ТЕМЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека, человек как носитель добра и зла
ТЕМА 1. КАТЕГОРИИ МОРАЛИ.
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека, человек как носитель добра и зла. Свобода и ответственность. Долг, совесть, стыд, вина. Честность и справедливость. Достоинство человека. Счастье и смысл жизни. Подходы к пониманию человека и содержания морали: историческое содержание морали; абсолютные характеристики морали; свобода как содержание морали; установление соотношения понятий культура и цивилизация через анализ содержания морали.
Основные понятия: свобода, ответственность, достоинство, любовь, долг, совесть, стыд, честность, справедливость.
ТЕМА 2. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Человек как существо космическое, биологическое, социальное и духовное; сознание, душа и любовь человека. Проблемы нравственного прогресса в концепциях традиционализма, модернизма, постмодернизма; перспективы развития. Проблема насилия в социальной практике. Биоэтика.
Основные понятия: традиционализм, модернизм, постмодернизм, власть, сила, насилие.
Вопросы для письменных работ:
1. Понимание добра и зла в религиозном и нерелигиозном сознании.
2. Свяжите понятия «свободный выбор» и «свободная воля».
3. Проблема персонификации морали.
4. Моральный суд как моральное учительство.
5. Моральная необходимость и природная необходимость.
6. Моральная ответственность за осмысленность жизни человеком.
7. Возможна ли свобода без ответственности?
8. Какое представление о счастье вы можете описать?
9. Чем различаются гордость и гордыня?
10. Раскройте содержание понятий гордость и смирение.
11. Что такое милосердие?
12. В чем разница между эгоизмом и любовью к себе?
13. Совпадают ли цинизм и нигилизм?
14. Как быть справедливым и честным с собой?
15. Свяжите понятия «вина», «обида», «прощение», «раскаяние».
16. Свяжите понятия «стыд», «совесть» и «разум».
17. Как судить о свободно совершенном поступке?
18. Чем добро отличается от пользы?
19. Раскройте проблему источника зла, виды зла и бывает ли зло конструктивным?
20. Чем добро отличается от пользы?
21. Свяжите долг и счастье. Перед кем и за что ответственен человек?
22. Приведите одно обоснование смысла жизни.
23. Существует ли разница между мудростью и умом?
24. Можно ли прожить без дружбы, любви и привязанности?
25. Философские и моральные оценки войны.
26. Ненасилие как этическая программа социального действия.
Темы рефератов:
1. Основные положения трактата Конфуция «Лунь Юй».
2. Основные этические положения даосизма.
3. Этические положения буддизма.
4. Моральная регуляция в обществе. Общая характеристика античной этики.
5. Индивидуализм в моральной жизни и этические размышления софистов.
3. Этический рационализм Сократа и сократические школы.
4. Идеалистическая этика Платона.
5. Эвдемонистическая этика Аристотеля и принцип “золотой середины”.
6. Эвдемонизм и гедонизм в этической программе Эпикура.
7. Фаталистические мотивы в этике стоицизма и понимание свободы скептиками.
8. Критический анализ этики Платона в книге Карла Поппера «Открытое общество и его враги».
9. Диоген Лаэртский о жизни, учениях софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.
10. Христианская этика и основные положения корпоративной морали в эпоху Средневековья.
11. Учение Августина Блаженного о личности, истолкование проблемы добра и зла.
12. Вера, разум, нравственность в этике Фомы Аквинского.
13. Гуманистическая этика эпохи Возрождения. Взгляды Лоренцо Валлы и Пико делла Мирандолы.
14. Соотношение политики и морали в учении Никколы Макиавелли. Макиавеллизм.
15. Этические взгляды М. Монтеня.
16. Характеристика индивидуалистической этики буржуазного общества.
17.Учение Т. Гоббса об эволюции человеческих нравов от естественного состояния к общественному договору.
18. Этика Б. Спинозы.
19. Учение Ж.Ж. Руссо о “естественном состоянии” человека и цивилизованности.
20. Категорический императив И. Канта.
21. Мораль в контексте абсолютного идеализма Гегеля.
22. Эвдемонистическая диалогическая этика Л.А. Фейербаха.
23. Воля и сострадание в этике А. Шопенгауэра.
24. Иррационализм и имморализм в учении Ф. Ницше о “сверхчеловеке”.
25. Экзистенциальная этика Ж.-П. Сартра.
26. А. Камю о смысле жизни и предназначении человека.
27. Религиозно-персоналистическая этика Ф.М. Достоевского.
28. Принцип “непротивления злу насилием” в этических воззрениях Л.Н. Толстого.
29. Психоаналитическая трактовка форм духовной жизни в концепциях З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма.
30. Классические образцы христианской этики ХХ в. в учениях С.Л. Франка и К.С. Льюиса.
31. Христинский модернизм Д. Бонхёффера.
32. Принцип “благоговения перед жизнью” в этике А. Швейцера.
33.“Этический диалог” в концепциях М. Бубера и М.М. Бахтина.
Темы самостоятельных работ к зачету (на основе прочтения первоисточника):
1. Мораль как коллективный разум.
2. Взаимосвязь разумности и нравственности в человеческой жизни.
3. Основные положения трактата Конфуция «Лунь Юй»: содержание категории «гуманность».
4. Основные этические положения даосизма: этика природосообразногонедеяния. (Лао-цзы «Дао дэ цзин» - «Канон пути и благодати»).
5. Категории «практической» индийской философии: блага и цели.(по текстам Упанишад).
6. «Добродетельный город» Аль-Фараби: счастье, управление и правильные действия. (Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Аты, 1973).
7. Идеалистическая этика Платона: учение о душе, добродетелях и идеальном государстве. ( Платон. Апология Сократа. Критон. Протагор. Пир. Филеб. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.)
8. Эвдемонистическая этика Аристотеля и принцип «золотой середины». (Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983, Т.4.).
9. Учение Августина Блаженного о личности, истолкование проблемы добра и зла. ( Августин. Исповедь М., 1991.).
10. Гуманистическая этика Возрождения: взгляды Лоренцо Валлы. ( Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.)
11. Понимание природы человека и соотношение политики и морали в учении Н. Макиавелли. ( Макиавелли Н. Государь// Макиавелли Н. Избран.Соч. М., 1982.)
12. Учение Ж.Ж.Руссо о «естественном состоянии» человека и цивилизованности. (Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основании первенства // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре.М.,1998.).
13. Понятие долга и виды императивов, категорический императив И.Канта. (Кант И. Основоположения метафизики нравов.//Кант И. Собрание сочинений в 8 т. М., 1994, Т.4.).
14. Воля и сострадание в этике А. Шопенгауэра. ( Шопенгауэр А. Идеи этики // Избранные сочинения. М., 1992.).
15. Иррационализм и имморализм в учении Ф.Ницше о «сверхчеловеке» ( Ницше Ф. К генеалогии морали. По ту сторону добра и зла.// Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.)
16. Экзистенциальная этика. (Кьеркегор С., Хайдеггер М., Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Фромм Э. и др.)
17. Принцип «непротивление злу насилием» в этических воззрениях Л.Н.Толстого. (Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? М., 1991).
18. Этическая мысль России на рубеже веков и в первой половины ХХ века. (Этика творчества Н.А.Бердяева, богочеловеческая этика С.Н.Булгакова, этика «поющего сердца» И.А.Ильина, «диалогическая этика» М.М.Бахтина и т. д.)
Промежуточный контроль
Варианты срезовых контрольных работ
1. Этика как наука о морали
2. Предмет и метод этики. Определение морали.
3. Специфика человеческой природы и нравственный характер существования человека.
4. Сущность моральной регуляции
5. Проблемы генезиса морали. Функции морали
6. Система моральной регуляции, ее понятийно-символические формы: нормы, ценности, идеалы, нравственные принципы
7. Основные этические категории (добро и зло, любовь, долг, свобода, честь, справедливость, патриотизм в сочетании с традиционализмом, консерватизмом, модернизмом)
8. Основные этические учения («золотое правило нравственности», эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм, прагматизм, гуманизм, концепции справедливости, включая теорию Роулса, способы противостояния социальному злу, соотношение цели и средства, моральная оценка государства и государственной власти, соотношение «буквы» закона и «духа» закона)
9. Этика государственного и муниципального служащего как вид профессиональной этики, ее предмет.
10. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
11. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории.
12. Профессионально-нравственные представления субкультуры государственных служащих современной России. Классификация основных типов этического субъекта в субкультуре госслужащих.
13. Имидж отечественной госслужбы в общественном восприятии
Итоговый контроль
Вопросы к зачету (Вопросы по истории этики сдаются в виде самостоятельной работы по выбранной теме).
1. Этика как наука о человеческих нравах.
2. Предмет, метод этики.
3. Структура этического знания.
4. Этические учения и основания для их типологии.
5. Истоки морали — уникальность человеческой природы.
6. Проблема человека в философии и концепции возникновения феномена морали.
7. Основные функции морали.
8. Сопоставление морали с другими видами социальной регуляции.
9. Этическая традиция Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
10. Этические учения Древней Индии: буддизм и джайнизм.
11. Античная этика: ригористические и эвдемонистические учения.
12. Христианская этика: универсальный принцип жертвенной, альтруистической любви.
13. Формирование внутри христианства общезначимых ценностей: выработка представлений о единой общечеловеческой культуре.
14. Гуманистическая этика эпохи Возрождения.
15. Соотношение политики и морали в учении Николлы Макиавелли. Макиавеллизм.
16. Этические взгляды М. Монтеня.
17. Учение Т. Гоббса об эволюции человеческих нравов от естественного состояния к общественному договору.
18. Учение Ж.Ж. Руссо о “естественном состоянии” человека и цивилизованности.
19. Проблема свободы в этике Нового времени.
20. Марксистская этическая теория.
21. Иррационализм и имморализм в учении Ф. Ницше о “свехчеловеке”.
22. Воля и сострадание в этике А. Шопенгауэра.
23. Религиозно-персоналистическая этика Ф.М. Достоевского.
24. Принцип “непротивления злу насилием” в этических воззрениях Л.Н. Толстого.
25. Экзистенциалистская этика Ж.-П. Сартра.
26. Категории этики.
27. Аксиология как философская теория ценностей в этике ХХ века.
28. Особенности развития и парадоксы морали.
29. Основные этические принципы в области права и нравственности
30. Понятия профессиональной этики, профессиональной деонтологии, профессионально-этической деформации
31. Конкретные формы профессиональной деонтологии (уставы, кодексы, присяги, законы).
32. Элементы профессиональной субкультуры (профессиональное самосознание, корпоративная идеология, речевые стандарты, служебный, деловой этикет, принципы вхождения и выдворения членов профессионального сообщества).
33. Профессионализм: мотивационный, познавательный, эмоциональный аспекты.
34. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор: задачи, содержание и функции.
35. Психологическая культура: психология личности, психология труда и психологические характеристики отдельных профессий, навыки и приемы использования знаний в профессиональных ситуациях.
36. Профессиональные кодексы: общее и специфическое.
37. Профессиональная деформация: субъективные и объективные факторы. Общие и непосредственные меры профилактики.
38. Понятия корпоративной и организационной культуры
39. Структура корпоративной культуры
40. Культура организации: содержание, микро и макроуровень.
41. Ресурсы лидерства и управленческие технологии развития морального климата организации
42. Деловая этика в исторической ретроспективе
43. Стили управления и их специфика (степень иерархичности, уровень проявления формализма и личностных отношений)
44. Этика делового общения: содержание и, основные направления.