Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
Не предусмотрено.
Приложение 1
Методика «Социальный интеллект» Гилфорда.
СУБТЕСТ N 1
"ИСТОРИИ С ЗАВЕРШЕНИЕМ"
.
СУБТЕСТ N 2
«ГРУППЫ ЭКСПРЕССИИ»
СУБТЕСТ N 3
«ВЕРБАЛЬНАЯ ЭКСПРЕССИЯ»
1.Человек – своему товарищу: «Вы великолепны». | 1.Довольный служащий – своему начальнику. 2.Благодарный ученик – своему преподавателю. 3. Недовольный человек – своему знакомому. |
2 .Продавец – покупателю: «Вы получите, что надо». | 1.Улыбающийся преподаватель – студенту. 2.Врач – пациенту. 3.Рассерженный милиционер – канючащему пьянице. |
3. Судья – победителю: «Поздравляю». | 1.Отец – победителю. 2.Друг – победителю. 3. Проигравший – победителю. |
4. Гордый отец – другу: «Посмотри на нее». | 1.Ревнивая девушка – другу. 2.Обрадованный мальчик – другу. 3. Восхищенная девушка – другу. |
5.Человек – своему другу: «Что ты делаешь?». | 1. Рассерженная мать – ребенку. 2. Заинтригованный прохожий – играющему ребенку. 3. Учитель – примерному ученику. |
6. Врач – больному ребенку: «Прими-ка это». | 1. Мать – сыну. 2. Боец – противнику. 3. Нагруженная жена – мужу. |
7.Официантка – клиенту: «Чем я могу Вам помочь?». | 1. Психиатр – пациенту. 2. Прохожий – пострадавшему в аварии. 3. Гид – туристу. |
8. Преподаватель – студенту: «Ты можешь сделать это лучше». | 1. Жена – мужу. 2. Мать – ребенку. 3. Тренер – спортсмену. |
9. Отец – сыну: «Ты мне нравишься». | 1. Брат – сестре. 2. Молодой человек – подруге. 3. Племянник – тетке. |
10. Начальник – рабочему: «Это хорошо». | 1. Поклонник – артисту. 2. Преподаватель – студенту. 3. Разгневанный ребенок – побитому им сопернику. |
11. Мать – бегущему ребенку: «Тише!». | 1. Рассерженный отец – кричащему сыну. 2. Пассажир – водителю. 3. Прохожий – неосторожному ребенку. |
12. Страховой агент – клиенту: «Распишитесь здесь, пожалуйста». | 1. Администратор гостиницы – клиенту. 2. Коллекционер автографов – «звезде». 3. Кассир – вкладчику. |
СУБТЕСТ N 4
"ИСТОРИИ С ДОПОЛНЕНИЕМ"
Бланк ответов
Ф.И.О.__________________________________ Дата _____________
Возраст _____________________ Пол ______________
Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 | |
пример | 1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 | 1 2 3 4 | |
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 | 1 2 3 4 | 1 2 3 4 | ||
1 2 3 4 |
Ключ к обработке методики
Правильные ответы:
№ | Субтест 1 | Субтест 2 | Субтест 3 | Субтест 4 |
Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной группы 18-55 лет)
Стандартные значения | Субтесты | Композитная оценка | |||
0 – 2 | 0 – 2 | 0 – 2 | 0 – 1 | 0 – 12 | |
3 – 5 | 3 – 5 | 3 – 5 | 2 – 4 | 13 – 26 | |
6 – 9 | 6 – 9 | 6 – 9 | 5 – 8 | 27 – 37 | |
10 – 12 | 10 – 12 | 10 – 11 | 9 – 11 | 38 – 46 | |
13 – 14 | 13 – 15 | 12 – 14 | 47 – 55 |
Интерпретация отдельных субтестов:
После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения.
При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:
1 балл – низкие способности к познанию поведения;
2 балла – способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);
3 балла – средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);
4 балла – способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);
5 баллов – высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.
Субтест №1 «Истории с завершением»
Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со следующими психологическими особенностями:
13. способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии;
14. способностью к расшифровке невербальных сообщений;
15. дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа пониманием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.
Субтест №2 «Группы экспрессии»
Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» – интуиции. В психологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невербальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словесное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербально.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
23. с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описании личности незнакомого человека по фотографии;
24. с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;
25. с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;
26. с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;
27. с эмоциональной стабильностью;
28. с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью;
29. с высокой самооценкой и степенью принятия себя;
30. с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;
31. с глубиной рефлексии;
32. с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации;
33. с эмпатией, с невербальной чувствительностью.
Субтест №3 «Вербальная экспрессия»
Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии, насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей и шкалой эмпатии.
Субтест №4 «Истории с дополнением»
Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.
Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).
Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.
Интерпретация композитной оценки социального интеллекта:
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:
1 балл – низкий социальный интеллект;
2 балла – социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
3 балла – средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
4 балла – социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
5 баллов – высокий социальный интеллект.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.
Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.
Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, развитой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения
Занятие № 34
Тема: «Психология речи»
2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.
3. Значение изучения темы.формирование представлений об эмоциональных процессах, знакомство с базовыми типологиями и фундаментальными свойствами, характеризующих динамические особенности протекания эмоциональных процессов.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная:знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы:
5.1. Контроль исходного уровня знаний:
Не предусмотрен.
Основные понятия и положения темы.
1. Разговор двух подруг, Екатерины и Юлии:
- Юля, вот смотри: я уже прочувствовала, что то, что у меня в руках – это не разбитая ваза, это уже черепки, которые никак не применишь. И вроде как смогла отпустить. Но мне вообще тяжело выбрасывать вещи. Даже если они не нужны.
- Я помню, как ты говорила о штанах, которые не снимают, пока новые не купят. Но это если штаны – единственные. А если – вторые, третьи?
Вот представь себе вазу, которая у тебя хранится. Эту вазу подарил… допустим, твой дед твоей бабушке. Далеко не в самый лучший момент. Принес ее на какой-то праздник. Бабушке она не нравилась, но она эту вазу хранила.
Потом передала твоей маме. И вот мама передала вазу тебе.
И ты видишь, что эта ваза не важна для тебя – ни как приятная память, ни как семейная ценность. Она тяготила твою бабушку, маму, а теперь и тебя.
И вот ты, наконец, набралась смелости – и эту вазу разбила об стену! Представь, какую свободу ты чувствуешь в этот момент!
- Кажется, мне стало понятно, что делать с вещами, которые до сих пор я ни носить, ни выбросить не могла.
Какая функция речи проявилась в данной ситуации?
2. Данная функция речи заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. О какой именно функции говориться?
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Какая речь применяется в повседневной жизни чаще? Устная или письменная?
5.4. Итоговый контроль знаний:
Не предусмотрено.
Домашнее задание для уяснения темы занятия.
Не предусмотрено.