Методические возможности и средства
психодиагностики экологического сознания. Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации
В экологической психологии наиболее результативным методом исследования являются полевые исследования массового экологического сознания. Полевое исследованиев экологической психологии — это форма или тип исследования социально-психологичес-ких явлений, связанных с экологической ориентацией, поведением и деятельностью тех или иных сообществ людей в естественных условиях проживания. Полевое исследование — это, прежде всего изучение экоценно-стных ориентаций ограниченных в пространстве общностей людей, социальных или профессиональных групп, в естественных повседневных заботах, обычных условиях и рамках жизнедеятельности. Основная цель полевых экопсихологических исследовании — открытие еще неизвестных процессов, явлений и опреде-ляющих факторов экологического сознания. В зависи-мости от задач, используемых организационных и пси-ходиагностических средств в экологической психологии выделяют три типа полевых исследований.
1. Пилотажное исследование —предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных явлений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и суждениях.
2. Диагностическое исследование —в полевых условиях осуществляется уточнение экопсихологиче-ской феноменологии с применением специальных методик, открываются новые явления, которые невидимы из наблюдений и бесед, уточняются психологические или социальные механизмы их действия, даются пояснения фактам, устанавливается истинная картина эко-психологической действительности.
3. Экспериментальное исследование —направлено в основном на проверку гипотез, теоретических представлений, сложившихся или выдвигаемых концепций, но может быть также ориентировано и на внедрение неких коррекционных программ, информационных блоков, приемов психологической поддержки, социально-педагогических, медико-психологических и других новаций. Экспериментальное исследование призвано проверить, уточнить, оценить экопсихологиче-ское явление, в отдельных случаях выполнить экспертизу предпринимаемых мер, определить направления профилактики нежелательных вариантов развития.
Полевое исследование предполагает обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемых процессов. В опыте "Черниговской экопсихологической инициативы" (об-щественно-научной психологической организации) сложился вариант студенческих велосипедных экоэкспе-диций, когда небольшая группа студентов экобиологов во главе с преподавателем на своих велосипедах во время летних каникул выезжает в населенные пункты, отнесенные к разным зонам радиактивного загрязнения, и в непроизвольной форме осуществляет спланированные исследования. Это воспринимается в качестве естественного любопытства и познания, интереса к жизни и быту простых людей, обмена мнениями и взаимного информационного обогащения.
В экологической психологии разными исследователями и научными коллективами применяются все типы полевых исследований, хотя продолжают доминировать пилотажные и диагностические. В арсенале эко-психологических исследований — множество общепсихологических, личностных и социально-психологи-ческих диагностик в соответствующих модификациях под экологическую проблематику, разрабатываются также оригиналыные методы [12, 29, 35]. Однако исследования экопсихологических проблем выполняются не только в полевых условиях, но и в лабораториях, студенческих аудиториях и школах, в трудовых коллективах, в практической работе и при психологических консультированиях.
Следует отметить, что из-за неразработанности концептуального строя и терминологического аппарата экологической психологии как новой отрасли научно-практического знания диапазон специфических приемов и методов диагностики на сегодняшний день весьма ограничен.
В экопсихологических исследованиях широко используют анкетирование. Анкета(от франц. епдие-1е — список вопросов) — методическое средство для получения первичнои социологической, социально-психологической или экопсихологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с централыной задачей исследования. В экологической психологии анкеты ориентированы на узловые проблемы экологического сознания конкретного региона. Поэтому в экопсихологической анкете используется прием перевода основных гипотез планируемого исследования на язык вопросов. Анкета составляетсятак, чтобы обеспечить получение ответов такого содержания, которые правдиво отражали бы действительность как по отношению к опрашиваемым, так и по отношению к проблеме. Особенно важно,чтобы вопросы отвечали критериям валидности, надежности и достоверности. Чем валиднее анкета-вопросник, как, впрочем, и любой иной тест, тем точнее отображается в нем то качество (свойство или явление), ради изучения которого он создавался. Иными словами, валидность— это соответствие предмету измерения.
Надежностьанкетирования, как и других измерений, определяется их качественностью, т. е. устойчивостью (стабильностью) результатов к влиянию погрешностей в повторных измерениях. Достоверностьизмерений определяется незначительным колебанием точности получаемых суждений, не превышающей 5-процентного отклонения от статистической истинности (т. е. единичное явление измеряется диагностическим инструментом в плане выявления его тенденциозности так, что погрешность в измерении на 1000 аналогичных явлений не превысит 5%). Такой уровень погрешности вполне допустим в социальных, психолого-педагогических, экопсихологических измерениях. Поэтому при разработке экопсихологических анкет их проверяют на соответствие указанным критериям.
Составлениеценной в экопсихологическом отношении анкеты— весьма непростое дело, предполагающее целый ряд этапов.На первом этаперазработки анкеты определяется ее содержание. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности в изменившихся условиях существования, отношение к экологически вредным факторам существования, о самочувствии в прошлом и настоящем, приоритетах в экодиспозициях и пр. Если помимо самого мнения важно знать и его интенсивность, то в формулировку вопросов включают соответствующую шкалу оценок.
Второй этапв разработке анкеты — выбор типа ответов: открытые, закрытые. По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими. В открытых вопросах опрашиваемый может строить свой ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме, а в закрытых обычно допускаются лишь ответы "да", "нет". Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответов, поэтому в экопсихологическом анкетировании чаще прибегают к смешанным типам формулировок. Следует избегать вопросов, в которых просматриваются скрытая заданность ответов, сверхдета-лизированность, двусмысленность, невыразителыная дифференцированность
Третий этапв составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов бывает различной для разных типов анкетирования. Из нашего опыта изучения социально-психологических последствий Чернобыльской катастрофы следует, что вопросы целесообразно группировать блоками. Например, блок общих сведений, блок образа жизни и заботы о здоровье, блок оценки аварии как экологического события. В блоке вопросов общего порядка помимо общих сведений (возраст, пол, профессия) запрашивается содержательная информация: субъективное мнение о справедливости отнесения населенного пункта к зоне радиа-ционного загрязнения, об основных источниках про-дуктов питания, личной оценке своего здоровья. В блоке образа жизни — удовлетворенность жизнью (как она сложилась на момент анкетирования); экологическая и социальная детерминация самочувствия; формы отдыха и рекреации; жизненные изменения последнего времени; причины этих изменений, отношение к ним. В третьем блоке нашей экопсихологической анкеты выясняется общая осведомленность в экологии и, в частности, в вопросах, связанных с врздействием радиации, субъективный образ Чернобыля, отношение к государственным мероприятиям по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, к планам относительно дальнейшей эксплуатации ЧАЭС.
Составленная анкета в зависимости от обстоятельств, целей исследования и контингента опрашиваемых может использоваться и как анкета, и как по-луструктурированное интервью.
Полуструктурированное интервью(от англ. т1егу1еш — свидание, встреча, беседа) — целенаправленная беседа, цель которой получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимуществаполуструктурированного (заданного по форме и содержанию) интервью перед анкетным опросом:возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса или отдельным проблеам, выражаемое интонацией, мимикой, репликами; возможность гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов; ставить дополнитель-ные, т. е. уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и другие вопросы. Отметим, что в полевых экопсихологических исследованиях использование полуструктурированного интервью достаточно хорошо себя зарекомендовало. Сельский житель, особенно зрелого возраста, настороженно относится ко всему, что записывают с его слов, и охотно вступает в беседу без каких-либо записей. Поэтому структура интервью-анкеты запоминается исследователем и в соответствии с ней строится беседа. По окончании этой работы в том или ином населенном пункте участвующие в исследовании студенты и преподаватель-психолог выезжают (на велосипедах) за околицу, рассаживаются подальше друг от друга и записывают все, что получили в беседах, интервью, наблюдениях. В этом есть свои преимущества: одновременно мы используем еще один психологический метод — метод независимых экспертов.
Проведение интервьютребует профессиональной подготовки, поскольку при интервьюировании недопустимы внушающие интонации, слишком замедленный или ускоренный темп речи, проявления равнодушия или, напротив, подчеркнутой заинтересованности. Необходимы навыки и умения интервьюеров приблизить, буквально соединить, найти "психологическое эхо" изучаемого с его внутренним миром, с его потаенными мотивами и смыслами. В каждом случае нужно стремиться к тому, чтобы человек с удовольствием делился своими мыслями по поводу задаваемых вопросов, чтобы он почувствовал, что это его дело, его интерес, а не интерес того, кто опрашивает.
Правила формулировки вопросов, последовательности простых и сложных, основных и дополнительных в интервью почти те же, что и в анкетном опросе, но помимо этого интервью активно использует развитие основного вопроса с учетом ситуации, допускает провоцирующие вопросы, возможность сомневаться в искренности ответа или его полноте, позволяет уточнять формулировки, переспрашивать, добиваться ясности и определенности позиции, воссоздавать обстановку прошлого или освежать память респондента, гибко варьировать прямые и косвенные вопросы.
Обработка материалов осуществляется качественными и количественными методами контент-анализа, иными формализованными процедурами с использованием методов вариационной математической статистики.
Если анкетирование и интервью — преимущественно формализованные методы экопсихологических исследований и сужают поле исследователя, фокусируя его внимание на определенных гранях проблемы, то метод наблюденияболее свободен от гипотетической заданности познания действительности, поэтому широко применим в экологической психологии. Наблюдение — один из основных методов эмпирического исследования экопсихологической реальности. Он состит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии экопсихологических явлений с целью изучения их специфических особенностей в конкретных условиях. Это метод сбора первичной экопси-хологической информации путем прямой и непосредственной регистрации событий, мнений и фактов, а также условий, в которых они имеют место. Наблюдеиие (если речь идет о научном экопсихологическом наблю-дении) всегда целенаправленно,чаще всего структу-рированозаранее разработанной программой(фор-мализованное) или планом(неформализованное), включенноеили участвующееи предполагает вклю-чение исследователя в наблюдаемые события и про-цессы. В экологической психологии обычно прибегают к невключенному наблюдению,т. е. когда исследователь не вмешивается в изучаемые события и явления, а осуществляет фиксацию и анализ материалов "скрытно" или же в таком присутствии, при котором истинные цели познания замаскированы. Конечно, это не исключает возможности включенного наблюдения, когда исследователь "в натуре" живет в соответствующих исследованию экологических условиях и изучает их психологическую реальность, как у себя, так и у других. В экологической психологии редко прибегают к лабораторным наблюдениям, да и вряд ли это целесообразно, за исключением имитационных игр или компьютерного моделирования.
В экологической психологии используют систематические наблюдения— наблюдения по заранее разработанному плану, рассчитанному на определен-ное время, и несистематические, краткосрочные,а также разовые срезы. Возможен и лонгитюд,отслеживающий развитие экопсихологического явления на этапе определенного жизненного периода человека или общности людей.
Кратковременные наблюдения,как и "срезовые" исследования, проводятся на стадии первичной "разведки" для формулировки гипотез, получения общего представления об изучаемом явлении перед организацией и планированием систематических исследований или (и) для контроля и дополнения данных, полученных иными способами (из документов, средств массовой информации, слухов, опросов и т. д.). Систематические наблюдениячаще выполняются в монографических исследованиях или в государственных научных темах, а также в случаях практического внедрения целевых социальных программ и технологий. Для этого за основу берется изучение одного или нескольких локализованных объектов, отражающих типологию эко-психологических явлений в их динамике, развитии или адаптации.
Каждое научное наблюдение включает элементы теоретического анализа (замысел, система методических приемов, анализ или осмысление результатов, контроль), а также может использовать количественные методы анализа (контент-анализ, шкалирование, факторный, дисперсионный или кластерный анализ и пр.). Точность и глубина результатов наблюдения зависят от уровня знаний в области экологической психологии и других разделах психологической науки, подготовленности исследователя, поставленных задач.
В экопсихологическом лаблюдении, исходя из целей и задач исследования, фиксируются отдельные события, факты и мнения, их частота, особенности, интенсивность, поведенческие действия людей, их высказывания, эмоции и чувства, суждения, общие и особенные проявления деятельности применительно к характеру воздействия конкретных экологических условий существования, как и прогнозов на выживание. Главные преимущества наблюдения —в непосредственности впечатлений исследователя активном продуцировании идей и гипотез в ходе самого наблюдения. Но наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: в психологической интерпретации поведения людей сказывается личный опыт наблюдателя, привычные стереотипы его восприятия и суждний, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. п. Наблюдатель нередко может исходить из собственной установки, благоприятной для фиксации определениого факта, или порождать интерпретацию факта в духе своих ожиданий, превращая факт в мнение. Через одно наблюдение невозможно гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и значительной вероятности ошибок в интерпретации.
Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдений, особенно обращение к другим методам и способам сбора информации, применение психодиагностического тестирования, обращение к контент-анализу, математической статистике позволяют обеспечивать объективность материалов экопсихологического наблюдения.
Как один из методов качественного анализа в экологической психологии широко используется контент-анализ. Контент-анализ(от англ. соп?еп{з — содер-жание) — метод выявления и оценки специфических (в нашем случае — экопсихологических) характеристик текстов и других носителей информации (газет, бесед, интервью, бытовых разговоров и т. п.) путем выделе-ния, количественной и качественной обработки смы-словых единиц содержания. Сущность контент-анализазаключается в подсчете того, как представлены в некотором информационном массиве интересующие исследователя смысловые единицы. Для экологической психологии представляет интерес само по себе обращение людей к экологической проблематике (как часто и к каким проблемам), характер отношения к ним, обеспокоенность, потребительство или стремление укротить природные начала, особенности переживаний, тревоги, надежды и т. п. Поскольку одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью разных языковых и паралингвистических средств, то вслед за выделением смысловых единиц в экопсихологическом исследовании важно не только прибегать к конкретным эмпирическим индикаторам (показателям), но и учитывать эмоциональный фон, готовность следовать каким-то идеалам или ценностям, способность возмущаться, отстаивать позиции или быть индифферентными к экологическим явлениям, определять, куда ориентирована экологическая озабоченность — в прошлое, настоящее или будущее. Важна не только частота обращения к сфере экологии, но и сила постановки вопроса, интенсивность или масштабность той или иной смысловой единицы экологического сознания (будь то в газете, повседневных разговорах жителей соседнего с химическим заводом села или в обыденном сознании рядового гражданина).
Из массы однородно собранной информации контент-анализ позволяет выделять также отдельные экопсихологические характеристики субъекта экологической деятельности (человека, группы или общности людей), их психические состояния, экологическую дееспособность. Так, в экопсихологических исследованиях автора, его студентов и сотрудников контент-анализ позволяет отслеживать естественный эволюциогенез психосемантики по мере отдаленности от Чернобыльской катастрофы 86-го года, фиксировать узловые моменты адаптоэкосоциогенеза обыденного сознания к последствиям этой катастрофы, выходить на обобщения и конкретные рекомендации.
Данный метод достаточно громоздок и кропотлив, осуществляется по системе своих правил и алгоритмов, отфильтровывает большие массивы неформализованной информации, поэтому дает исключительно важную ориентировку в общих тенденциях и закономерностях экологического сознания. Эффективность контент-анализа многократно возрастает благодаря использованию компьютеров и специальных программ для анализа текстовой информации. Заметную роль в пов-шении качества контент-анализа играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных, особенно факторного анализа, способного математически интегрировать скрытые за отдельными фрагментами тенденции и закономерности.