Факторное отображение взаимосвязи компонентов учебной активности с характеристиками нейродинамики и темперамента
Иллюстративный материал
К выпускной квалификационной работе
«Связь нейродинамики и темперамента
с учебной активностью студента»
Работу выполнила:
студентка 1151 группы
Дудырева А.А.
Научный руководитель:
доктор психол. наук, профессор
кафедры практической психологии Волочков А.А.
ПЕРМЬ
Проблема исследования.
Основная проблема. В настоящее время в психологической науке преобладают эмпирические и теоретические исследования активности в рамках экстенсивного подхода – происходит выделение огромного количества форм, типов и видов активности. Вместе с тем ощущается недостаток исследований активности в структуре интегральной индивидуальности. Например, остается мало изученным проблема нейродинамических и темпераментальных оснований активности субъекта конкретной сферы жизни. Между тем соответствующие свойства в значительной мере образуют «психодинамический базис» личности. Не случайно в зарубежной психологии свойства темперамента обычно включают в структуру личности. Таким образом, основной проблемой нашего исследования является мало изученная проблема взаимосвязи свойств нейродинамики и темперамента с учебной активностью студента. Изучение этой проблемы может дать ответ на вопрос о том, насколько учебная активность студента в целом и отдельные ее компоненты могут быть обусловлены относительно нижележащими уровнями и подуровнями интегральной индивидуальности.
Работа в этом направлении имеет выраженную теоретическую направленность и соответствующую актуальность.
Сопутствующая проблема. Поскольку в нашем исследовании рассматривалась учебная активность 227-ми студентов четырех факультетов ПГПУ (психологический, физический, математический, информатики и экономики), а динамика учебной активности студентов в зависимости от специальности пока не изучена, мы поставили еще одну проблему:
что общего и в чем особенности динамики учебной активности студентов – психологов и студентов физико-математического профиля обучения?
В плане практической значимости работа в рамках данной проблемы остро актуальна в свете внедрения Системы менеджмента качества в вузах Российской Федерации, носит выраженный практико-ориентированный характер и может быть полезной для вузов страны в целом и в особенности для деканатов соответствующих факультетов ПГПУ.
Объект исследования:интегральная индивидуальность студента на трех уровнях (нервная система, темперамент и личность).
Предмет исследования:1)взаимосвязь учебной активности со свойствами нейродинамики и темперамента; 2) динамика учебной активности студентов от 1-го к 5-му курсу.
Цель исследования:изучение нейродинамических и темпераментальных оснований активности субъекта на примере учебной активности студентов.
Гипотезы.
1. Свойства нейродинамики и темперамента статистически достоверно связаны с учебной активностью студента, т.е. в определенной мере могут обуславливать ряд ее компонентов;
2. Взаимосвязь учебной активности с нейродинамикой и темпераментом у студентов вуза имеет выраженную возрастную динамику по силе и по количеству соответствующих взаимосвязей;
3. Эти взаимосвязи могут быть различными в зависимости от специальности обучения (психологи и студенты физико-математического профиля);
4. Некоторые взаимосвязи учебной активности с нейро- и психодинамикой могут различаться также в зависимости от пола студентов.
5. Как у математиков, так и у психологов (т.е. вне зависимости от факультета) имеются общие закономерности в динамике учебной активности от 1 к 5 курсу обучения.
Задачи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования мы сформулировали следующие задачи, реализуемые в данной работе:
1. Установить характер и силу взаимосвязей темпераментальных и нейродинамических характеристик с компонентами структуры учебной активности студентов.
2. Проследить динамику взаимосвязей нейро- и психодинамики с учебной активностью по результатам исследования учащихся I, III и V курсов.
3. Определить специфику взаимосвязи учебной активности с нейродинамическими и темпераментальными характеристиками в зависимости от изучаемой специальности студентов.
4. Провести сравнительный анализ взаимосвязей учебной активности со свойствами нервной системы и темперамента в выборках, различающихся по половому признаку (девушки и юноши).
5. Изучить общие тенденции и особенности динамики учебной активности от 1 к 5 курсу обучения у студентов разных специальностей (психологи и математики).
Таблица 1.
Участники исследования
Выборки | I курс | III курс | V курс | Всего |
1. Психологи | ||||
2. Физики, математики, нформатика и экономика | ||||
Всего |
Таблица 2.
Факторное отображение взаимосвязи компонентов учебной активности с характеристиками нейродинамики и темперамента
№ | Показатели | После вращения | ||
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | ||
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону. | 0,47 | |||
САПБ (система активации поведения «борьба») | 0,48 | |||
САПП (система активации поведения «приближение») | 0,45 | |||
Пт (психотизм, по Айзенку) | -0,66 | |||
Ev(экстраверсия, по Айзенку) | 0,83 | |||
Nr (нейротизм, по Айзенку) | 0,83 | |||
Динамичность (по Смирнову) | 0,66 | |||
Настойчивость | 0,81 | |||
Сенсорная Чувствительность | ||||
Эмоциональная реактивность | 0,76 | |||
Выносливость | 0,48 | |||
Активность | 0,83 | |||
Потенциал активности (по Волочкову) | 0,59 | |||
Регуляция активности | 0,46 | -0,63 | ||
Реализация активности | 0,62 | |||
Результат активности | 0,75 | |||
Собственные числа | 3,26 | 3,43 | 1,60 | |
Доля дисперсии (%) | 20% | 21% | 10% |
Примечание: Аня указала только значимые факторные веса, а не значимые пропустила. Лучше более мелким кеглем (даже 10-м!) указать и другие, не значимые веса. А вот то, что размерность коэффициентов ФА приведена только до 2-го знака, ошибкой не является. Это упрощает визуализацию и интерпретацию.
Таблица 3.
Значимые корреляционные взаимосвязи суммарных показателей активности
с характеристиками нейро- и психодинамики в общей выборке студентов (N=227)
№ | Показатели | Показатели учебной активности | |||
Потенциал активности | Регуляция активности | Реализация активности | Результат активности | ||
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону. | -0,21** | -0,17** | |||
САПБ (система активации поведения «борьба») | -0,18** | -0,24*** | 0,23*** | ||
САПП (система активации поведения «приближение») | 0,19** | ||||
Пт (психотизм, по Айзенку) | 0,20** | -0,23*** | |||
Ev(экстраверсия, по Айзенку) | 0,33*** | 0,31*** | 0,39*** | ||
Nr (нейротизм, по Айзенку) | -0,17* | -0,51*** | -0,31*** | ||
Динамичность (по Смирнову) | 0,29*** | 0,53*** | 0,43*** | ||
Настойчивость | -0,49*** | -0,35*** | |||
Сенсорная Чувствительность | 0,13* | 0,14* | |||
Эмоциональная Реактивность | -0,33*** | -0,58*** | -0,42*** | 0,14* | |
Выносливость | 0,33*** | 0,40*** | 0,40*** | ||
Активность | 0,34*** | 0,36*** | 0,43*** | ||
Всего значимых корреляций |
Примечание: *** - p > 0,001
** - p > 0,01
* - p > 0,05
Примечание: А здесь действительно можно оставить только значимые корреляции.
Таблица 4.