концентрация мыслей. Да и взгляд невозможно долго удержать на одной точке. Так уже с древности возникло так называемое упражнение ТРАТАКА - фиксация предмета взглядом, состоящее в том, пока взгляд еще не ускользнул - опыт в этом смысле подтверждает свойства этого упражнения - использование блуждания взгляда, именно это блуждание его и связывает мысли. Это явно проявляется из этимологии слова "ТРАТАКА", как "спасительное"(ТРА), "скитание" (АТАКА) взгляда и возвращает смысл ПРАТЬЯХАРЕ. Эта ТРАТАКА выполняется следующим образом.

Упражнение ТРАТАКА

Сесть перед картиной и попытаться на несколько секунд устремить взгляд на одну точку. Избегать прежде всего закостенелой, минутами фиксации одной точки, что с полным признанием рекомендуется многими фанатиками как правильная техника и упражняется ими, а останавливаться на детали картины именно столько, сколько нужно для того, чтобы удержать связанную с ней мысль и возможно не допускать никакой другой мысли - тогда перейти к следующей детали и т. д. и снова сначала, по возможности в том же порядке.

Таким образом учатся непрерывному продолжению (смотри выше значение ПРАТЬЯХАРА) взгляда и сознания. При этом особенно рекомендуются два предварительных упражнения.

Наши рекомендации