Билет 14.1 Структура среды обитания человека
Относительно структуры среды нет единого мнения. Все чаще она рассматривается как неделимое единство, как целостность, внутри которой условно можно выделить разные составляющие: географическую, предметную (вещную), телесную среду, социум и ноосферу (систему установок и ценностей, идеологию) (Хрестомат. 3.1). Остановимся на самых общих составляющих (Психология и архитектура, 1983; Социально-психологические основы…, 1985; Средовые условия…, 1988; Человек и среда…, 1981; Мухина В.С., 2000; Нартова-Бочавер С.К., 2003).
Во-первых, говорят о физической среде, включающей природные объекты, искусственно созданные объекты (вещи) и собственное тело человека. Природная среда содержит климат, растительность и другие географические условия. Она влияет на развитие человека как организма, а опосредствованно – и на его психические особенности (дети охотников играют не в те игры, что дети шахтеров). В развитии психики отчетливо прослеживается географический детерминизм (связь географии – температуры, рельефа, пейзажа – и особенностей характера). Другой составляющей физических средовых воздействий является тело человека, в котором локализованы во времени и пространстве психологические события. Третья составляющая – это другие объекты (личные вещи, предметы, в случае социального отчуждения – другие люди). Будучи явлениями материальной культуры, они относятся также и к культурной среде. Природная среда, вещи и собственное тело задают измерение пространственности в человеческом бытии.
Физическая среда в целом, согласно К. Франку (K.A. Frank), несет три функции:
· поддержка определенных действий и стилей жизни;
· способ выделения индивидуальности;
· поддержка и конкретизация предпочитаемых форм человеческих контактов.
Перечисленные функции исключительно важны для формирования межличностных отношений, где роль физической среды проявляется в следующих направлениях: 1) средовой детерминизм (непосредственное воздействие), 2) средовой поссибилизм (предоставляет возможности и ограничения) и 3) средовой пробабилизм (предоставляет возможности выбора, замедляет или ускоряет реакции, причиной которых среда не является).
Во-вторых,используют понятие «социальная среда» – это семейное и общественное окружение. Выделяют большой и малый социумы; опыт, приобретенный в малом социуме, определяет особенности поведения в большом. На разных этапах развития жизненная среда изменяет свою значимость: в младенчестве важна природная среда и малый социум, затем (с подросткового возраста) начинает доминировать влияние большого социума, в пожилом возрасте вновь становится важным семейное окружение.
В-третьих, выделяют культурную среду, которая содержит систему ценностей, идеологию (указания на то, как нужно и как воспрещается себя вести), закрепленную в значениях, социальных предметах и знаках. Составляющей культурной среды является также предметный мир, представленный в вещах, которые осваиваются в ходе развития предметной деятельности, когда раскрываются общественно закрепленные функции, для выполнения которых и был создан предмет. Человек по-разному взаимодействует с вещами. Они опосредствуют деятельность, направленную на выживание и развитие человека (орудия), но иногда начинают отвечать другим его потребностям, наделяться антропоморфными характеристиками или становиться социальными заместителями. Вещи служат установлению контроля над миром и определению границ жизненного пространства человека. Вещь может становиться фетишем, обретать сверхзначимость в случае чрезмерно аффективного отношения к ней, получать символическое значение (талисман). Поэтому мир вещей отражает мир человеческого духа.
Помимо вещей, культура представлена в системах знаков, чувственно воспринимаемых элементов действительности, выступающих в определенном значении и используемых для хранения и передачи информации. Если знак приобретает аффективно заряженное содержание, которое выходит за его границы, он становится символом (пиктограмма, надписи, подобные вывеске «нет выхода»). Система знаков складывается в язык, служащий средством человеческого мышления, самовыражения и общения.