Принимая комплимент, старайтесь избежать следующих ошибок

– Не возражайте в ответ на комплимент и не принижайте своих достоинств. Например, так: «Это случайно получилось!» или «Да, ничего особенного!».

– Не оправдывайтесь и не рассказывайте ненужных подробностей: «Красивое платье? Ой, оно совсем дешевое, я его на распродаже купила».

– Не игнорируйте комплименты. Сделать вид, что вы ничего не слышали, можно только в том случае, если человек вам глубоко неприятен и вы не хотите поддерживать с ним никаких отношений, а тем более вступать в ненужные разговоры.

– Не комментируйте комплимент.

– Не стоит, услышав комплимент, пренебрежительно кивать головой и принимать безразличный вид. В противном случае желающих говорить вам приятные вещи может заметно поубавиться.

– Если вам кажется, что комплимент не очень искренен, то все равно не стоит противоречить.

– Не одергивайте льстеца, если вам пришлись не по душе его слова. Ограничьтесь вежливой, но холодной благодарностью. Человек не должен быть обижен или оскорблен (возможно, лесть получилась от его неловкости), просто дайте понять, что впредь такие слова для вас неприемлемы.

Если вы не научитесь принимать комплименты, ничего страшного не случится. Просто люди, от которых вы не приняли комплимент, больше не будут делать их вам. Но вот особо обидчивые еще и отомстят. Как? Например, в присутствии человека, от которого хотели бы получать комплименты, заявят, что вы не любите, когда вам говорят хорошие слова. Поэтому умение принимать комплименты – это, во-первых, забота о себе, о своей репутации, самооценке и о будущих пока еще не услышанных, но желанных комплиментах. Во-вторых, это проявление уважения к собеседнику. Он старался, находил у вас хорошие черты и даже отважился произнести это вслух, а вы не оценили! Это очень неприятно человеку, который сделал комплимент, – ведь порой нужно набраться храбрости, чтобы подойти к некоторым людям и осмелиться сказать им что-то приятное. Например, если кто-то хвалит вашу прическу, а вы не считаете, что она действительно хороша, все-таки поблагодарите этого человека. Приняв комплимент, вы улучшаете ему настроение. В-третьих, вы должны быть благодарны этому человеку за самого себя. Приняв добрые слова в свой адрес, даже если вы сначала не согласны с ними, подсознательно вы принимаете эту доброжелательную оценку, и она воодушевляет вас. Чем больше комплиментов принимаете, тем сильнее начинаете в них верить.

Одна женщина в разговоре с психологом призналась, что не могла добиться доверительных отношений со своими домочадцами только потому, что все доброе, что проявлялось по отношению к ней, она воспринимала как нечто собой разумеющееся. В результате с ней стали меньше общаться. После нашей с ней беседы о комплиментах женщина изменила к ним отношение: сама стала их говорить и тепло реагировать на комплименты в свой адрес. Сейчас эту семью не узнать – столько любви между ее членами!

Примеры того, как не стоит реагировать на комплимент.

– Полноте! Вы мне льстите!

– Это вам только кажется!

– Спасибо за добрые слова, но вы преувеличиваете!

– Я просто выполняю свою работу.

– А мне кажется, что меня постригли просто ужасно.

– Вам понравились эти старые ботинки?

– Ну, это на самом деле совершенно не так, и т. п.

Помогите адресату принять ваш комплимент

Спросите его о чем-нибудь по теме комплимента, чтобы он не впал в ступор, а что-либо ответил вам. Например, так, как это предложено ниже, в зависимости от того, о чем комплимент.

О поведении: «Иван Петрович, вы отличный врач и уделяете внимание каждому больному. Как вы находите на это время?»

О внешности: «Маша, твоя красивая прическа отлично гармонирует с цветом волос. Как тебе удалось так удачно подобрать?»

Об одежде, обуви: «Сергей, твои отличные туфли прекрасно подходят к костюму. Ты сам все это выбрал?»

Наши рекомендации