Значима эмоциональная привязанность
О социальной ситуации развития младенца
Разнообразны факторы, обуславливающие как психологическое здоровье ребёнка, так и его нарушение. Они начинают «заявлять» о себе уже на первом году жизни малыша, в младенчестве. Как никогда интенсивно развивается психика ребёнка в этот период. Полученных по наследству механизмов, природных данных, явно недостаточно, чтобы ребёнок мог сам удовлетворить свои жизненные потребности, приспособиться к новой среде.
Переход к новому типу функционирования, выживание, адаптация его невозможны без взрослого. И последующие шаги малыша по освоению нового для него мира неразрывно связаны со взрослым.
Приспособление младенца к окружающей среде происходит либо опосредованно через другого человека, либо в тесном сотрудничестве с ним. Взрослый для него — «психологический центр всякой ситуации». Именно от складывающихся в данный период взаимоотношений между ребёнком и ухаживающими за ним взрослыми зависит во многом то, предпосылки какой личности начнут складываться у малыша, станет ли семья благотворным фактором для его психологического здоровья или же — фактором его риска.
Значима эмоциональная привязанность
Что такое эмоциональная привязанность? Чрезвычайно важное значение для нормального развития малыша, его психологического здоровья имеет возникающая во второй половине первого года жизни на основе общения эмоциональная привязанность ребёнка. Понимается способность ребёнка устанавливать особые, устойчивые и эмоционально значимые отношения к одному или нескольким лицам.
Как правило, это прежде всего родители или лица, их заменяющие, которые более других могут успокоить ребёнка, к которому малыш обращается для игры, защиты, утешения и т.п. Разнообразны виды, способы проявления детской привязанности.
Вот некоторые из них: ребёнок ищет близости с ухаживающим за ним человеком, в случаях же разлуки — стремится воссоединиться с ним; малыш испытывает страдание, если он разлучен с ухаживающим за ним человеком; ребёнок радуется, когда они встречаются снова; свое поведение он «строит» с учётом отношения ухаживающего за ним человека, периодически оглядываясь на него для одобрения (или утешения).
Рядом с лицом, к которому младенец испытывает привязанность, он чувствует себя спокойно, комфортно, защищённо.
…Как только малыш научился ползать, он делает первые попытки самостоятельно обследовать новую для него среду, удаляясь периодически от матери, но ненадолго — вскоре он возвращается к ней, чтобы рядом с матерью пережить чувство защищенности.
Вот он подрос, уже сам ходит. Его потребность в новых впечатлениях, любопытство всё чаще и с большей силой дают о себе знать. Новые встречающиеся на пути предметы своим внешним видом, издаваемыми звуками порой пугают малыша. И тогда он вновь свой взгляд бросает на мать и движется к маме. Рядом с любящим, вызывающим доверие человеком не страшно.
Мама… На неё чаще всего направлена привязанность ребёнка. И это естественно, поскольку именно она преимущественно занимается малышом, общается с ним. Вместе с тем, более пристальные жизненные наблюдения и некоторые специальные исследования показывают, что привязанность у младенца существует и к отцу, к бабушке, дедушке, к братьям, сестрам. Особенно в случаях, когда те участвуют в уходе за ребёнком.
Нередко дети имеют по несколько привязанностей. И это несомненное преимущество ребёнка: у такого малыша есть не один, а несколько человек, готовых поддержать, защитить, обезопасить его, к которым он может обратиться в непростые, стрессовые моменты, у него больше оснований, шансов для психологического здоровья.
В последние годы довольно широкое признание получили следующие классификация детских привязанностей.
Считается, что дети, которые устремляются к своему родителю после временного его отсутствия, имеют надежную привязанность. Младенцев, игнорирующих родителя по его возвращении, относят к группе с ненадежной привязанностью по избегающему типу. К третьему типу, амбивалентно-сопротивляющемуся, относятся дети, которые то льнут к родителю, то отталкивают его.
Недавно выделен и четвёртый тип — дезорганизованный. В поведении детей этой группы проявляются элементы привязанности как по избегающему, так и амбивалентному типу, а также реакции, свидетельствующие о переживаемых ими страхе, тревоге, смятении. Такой тип привязанности (особенно неблагоприятный для психологического здоровья) наблюдается у малюток, с которыми жестоко обращаются, у детей депрессивных матерей, которые сами страдают от неразрешенной проблемы утраты одного из собственных объектов привязанности.
Исследования показывают: эмоциональная привязанность ребёнка на ранних этапах жизни оказывает значительное влияние на его развитие не только в эти годы, но и на последующих периодах жизненного пути.
Так, дети, в младенчестве отнесенные к группе с надежной привязанностью, в последующие периоды жизни проявляют большую непринужденность в общении, отзывчивость, готовность к риску, способность справляться со стрессом в сравнении с группой детей с ненадежной привязанностью.
Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека. Именно в этот период появляется и, возможно раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.
При планировании занятий обозначалась единая тема для облегчения усваиваемости и запоминания материала.
Анализ занятий показал, что детям раннего возраста доступны эти виды деятельности. Занятии нравятся малышам т.к во-первых на них присутствуют родители, а во вторых — все задания на занятии объеденены одной темой, одним сюжетом. На занятиях у ребенка есть возможность пообщаться с родителями, со сверстниками подействовать с материалами. Наибольший интерес дети и родители проявляли к работе с изобразительными материалами. Родители узнают также о роли взрослого в самостоятельной деятельности ребенка, учатся общению в совместной творческой обстановке. Как итог занятия- мини- выставка и подвижная игра с персонажем Разучивание пальчиковых игр, тесный контакт родителя и ребенка, а также то, что дети потом делились своими впечатлениями с воспитателями — все это способствовало тому, что дети стали лучше говорить.
Занятия способствуют выявлению и сплочению творческих и заинтересованных родителей для дальнейшего обмена опытом семейного воспитания. Здесь могут быть использованы такие формы работы: совместные занятия, мастер-классы для пап с сыновьями, для мам с дочками в средней, старшей, подготовительной группах, выставки творческих достижений.
Таким образом, развивая творческие способности и индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра, способствуя гармоничному развитию личности ребенка.