Периодизация и особенности развития детей.

В процессе формирования ребенок проходит в течение 9-месячного развития в утробе матери, и социальную, вточение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период пер­воначального приспособления и приведения в готовность сущност­ных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

2. От 1 года до 3 лет — собственно младенчество. Один из наибо­лее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 до 6 лет — раннее детство, этап перехода от младенчества к детству. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода от рождения до 6 лет называют еще преддошкольным или дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начина­ется для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематиче­скому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному на­пряжению наступает к 7 годам.

4. От 6до 8 лет - собственно детство. В этот период происхо­дит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшеенакопле­ние физических, нервно-физиологическихи интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность кполноценному систематическому учебному труду.

5. От 8 до 11лет — предподростковый период, время зрелого дет­ства, накопления физических и духовных сил для перехода к отроче­ству Вместе с периодом детства предподростковый период именуется также младшим школьным возрастом.

6. От И до 14 лет — отроческий, подростковый возраст — новый качественный этап в развитии ребенка, наиболее характерными чер­тами которого являются: в физиологическом отношении — половое созревание, в психологическом — формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще среднимшкольным возрастом.

7. От 14 до 18 лет — юношеский возраст— время завершения физи­ческого и психологического созревания, социальной готовности к об­щественно полезному производительному труду и гражданской ответ­ственности. Девушки и юноши - старшие школьники — получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

Содержание образования в РФ.

Образование — целенаправленный процесс обучения ивоспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся кон­статацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образова­тельных уровней.

Дошкольное— образование, получаемое воспитанниками в сети дош­кольных образовательных учрежденийили под руководством родителей.

Общее— образование, включающее три ступени, соответствующие уров­ням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (пол­ное) общее.

Дополнительное— образование, полученное в музыкальных и художе­ственных школах или по программам, выходящим за пределы государствен­ных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование— совокупность знаний, уме­ний и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего илиначально­го профессионального образования в средних специальных учебных заведени­ях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего професси­онального образования.

Высшее профессиональное— образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удов­летворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образо­вания,реализуемое в высших учебных заведениях.

Автономность образования— один из основных принципов государ­ственной политики в области образования: возможность образовательных уч­реждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, поря­док и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся(воспитанников).

Адаптивность образования— один изосновных принципов государ­ственной политики в сфере образования: приспособление системы образова­ния к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспи­танников).

Демократизация образования— один из основных принципов го­сударственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование ипереход к общественно-государ­ственной системе, в которой личность, общество и государство являются пол­ноправными партнерами.

Единство культурного и образовательного пространства— один из основных принципов государственной политики в области образования, обес­печивающий связь федеральной программы развития образования с нацио­нальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

Наши рекомендации