Периодизация и особенности развития детей.
В процессе формирования ребенок проходит в течение 9-месячного развития в утробе матери, и социальную, вточение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.
Социальная стадия имеет следующую структуру.
1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.
2. От 1 года до 3 лет — собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.
3. От 3 до 6 лет — раннее детство, этап перехода от младенчества к детству. Это время интенсивного накопления социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода от рождения до 6 лет называют еще преддошкольным или дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.
4. От 6до 8 лет - собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшеенакопление физических, нервно-физиологическихи интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность кполноценному систематическому учебному труду.
5. От 8 до 11лет — предподростковый период, время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству Вместе с периодом детства предподростковый период именуется также младшим школьным возрастом.
6. От И до 14 лет — отроческий, подростковый возраст — новый качественный этап в развитии ребенка, наиболее характерными чертами которого являются: в физиологическом отношении — половое созревание, в психологическом — формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще среднимшкольным возрастом.
7. От 14 до 18 лет — юношеский возраст— время завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши - старшие школьники — получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.
Содержание образования в РФ.
Образование — целенаправленный процесс обучения ивоспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.
Дошкольное— образование, получаемое воспитанниками в сети дошкольных образовательных учрежденийили под руководством родителей.
Общее— образование, включающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Дополнительное— образование, полученное в музыкальных и художественных школах или по программам, выходящим за пределы государственных образовательных стандартов.
Среднее профессиональное образование— совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки специалистов среднего звена, полученных на базе основного общего, среднего (полного) общего илиначального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное— образование, имеющее целью подготовку (и переподготовку) специалистов соответствующего профиля и уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования,реализуемое в высших учебных заведениях.
Автономность образования— один из основных принципов государственной политики в области образования: возможность образовательных учреждений самостоятельно разрабатывать и утверждать учебный план, порядок и периодичность промежуточной аттестации, систему оценок обучающихся(воспитанников).
Адаптивность образования— один изосновных принципов государственной политики в сфере образования: приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
Демократизация образования— один из основных принципов государственной политики в области образования, предполагающий ликвидацию монополии государства на образование ипереход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами.
Единство культурного и образовательного пространства— один из основных принципов государственной политики в области образования, обеспечивающий связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.