Факторное отображение взаимосвязи компонентов учебной активности с характеристиками нейродинамики и темперамента

Иллюстративный материал

К выпускной квалификационной работе

«Связь нейродинамики и темперамента
с учебной активностью студента»

Работу выполнила:

студентка 1151 группы

Дудырева А.А.

Научный руководитель:

доктор психол. наук, профессор
кафедры практической психологии Волочков А.А.

ПЕРМЬ

Проблема исследования.

Основная проблема. В настоящее время в психологической науке преобладают эмпирические и теоретические исследования активности в рамках экстенсивного подхода – происходит выделение огромного количества форм, типов и видов активности. Вместе с тем ощущается недостаток исследований активности в структуре интегральной индивидуальности. Например, остается мало изученным проблема нейродинамических и темпераментальных оснований активности субъекта конкретной сферы жизни. Между тем соответствующие свойства в значительной мере образуют «психодинамический базис» личности. Не случайно в зарубежной психологии свойства темперамента обычно включают в структуру личности. Таким образом, основной проблемой нашего исследования является мало изученная проблема взаимосвязи свойств нейродинамики и темперамента с учебной активностью студента. Изучение этой проблемы может дать ответ на вопрос о том, насколько учебная активность студента в целом и отдельные ее компоненты могут быть обусловлены относительно нижележащими уровнями и подуровнями интегральной индивидуальности.

Работа в этом направлении имеет выраженную теоретическую направленность и соответствующую актуальность.

Сопутствующая проблема. Поскольку в нашем исследовании рассматривалась учебная активность 227-ми студентов четырех факультетов ПГПУ (психологический, физический, математический, информатики и экономики), а динамика учебной активности студентов в зависимости от специальности пока не изучена, мы поставили еще одну проблему:

что общего и в чем особенности динамики учебной активности студентов – психологов и студентов физико-математического профиля обучения?

В плане практической значимости работа в рамках данной проблемы остро актуальна в свете внедрения Системы менеджмента качества в вузах Российской Федерации, носит выраженный практико-ориентированный характер и может быть полезной для вузов страны в целом и в особенности для деканатов соответствующих факультетов ПГПУ.

Объект исследования:интегральная индивидуальность студента на трех уровнях (нервная система, темперамент и личность).

Предмет исследования:1)взаимосвязь учебной активности со свойствами нейродинамики и темперамента; 2) динамика учебной активности студентов от 1-го к 5-му курсу.

Цель исследования:изучение нейродинамических и темпераментальных оснований активности субъекта на примере учебной активности студентов.

Гипотезы.

1. Свойства нейродинамики и темперамента статистически достоверно связаны с учебной активностью студента, т.е. в определенной мере могут обуславливать ряд ее компонентов;

2. Взаимосвязь учебной активности с нейродинамикой и темпераментом у студентов вуза имеет выраженную возрастную динамику по силе и по количеству соответствующих взаимосвязей;

3. Эти взаимосвязи могут быть различными в зависимости от специальности обучения (психологи и студенты физико-математического профиля);

4. Некоторые взаимосвязи учебной активности с нейро- и психодинамикой могут различаться также в зависимости от пола студентов.

5. Как у математиков, так и у психологов (т.е. вне зависимости от факультета) имеются общие закономерности в динамике учебной активности от 1 к 5 курсу обучения.

Задачи. В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования мы сформулировали следующие задачи, реализуемые в данной работе:

1. Установить характер и силу взаимосвязей темпераментальных и нейродинамических характеристик с компонентами структуры учебной активности студентов.

2. Проследить динамику взаимосвязей нейро- и психодинамики с учебной активностью по результатам исследования учащихся I, III и V курсов.

3. Определить специфику взаимосвязи учебной активности с нейродинамическими и темпераментальными характеристиками в зависимости от изучаемой специальности студентов.

4. Провести сравнительный анализ взаимосвязей учебной активности со свойствами нервной системы и темперамента в выборках, различающихся по половому признаку (девушки и юноши).

5. Изучить общие тенденции и особенности динамики учебной активности от 1 к 5 курсу обучения у студентов разных специальностей (психологи и математики).

Таблица 1.

Участники исследования

Выборки I курс III курс V курс Всего
1. Психологи
2. Физики, математики, нформатика и экономика
Всего

Таблица 2.

Факторное отображение взаимосвязи компонентов учебной активности с характеристиками нейродинамики и темперамента

Показатели После вращения
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону.   0,47  
САПБ (система активации поведения «борьба»)     0,48
САПП (система активации поведения «приближение»)   0,45  
Пт (психотизм, по Айзенку)     -0,66
Ev(экстраверсия, по Айзенку) 0,83    
Nr (нейротизм, по Айзенку)   0,83  
Динамичность (по Смирнову) 0,66    
Настойчивость   0,81  
Сенсорная Чувствительность      
Эмоциональная реактивность   0,76  
Выносливость 0,48    
Активность 0,83    
Потенциал активности (по Волочкову) 0,59    
Регуляция активности 0,46 -0,63  
Реализация активности 0,62    
Результат активности     0,75
Собственные числа 3,26 3,43 1,60
Доля дисперсии (%) 20% 21% 10%

Примечание: Аня указала только значимые факторные веса, а не значимые пропустила. Лучше более мелким кеглем (даже 10-м!) указать и другие, не значимые веса. А вот то, что размерность коэффициентов ФА приведена только до 2-го знака, ошибкой не является. Это упрощает визуализацию и интерпретацию.

Таблица 3.

Значимые корреляционные взаимосвязи суммарных показателей активности
с характеристиками нейро- и психодинамики в общей выборке студентов (N=227)

Показатели Показатели учебной активности
Потенциал активности Регуляция активности Реализация активности Результат активности
СТП (Система торможения поведения) по Грею-Уиллсону.   -0,21** -0,17**  
САПБ (система активации поведения «борьба») -0,18** -0,24***   0,23***
САПП (система активации поведения «приближение»)       0,19**
Пт (психотизм, по Айзенку)     0,20** -0,23***
Ev(экстраверсия, по Айзенку) 0,33*** 0,31*** 0,39***  
Nr (нейротизм, по Айзенку) -0,17* -0,51*** -0,31***  
Динамичность (по Смирнову) 0,29*** 0,53*** 0,43***  
Настойчивость   -0,49*** -0,35***  
Сенсорная Чувствительность   0,13* 0,14*  
Эмоциональная Реактивность -0,33*** -0,58*** -0,42*** 0,14*
Выносливость 0,33*** 0,40*** 0,40***  
Активность 0,34*** 0,36*** 0,43***  
Всего значимых корреляций

Примечание: *** - p > 0,001

** - p > 0,01

* - p > 0,05

Примечание: А здесь действительно можно оставить только значимые корреляции.

Таблица 4.

Наши рекомендации