Работа с челюстным сегментом.
Упражнение «ЖИВОТНЫЕ ИГРЫ»
Упражнение в основном используется в индивидуальной работе, но иногда может быть применено и на группе при работе в парах. В случае индивидуальной работы психотерапевт должен обязательно побывать в обеих ролях. Для выполнения потребуются вафельные полотенца – по количеству работающих пар. Человеку не стоит принимать участие в этом упражнении при наличии зубных протезов.
Инструкция для клиентов. Вы с партнером становитесь на четвереньки. Вы скручиваете полотенце в жгут и берете его за оба конца. Ваш партнер зажимает зубами середину полотенца и представляет себе, что он – большая и злобная собака, у которой пытаются отнять ее собственность. Каждый из вас старается отнять полотенце у другого; тот, который «собака», может при этом всласть рычать (фото 27).
Работа с горловым сегментом. Это – сегмент очень нежный, деликатный; с ним даже суровый основатель телесно-ориентированной психотерапии, учитывая то, что само прикосновение чужих рук к горлу любой человек воспринимает как серьезную угрозу жизни, отказывался работать своими излюбленными методами – глубокими и болезненными силовыми воздействиями на напряженные мышцы. Те, кто переживал ситуации удушья или хотя бы раз тонул, прекрасно знают панический, совершенно животный страх, который при этом возникает. Что делать, в кислороде мы нуждаемся много острее, а главное – много чаще, чем в еде, питье и прочих предметах удовлетворения физиологических потребностей. Чуть позже мы предложим вам упражнение, которое можно применить для работы с горловым сегментом, и не будучи Вильгельмом Райхом, а о его специфических средствах работы хотелось бы рассказать отдельно.
Для работы с горловым блоком Райх нередко применял все то же вафельное полотенце, которое использовалось в предыдущем упражнении. Полотенце сворачивалось в тугой жгут и набрасывалось на горло пациента (фото 28). Райх, конечно же, предупреждал пациента о том, что он намеревается сделать. В этом упражнении очень мощно включается инстинкт самосохранения, и действия человека, подвергающегося удушению – пусть даже это всего лишь имитация – оказываются весьма непредсказуемыми. Концы полотенца перекрещивались сзади, и Райх начинал достаточно сильно их затягивать. Пациент вынужден был изо всех сил сопротивляться. Одним из наиболее частых вариантов сопротивления становился отчаянный кашель – но к нему, конечно, добавлялись и не менее отчаянные попытки освободиться. Райх, кстати, никоим образом пациенту в этом не помогал и не подыгрывал, исходя из того, что инстинкт самосохранения достаточно силен для того, чтобы ни один самый депрессивный пациент не позволил бы психотерапевту себя задушить. Как ни жутко выглядят со стороны подобные опыты, они тем не менее оказываются исключительно эффективными – и с точки зрения ощущения и осознания пациентом собственных ресурсов, и с точки зрения распускания горлового сегмента.
Много менее рискованным оказывается использование при работе с горловым сегментом
Упражнение «ЭКСКУРСИЯ ПО РТУ»
Упражнение может быть использовано как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Инструкция для клиента. Для начала вы просто посидите с закрытыми глазами (следите, чтобы ступни ноги прочно опирались на пол) и послушаете свое дыхание, обращая внимание на то, как воздух входит в ваши легкие и выходит из них. Затем попытаетесь почувствовать, какое положение в вашем рту при этом занимает язык. И теперь у вас будет возможность позволить ему очень внимательно изучить то место, где он всю жизнь пребывает. Ощупайте языком нижнее небо, на котором он, скорее всего, спокойно лежал до того, как вы собрались ему устроить экскурсию по его же собственному обиталищу. Изучите каждый бугорочек, каждую точечку этого интересного пространства, не пропуская ничего. Постарайтесь залезть поглубже под корень языка – там тоже интересно. Затем – также ничего не пропуская - перейдите к исследованию внутренней поверхности нижних зубов. Здесь тоже стоит ощупать каждый зубик, каждую дырочку, каждую пломбу, каждый альвеолярный бугорок у основания зуба. Потом постепенно переберитесь на режущую поверхность нижних зубов – и снова изучите каждую трещинку, каждый выступ…
Потом дойдет очередь и до внешней поверхности нижних зубов. Не пропустите ни один - надо же языку когда-нибудь получить представление о том, какой они, собственно, у вас формы!
Когда исследование нижней челюсти завершится, ваш язык сможет переместиться на какую-нибудь щеку. Щеки у нас большие, поэтому времени на изучение уйдет много. Не спешите. Заберитесь языком так далеко, как только сможете. Ну, и вторая щека, конечно же, должна получить свою долю вашего внимания.
Не сможет ваш язык обойти и верхнее небо – и снова обследованию подвергнется каждый бугорок, каждая неровность и каждая складочка. Только, пожалуйста, не торопитесь!
Потом тем же порядком, что и нижнюю, вы изучите верхнюю челюсть – поочередно внутреннюю, режущую и внешнюю поверхность каждого зуба. Затем настанет черед губ – для начала только их внутренней части. Уже во время этой части путешествия у вас непроизвольно начнут получаться какие-то звуки – почмокиванья, щелчки, возможно, посвистывания. Рано или поздно языку захочется выбраться наружу и ощупать, что находится там – всюду, куда он только сможет дотянуться. И вот тогда ваша звуковая палитра значительно расширится - вы начнете опробовать все возможные варианты звучания. Трунькание, хрюкание, свист, поцелуйные чмоканья… Главное, чтобы вы никак не ограничивали собственную фантазию – она сама вам все подскажет. А дальше – чмокайте, свистите и производите все прочие звуки в свое удовольствие столько, сколько ваша душа пожелает.