Управление эмоциями и чувствами в общении.
Назовите базовые ожидания, определяющие характер повседневного общения между людьми.
Любая ком-я осущ-ся в контексте фоновых ожиданий.
Фоновое ожидание – невербализованное, тем не менее культурной нормой заданное ожидание. Определяют дальнейшее поведение, ориентированы на других.
Базовые ожидания: 1) ситуативная уместность а) распознаём ситуацию б) осознаём свою роль в) действуем согласно этой роли
Оценка уместности позволяет нам оценивать последствия своего поведения. Усвоенные нормы поведения нас объединяют. Основные конфликты связаны с тем, что наши ожидания не оправдываются.
2) Взаимность –Ожидание, что другой тоже осознаёт ситуативную уместность и обладает теми же ожиданиями.
3) уважительное отношение к другому. По умолчанию признаём самоценность личности в качестве культурной установки. Если она есть, то на ней основывается принцип взаимности.
Сформулирована традиция, этическая и культурная(европейская).Но наша базовая среда формирует иные базовые ожидания – скорее осторожности. Каждая культурная система способна вырабатывать свои базовые ожидания.
4) Принцип взаимного понимания– ожидание того, что человек культурно компетентен и способен коммуницировать со мной на понятном мне языке, используя понятный мне лексикон.
Перечислите важнейшие эффекты межличностного восприятия и дайте краткую содержательную характеристику каждому из них.
МВ – это процесс отбора, организации и интерпретации данных, получаемых в процессе межличностного взаимодействия. Продукт: образ, представление.
Ключевая аксиома: мы никогда не воспринимаем реального другого, имеем дело только с собственным представлением. Мы никогда не поймём другого человека. Можем только сделать вывод о том, что в общении с нами он зачастую ведет себя определённым образом.
«Я-образ» - мы знаем ровно столько, каков наш опыт, ровно столько наших возможностей, в скольких нам удалось себя испытать.
Проблемы эффектов МВ:Проблема приближения/отдаления верности образа, искажения нашего восприятия другого.
Эффекты искажения: 1) эф. Ореола(привязывание неосязаемых качеств к осязаемым по принципу положительные к положительным, отриц. К отриц.)
2)эф. Проэцирования(наша готовность приписывать другому собственные качества, ожидания). Попытка устранить дифицит информации о другом.
3)стереотипизация (качества группы переносим на индивида и определяем его по признакам группы)
4) каузальная атрибуция(приписывание причин поведения другому человеку). Работает чаще всего, когда человек ведёт себя нестандартно или нарушает этические нормы.
Ошибки атрибуции:
1) Фундаментальная ошибка. При объяснении причин поведения другого, мы ищим их в личностных особенностях(соня, лентяй). Про себя – в обстоятельствах.
2) Мотивационная ошибка. Скорее связана с самоатрибуцией. Если я достиг успеха – это особенность личности. Если не достиг – дело в обстоятельствах.
Управление эмоциями и чувствами в общении.
Тезис 1. Мы рассматриваем эмоции как способ обмена сообщениями, а не биологическую реакцию. -> они управляемы
Тезис 2. У эмоций всегда есть предмет. Она всегда имеет культурно-историческое содержание, опр-ее, какие допустимы эмоции, что вызывает эти эмоции.
Стратегии упр-я эмоциями:
1) Предметная – можно управлять эмоциями, управляя предметом.
2) Вербализация (проговаривание) – любой разговор снижает интенсивность.
Стратегии разговора об эмоциях: а) деструктивная(эмотивная речь в адрес другого. Могут быть использованы только как монипулятивные – вызвать гнев, реакцию.)
Б)конструктивная(развёрнутое «Я-высказывание»): 1) описательное суждение. Фиксирование(не оценка) обстоятельств 2) указание на эмоцию 3) указание на потребность, которая стала актуальна 4) сообщение о просьбе, попытка изменить ситуацию, предложение
Чувства более длительные и устойчивые, глубокие переживания, но природа их идентична эмоциям.
Дисциплина 5. Психология массовой коммуникации
1. Каковы особенности массовой коммуникации?
МК – это предача специально созданных сообщений с помощью технических средств на численно большие, рассосредоточенные аудитории.
Осн. Особенности:
1) Исп-е тех средств(тв, радио, печать – по степени влияния на реципиентов)
2) Большая рассосредоточенная аудитория(масса)
3) Содержится некий субъективизм группы, которая создавала сообщение
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация | |
Опосредствованная | Непосредственная | |
Характер общения | Социально-ориентированное | Личностно-ориентированное |
Реципиент | Масса, рассредоточен-ть реципиентов | Отдельный человек |
Коммуникатор | Коллективен | Индивидуален |
Направление коммуникации | Однонаправлена, роли фиксированы | Постоянная смена направления и ролей |
Обратная связь | Отсутствие непосредственной обратной связи | Наличие мгновенной обратной связи |
2. Каковы психологические последствия МК? Перечислите основные методологические подходы, изучающие психологические последствия МК?
Посл-я:
1)Поведенческие
2)Когнетивные
3)Эмоциональные
1)Поведенческие – подражание(у детей), генерализация поведения(у взрослых) – (перестают чевствовать грань, к агрессии становится прибегать легче, тк у нас есть конкретная модель такого поведения; схемы более сложного, но конструктивного поведения у нас нет) Методологический подход, изучавшей эти посл-я - Бихевиоризм.
2)Когнитивные – Сознательный выбор поведения. СМК формирует наши знания, точки зрения, суждения, взгляды, ценности и установки. Изучался в когнетивной психологии.
Когнетивисты изучали конц-ю «повестки дня»-> сми не дают прямых ответов, но заставляют сознание идти в определённом направлении;думать об одном, не думать о другом. обращается внимание на одни события, а другие утаиваются. СМИ по-разному воздействуют на развитие когнитивной системы человека, в частности, на его воображение. Когнитивные эффекты радио более сильны, чем аналогичные эффекты телевидения. Радио развивает воображение.
3)Эмоциональные - СМИ могут вызывать смех, радость, расстройство, страх.
-мгновенные(испугались, убежали)
-отсроченные – «комплекс жертвы» под воздействием СМИ, инфы о террористических актах, ощущения: страха, отчаянности, незащищенности. Методология – психоанализ(на1м месте) + бихевиористы, когнетивисты.
Бихевиоризм – изуч. Поведение
Когнетивизм – изуч. Сознательное поведение
Психоанализ – изуч. Бессознательное
3. Дайте определение понятию «масса». В чем состоят отличительные особенности различных форм массового поведения?
Масса - более или менее устойчивое множество людей, демонстрирующих совместное или сходное, но не групповое поведение.
Черты массы: 1)масса не подчиняется предустановленным соглашениям и традициям, правилам и нормам;
2) спонтанность - масса спонтанно появляется в контексте некоторой ситуации; как только событие, объединившее массу, завершится, так спонтанно исчезнет и сама масса; данная черта отличает массу от группы;
3) вероятностность - социальные границы массы размыты; она открыта по составу;
4) гетерогенность - в массу входят люди совершенно разных групп, но в массе они перемешиваются и теряют индивидуальность;
5) анонимность - чаще всего люди в массе не знают друг друга.
Формы:
Толпа-люди, оказавшиеся в одном пространстве, влияющие друг на друга.
Публика – люди, внимание, интересы и действия которых направлены на один и тот же объект. Отлич-я от толпы: 1) отсутствие контактности 2) ниже эмоциональность
Эмоции | Толпа (конвенциональная) | Публика (контактная) |
Страх | Паника, массовая истерия | Тревожность |
Ярость | Террор, погромы, вандализм | Озлобленность |
Радость | Эйфория, экстаз | Массовые симпатии и предпочтения, мода |
Общественность – большое общество людей, объединенных конфликтом. Нет границ, ролей, чётко установленных взаимоотношений. Форма взаимодействия – убеждение. Отл. От толпы и публики тем, что она конфликтна.
4. Какие технологии воздействия на психику используются в МК?
Внушение – форма психологического воздействия на сознание, основанное на некритическом восприятии ими поступающей информации.
Принципы внушения:
1) Рассеивание внимания(кадейдоскопическое приедставление информации в газетах)
2) Заражение –процесс передачи эмоционального состояния от одного другому. Эффект взаимной индукции- чем больше людей испытывает эмоцию, тем быстрее она распространяется и усиливается 3) подражание-следование какому-либо примеру, образцу 4) повторение- человек запоминает и подвергается влиянию того утверждения, которое несколько раз повторяется, независимо от того, согласен он с ним или нет
Убеждение – аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания человека.
1)Примое – исп-е фактов, логики
2)Косвенное – исп-е намёков, ссылок на источники, с целью достичь временного согласия рецепиента. Всегда менее эффективно, чем прямое.
Правдоподобие аргументов часто связано с авторитетностью источников.
Технология косвенного убеждения Очень значимую роль играет то, кто говорит и в каком контексте. Характеристики отправителя, делающие его убедительным: 1) кредитность(компетентность+надежность)2)привлекательность(внешняя или привл. Самого сообщения), его подобие аудитории
Если инфа осн-ся на личных оценках, нам важнее компонент идентичности. Если речь идёт о фактах – важнее кредитность, авторитетность отправителя.
Характеристики получателя: бывает 1)групповым – точно выделена аудитория, известны и учтены ее псих. характеристики 2) массовым – возникает проблема адресности. Ее пытаются устранить, изучая гендерные, возрастные, соц-е и национальные хар-ки.
Харк-ки убедительного сообщения: правдивость, логичность, непротиворечивость, возможность усвоить его содержание; краткость(исключение - печать); конкретность[1)наличие главного героя 2)наполненность борьбой интересов, драмматизмом 3)содержать активное действие] В СМК исп-ся «Эффект сериалов» -незавершённое действие приблекает больше внимания, вызывает фрустрацию, стимулируя к появл-ю новых целей и задач; динамичность(эмоции радости и страха увеличивают динамичность); предварительное знание(привязать сообщение к темам, которые уже активно обсуждаются); значимость(лучше усв. Инфа, имеющая субъективное значение для слушателя)
5. Какова структура массового сознания? Каковы способы его формирования?
МС – это широкая совокупность идей представлений, точек зрения, доступная широким массам и вызывающая их интерес.
4)Общ. Мнения; Общ. Настроения – Уровень выражения МС
3)Мифы,правила, стереотипы – Уровень осмысления(создание текстов, легенд, правил, формулировок – вербальных форм осмысления)
2) Архетипы – Эмоционально-действенный уровень(эмоции, минуя сознание вызывают опр. Инстинктивные безрассудочные действия)
1) Архетипы.Ядро – переживания(восприятие реального или вымышленного объекта как значимого и вызывающего эмоциональный отклик)