Предварительная проверка сообщений и первоначальный этап расследования (краткая характеристика)
Расследование хищений, совершаемых путем мошенничества, особенно на его первоначальном этапе во многом зависит от:
- наличия сведений о мошенниках (совершено хищение лицами известными для потерпевших - руководители, сотрудники предприятий и фирм и т.д.);
- отсутствие данных о личности мошенников, действующих по фиктивным документам и тщательно маскирующих подлинные сведения о себе.
Оба эти фактора самым существенным образом влияют на формирование типовых оперативно-розыскных и следственных ситуаций, во многом определяют не только специфику первоначального этапа расследования, особенности выдвижения, проверки и поисковую направленность версии, но и на характер и сроки предварительной проверки исходных материалов.
В ситуациях, когда данные о личности преступников неизвестны, предварительная проверка должна осуществляться силами и средствами оперативно-розыскных подразделений, в силу присущих им значительных поисково-разведывательных возможностей и конспиративного характера деятельности.
Подобные типовые ситуации возникают, в частности, при использовании мошенниками, рассмотренных ранее в этой главе способов совершения преступлений, описанных под №№1, 2 и 3. Однако сроки и условия предварительной проверки(отсутствие оптимального взаимодействия с органами следствия и достоверной информации, полученной процессуальными средствами) не позволяют на этой стадии разрешить возникшую проблемную ситуацию, и она определяет основные характеристики первоначального этапа расследования.
Разумеется, кроме основной и наиболее существенной сложности первоначального этапа расследования - отсутствие сведений о личности мошенников, возникают и иные познавательные и доказательственные трудности, в отношении установления и доказывания других обстоятельств дела и прежде всего - виновности лица в совершении преступления (п.2 ч.1 ст.73 УПК РФ). Однако без успешного разрешения основной проблемной ситуации - установление достоверных данных о личности мошенников, расследование уголовных дел приобретает, чаще всего, затяжной, исключительного трудоемкий и недостаточно целенаправленный характер.
Для того, чтобы успешно преодолеть существенные информационно-познавательные трудности следователь должен:
- во-первых. Выдвинуть и полностью проверить все возможные типовые версии о личности мошенников, что позволит придать расследованию, хотя и многоверсионный, но тем не менее достаточно целенаправленный характер;
- во-вторых. На информационной базе, сформированной в результате проверки типовых версий и дополнительных сведений, аккумулированных в групповой криминалистической характеристике преступлений, построить новые, более конкретные следственные версии и получить, в ходе их проверки важные сведения о личности виновных.
- в-третьих. В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ следователь дает органу дознания письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, об оказании содействия при проведении различных процессуальных действий. Что касается отдельных следственных действий, то поручать их производство органу дознания, следователь должен лишь в исключительных и редких случаях, например, при большой нагрузке, невозможности срочного выезда в командировку и т.д. Подобная позиция обусловлена известным положением теории оптимального взаимодействия о том, что каждый из участников этого процесса должен выполнять присущие ему функции: следователь осуществлять процессуальную и иную гласную деятельность, а оперативный работник проводить оперативно-розыскные мероприятия, главным образом, негласного, конспиративного характера.
- в-четвертых. В связи с поисковой направленностью первоначального этапа расследования, главной задачей которого является установление данных о личности мошенников, большую роль играют выдвижение и проверка совместных следственно-оперативных версий, базирующихся на комплексной информации;
- в-пятых. Параллельно с установлением подлинных данных о личности преступников, следователь и взаимодействующие с ним оперативные работники уделяют значительные усилия, средства и время собиранию доказательственной базы по другим обстоятельствам, имеющим значение по делу. В процессе собирания доказательств осматриваются, изымаются и исследуются документы, имеющие отношение к совершенным мошенническим деяниям. Одновременно с созданием документальной базы по делу устанавливаются свидетели, потерпевшие, лица, сотрудничающие с мошенниками, но не знающие об их преступных целях, а также законспирированные связи виновных лиц (преступные, интимные, родственные и иные).
В ситуации, когда данные о личности мошенников известны,основная трудность расследования связана с установлением тщательно маскируемого события преступления (этой ситуации соответствуют рассмотренные ранее в этой главе способы мошенничества, описанные под №№4 и 5).
В большинстве случаев, относящихся к этой ситуации, роль следственных действий чрезвычайно весома, поскольку именно они выполняют главную роль в реализации поисково-информационной функции. В тоже время необходимо подчеркнуть важность оперативного сопровождения действий следователя. Более того, в ситуации, когда данные о личности мошенников известны, оперативно-розыскные мероприятия приобретают особо целенаправленный характер, поскольку сразу же включаются такие из них как наблюдение (визуальное и электронное), контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов, связи и оперативное внедрение (п.п.6, 9, 10, 11 12 ч.1 ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)). Указанные оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться и в первой следственной ситуации (данные о личности преступников отсутствуют), однако, их производство носит недостаточно целенаправленный характер, поскольку сотрудники органов дознания осуществляют широкий оперативный поиск, стремясь получить как можно больше информации о лицах, представляющих оперативный интерес, для последующего анализа независимо от уровня ее конкретности, точности и избирательности.
Что касается особенностей следственных версий, то их направленность, в основном, связана не с поиском информации о неустановленных мошенниках, а с установлением виновности конкретных лиц, а их проверка осуществляется, главным образом, производством следственных действий.
Типовая последовательность производства следственных действий, обусловлена характером рассмотренных ранее двух основных следственных ситуаций.
Первая ситуация:отсутствие подлинных данных о личности подозреваемого:
1) допрос уже установленных потерпевших и свидетелей;
2) осмотр и исследование документов;
3) выемка документов;
4) осмотр помещений, используемых мошенниками под офисы и для проживания;
5) допрос вновь выявленных потерпевших и свидетелей;
6) назначение и производство ревизий и аудиторских проверок;
7) направление запросов в информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения МВД для получения необходимых сведений;
8) задержание подозреваемых;
9) допросы подозреваемых;
10) обыск в помещениях, где предположительно могут находиться документы; оборудование для изготовления поддельных документов, другие орудия преступления, похищенные деньги, ценные бумаги, имущество, черновые записи, личная и служебная переписка и т.д.;
11) предъявление для опознания;
12) назначение экономических, криминалистических и иных экспертиз;
13) производство очных ставок;
14) допрос обвиняемых.
Разумеется, по конкретным уголовным делам возможна и иная последовательность в производстве следственных действий в зависимости от специфики конкретных следственных ситуаций.
Вторая ситуация: имеются данные о лицах, совершивших мошеннические действия:
1) задержание подозреваемых;
2) допросы подозреваемых;
3) обыски на квартирах, служебных и иных помещениях, где могут находиться документы и предметы, имеющие значение для дела.
4) допросы потерпевших и свидетелей;
5) назначение ревизий, экономических, криминалистических, компьютерных и иных экспертиз;
6) осмотр и исследование документов;
7) выемка документов;
8) очные ставки;
9) допросы обвиняемых.
Деятельность следователя должна постоянно сопровождаться эффективным оперативным обеспечением, при этом, выбор соответствующих мероприятий, зависит от конкретной ситуации.