Профессиональной деятельности персонала организации
Понятно, что обоснованность результатов была бы выше, если бы нам удалось провести исследование в нескольких десятках разнотипных организаций, каждая из которых прошла, например, от роста к спаду. Однако реализовать перечисленные выше исследовательские задачи оказалось возможным лишь сперсоналом трех организаций, отличающихся друг от друга не только масштабами и содержанием деятельности, но и направленностью жизненных циклов в период проведения нашего исследования (см. приложение 1, табл.1).
В каждой из организаций исследование проводилось в контексте консультативного взаимодействия, прежде всего, с управлен-
ческим персоналом и руководством. Изучение особенностей моти-вационной сферы персонала не являлось главной целью нашей работы в этих организациях, а проходило в качестве дополнительного сопровождения основной консультативной работы Этим объясняются разбросанность процедур сбора данных во времени, а также различная направленность жизненных циклов изучавшихся организаций.
Исследование состояло из двух этапов На первом этапе изучалось содержание преобладающих мотивов профессиональной деятельности персонала организации, находящейся на подъеме, а на втором этапе, когда наступил спад, все исследовательские процедуры были воспроизведены в предельном приближении к первому этапу. В организации «Б» исследование выполнялось, соответственно, в обратном порядке.
В ходе исследования использовались групповая дискуссия, анкетный опрос, различные методы статистической обработки данных
Во время групповых дискуссий, проводимых в форме «мозгового штурма», участники, наряду с обсуждением других, не менее актуальных проблем своих организаций;, самостоятельно вырабатывали согласованные представления на тему: «Какие причины в настоящее время побуждают наших сотрудников работать здесь, а не в другой организации''»
Состав участников групповых дискуссий подбирался, в основном, из руководителей среднего звена и специалистов, имеющих большой стаж работы в организации, по сравнению с основной массой сотрудников. Все дискуссии проводились по известным методикам (см., например, [15]) и заканчивались выработкой общего мнения участников по заявленной для обсуждения проблеме
При повторном проведении подобных дискуссий участники знакомились с итогами предыдущих групповых обсуждений уже после того, как они вырабатывали свое мнение, когда корректировать результаты обсуждения не представлялось возможным. Как правило, в работу дискуссионных групп на втором этапе исследования привлекались не только те сотрудники, кто не участвовал в дискуссиях на первом этапе, но и участники предыдущих дискуссий. Поскольку временной разрыв в этих процедурах был сравнительно большим (см. приложение 1, табл. 1, строку 9), то более опытные участники, как оказывалось, в большей степени помнили не результаты, полученные в предыдущий раз, а свое эмоциональ-
ное состояние, атмосферу групповой работы, что ускоряло включение группы в активные фазы дискуссии.
В итоге определялась некоторая «палитра» мотивов, особая для каждой организации. На основании результатов групповых обсуждений и полученной в их итоге «палитры» мотивов составлялась анкета, по которой проводился опрос. При проведении опроса участвующему в нем персоналу предлагалось провести ранжирование причин, по которым, с точки зрения сотрудника, заполняющего анкету, люди в настоящее время работают в данной организации. Такая проективная постановка вопросов анкеты, на наш взгляд, несколько снижала ее личностную направленность и в меньшей степени побуждала к социально одобряемым ответам
Содержание каждой такой «палитры» мотивов, предлагавшейся для ранжирования, приведено в приложении 2 {табл. 2, 3).
Идея включения в повторный опрос, пусть даже в качестве фрагмента, варианта анкеты, который использовался при первом обследовании, когда организация находилась на подъеме (или спаде), категорически отвергалась участниками групповых дискуссий В качестве объяснений такой позиции высказывались следующие соображения
- «Люди воспримут эти вопросы как неуместные»;
- «Это будет выглядеть как издевательство и осложнит обстановку в коллективах»,
- «У персонала появится дополнительное недоверие и неприязнь к руководству».
Поскольку, как уже отмечалось, наше исследование было непосредственно включено в процесс консультирования, мы не имели возможности провести повторное обследование на стимульном материале, полностью идентичном первому, без согласия руководства клиентских организаций Поэтому усложнялись задачи по обработке полученных данных.
Количественными методами можно было в каждом из обследований выявить лишь расхождения между «палитрой» мотивов, составленной в групповых дискуссиях, и ранжированием этой «палитры», выполненным сотрудниками при анонимном анкетировании, а также определить уровни вариативности при установлении рангов в анкетах на каждом из этапов исследования.
В целях оптимизации процесса статистической обработки данных, по итогам проводимых опросов нами составлялись матрицы
частот встречаемости каждого ранга, присваиваемого каждому мотиву, включенному на этапе групповых дискуссий в «палитру» мотивов (см. приложение 2, таблицы 2, 3) Всего требовалось составить три пары матриц встречаемости рангов, причем так, чтобы каждая пара матриц отражала состояние конкретной организации соответственно на этапах подъема и спада Частоты присвоения мотивам тех или иных рангов вносились в матричные массивы в нормализованном виде. Так, количество анкет, в которых ранг под номером присвоен мотиву под номером , представлялось в виде процента от общего числа собранных анкет (см. приложение 3, табл. 4-9).
Для обеспечения действительной обоснованности обсуждения и выводов, опирающихся на полученные данные, необходимо было провести статистический анализ собранных массивов. Так, распределения частот встречаемости рангов, приписываемых тем или иным мотивам участниками опроса, следовало сопоставить с равномерным распределением и выявить уровни значимости различий между эмпирической и теоретической выборками.
В случае выявления статистической значимости различий между распределениями частот встречаемости рангов и равномерным распределением, открывались следующие возможности дальнейшего анализа данных.
Полезно было рассчитать, насколько тесно коррелируют выделенные в дискуссиях «палитры» мотивов и результаты их ранжирования на этапах спада и подъема.
Далее, целесообразно было определить уровень «разброса» распределений частот встречаемости рангов для организации, находящейся на разных этапах своего развития, и выяснить, насколько значимо отличаются эти уровни.
Перечисленные задачи решались, известными методами. Сюда относятся вычисление математического ожидания, среднего квад-ратического отклонения, определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Пирсона, выявляющего различия в распределении признака, углового преобразования Фишера, позволяющего сопоставить выборки
Затем необходимо было качественно оценить результаты заполнения открытых пунктов опросника, где участникам предлагалось сформулировать свой вариант ответа на центральную тему анкеты: «Какие причины в настоящее время побуждают наших сотрудников работать здесь, а не в другой организации?».
Сравнительный анализ мотивов деятельности персонала на этапах роста и спада организации (результаты групповых дискуссий)
По итогам групповых дискуссий определились «палитры» мотивов (см. таблицы 2, 3 приложения 2), ставшие, как уже отмечалось, содержательной основой анкет, использовавшихся в массовых опросах персонала.
Каждая последовательность расположения мотивов в ((палитре» соответствует ранговому ряду мотивов, выстроенному участниками групповых дискуссий. В наименованиях мотивов сохранены формулировки, избранные участниками.
Качественный анализ указанных выше таблиц позволяет обнаружить содержательную близость формулировок мотивов, составленных в разных организациях. Любопытно, что сходство последовательностей, в которых руководители и специалисты трех организаций расположили мотивы, прослеживается лишь на этапе подъема. Обращает на себя внимание и тот факт, что в период подъема своих организаций участники групповых дискуссий включали в «палитру» большее количество мотивов, чем на этапи спада. При этом, разрастание «палитры» мотивов периода подъема произошло лишь за счет большей вариативности в формулировках мотивов, близких по своему содержанию. Так, на этапе подъема наибольшее внимание участников дискуссий при составлении формулировок мотивов профессиональной деятельности персонала уделялось темам причастности и профессиональной реализации Тема власти попала в «палитру» мотивов лишь в одной организации («А»), а тема карьеры в двух (организации «А» и «В»).
На этапе спада организации участники, как уже отмечалось, хотя и включали в «палитры» меньшее количество мотивов, по сравнению с ситуацией подъема, но также как и в период подъема уделяли неравное внимание разным по содержанию мотивам Однако, в отличие от предыдущего этапа, здесь практически полностью исчезла тема власти и карьеры, а тема профессионального развития, стабильности и реализации своих профессиональных возможностей нашли отражение в нескольких сходных формулировках в каждой «палитре».
Кроме того, на этапе подъема заметны пафос, возвышенность, многословность формулировок, тогда как на спаде видна некото-
рая их приземленность, краткость, свернутость.
Если мотив, помещенный в таблицах 2 и 3 (см. приложение 2); обозначать буквенно-цифровым индексом, в котором цифра будет соответствовать его рангу в таблице, первая буква- отражать принадлежность к организации («А», «Б» или «В»), а вторая - состояние организации («п» - подъем, «с» - спад), то, используя такие обозначения, можно обобщить полученные данные более лаконично.
Так, в каждом из трех рядов мотивов «палитры», составленной в период подъема организации, звучат темы причастности, саморазвития, профессиональной и социальной самореализации, самоутверждения.
Например, тема причастности к социальным процессам глобального характера явно, на наш взгляд, звучит в мотивах 1Ап, ]Бп, 2Бп, 1Вп, 5Вп. Ключевыми словами формулировок здесь являются «глобальные преобразования», «возрождение России», «европейский уровень», «последние достижения», «динамика современной жизни».
Мотивы профессионального саморазвития и становления осознаются руководством среднего звена организаций, как важные, но оказываются как бы на втором плане. Это мотивы 2Ап3 4Ап, 2Бп, 4Бп, 6Бп, ЗВп, 5Вп. Ключевые слова - «развитие профессионала», «развитие профессионального стиля и практических навыков», «ориентированность на практику», «профессиональный рост», «информированность», «реализация собственных идей».
Далее по степени актуальности выступают мотивы карьеры н власти, причем в организации «А» эти темы отделены друг от друга (5Ап, 6Ап). Сюда с достаточным основанием могут относиться мотивы 5Ап, 6Ап, 6Бп; 8Вп, 9Вп. При этом в организации «Б» явно выраженных мотивов с подобным содержанием не обнаруживается. Ключевые слова, свойственные данной группе, - это «перспективы карьерного роста», «финансовая карьера», «шанс состояться в качестве руководителя», «профессиональная известность», «работа на всех уровнях».
Оплата труда, деньги как самостоятельный мотив, побуждающий людей к работе, оказался наименее значимым в «палитрах» мотивов всех трех организаций (7An; 7Бп, 6Вп, 7Вп).
В отличие от мотивов причастности к глобальным процессам (служение обществу), оказавшимся на первом плане,
тема общения, приверженности своей фирме, коллективу, т.е, мотив локальной причастности не занял определенного места в общей иерархии (ЗАп, 5Бп, 1Вп). Ключевыми словами, позволившими объединить эти мотивы, стали «престижная и надежная структура», «возможность общаться с коллегами», «престижная работа в фирме».
Таким образом, с точки зрения руководителей среднего звена и ведущих специалистов иерархия мотивов профессиональной деятельности персонала в период подъема организации выглядит так:
1 Причастность к социальным процессам глобального характера (служение обществу).
2. Личное профессиональное развитие я становление.
3. Карьера и власть.
4 Материальный достаток.
На этапе спада в деятельности руководство среднего звена и ведущие специалисты каждой из трех организаций выстраивали «палитры» мотивов, заметно отличающиеся между собой (приложение 2, табл. 3). Так, мотивы причастности стали занимать от первого (1 Ас) до пятого (5Бс) места в их иерархиях Мотивы стабильности, надежности, безопасности получили второе (2Ас) и первое (1Вс) места. Мотивы профессионального роста, обучения заняли третью (ЗАс) и четвертую (4Вс) позиции. Мотивы профессиональной реализации оказались на четвертом (4Ас) и втором (2Бс, 2Вс) местах, заметно потеряв пафос формулировок. Мотивы материального достатка заняли от шестого до третьего места (6Ас, 4Бс, ЗВс). Мотивы карьеры и власти практически исчезли Тема карьеры обнаруживается лишь в организация «В», занимая там последнее место.
Наиболее характерными на этапе спада организации оказались МОТИВЫ"
1. причастности и общения;
2. стабильности, безопасности, надежности;
3. профессиональной самореализации.
Мотивы материального достатка, как и на этапе подъема, остались на последних местах. Здесь следует учесть, что в этих результатах нашли свое отражение настроения и взгляды не основной массы персонала, а лишь руководства среднего звена и ведущих специалистов Кроме того, «палитры» мотивов составлялись в ходе дискуссий гласно, открыто, в обстановке публич-
ностн- Эти данные с большой долей обоснованности можно воспринимать как проявление корпоративно одобряемых и декларируемых ценностей.
Сравнительный анализ «декларируемых»
и «реально действующих» мотивов деятельности
Персонала организации
Для удобства обсуждения мотивы, сформулированные и про-ранжированные на групповых дискуссиях, будут называться «декларируемыми», а данные, о мотивах, полученные по итогам опросов персонала и в результате массового анонимного ранжирования, - «реально действующими» мотивами. Итоги ранжирования последних представлены в таблицах 4-9, приложения 3.
Доля анкет с заполненными пунктами «Ваш вариант ответа...», оказалась весьма незначительной, а предложенные участниками опроса формулировки практически полностью сводились к уже представленным в «палитрах» мотивов. По этой причине они учитывались лишь в общей картине распределения рангов (см. приложение 3, табл. 4-9).
Соответствие между «декларируемыми» и «реально действующими» мотивами выявлялось по итогам массовых опросов персонала каждой из трех организаций. Результаты представлены в таблицах 11-16 приложения 4.
Сопоставление распределений мотивов по уровням значимости, полученных при ранжировании, с равномерным распределением по критерию Пирсона показало, что эмпирические распределения расходятся с равномерным распределением рангов статистически достоверно. Из указанных таблиц видно, что в каждом случае частоты присвоения рангов значимо отличаются от равномерного распределения. Исключения составили мотивы материального достатка (7Вп) и карьеры (5Вс) для организации «В». Результаты такого сопоставления стали основанием для дальнейшей интерпретации полученных данных.
Анализ ранговой корреляции «декларируемых» и «реально действующих» мотивов (данные представлены в таблицах 11-16 приложения 4), позволяет сформулировать следующее.
Обнаруживается, что на этапе подъема организации, иерархии мотивов профессиональной деятельности, «декларирован-
ные» руководством среднего звена на групповых дискуссиях, совпадают с итогами ранжирования этих мотивов персоналом соответствующих организаций (p<0.01), т.е. с «реально действующими» мотивами.
На этапе спада не обнаруживается корреляции между ранжированиями «декларируемых» и «реально действующих» мотивов.
Сопоставление средних квадратических отклонений в распределении частот присвоения того или иного ранга (приложение 5, таблицы 17-19) на спаде и на подъеме для каждой организации позволяет сделать заключение о том, что на этапе спада «разброс» в вариантах ранжирования при массовых опросах персонала был значимо выше, чем на этапе подъема, который переживали организации. Вероятно, этот факт можно интерпретировать как отражение большего единства взглядов, устремлений, личностно-профессиональных интересов персонала на этапе подъема организаций, а на спаде подобное единство снижается.
Кроме того, данные массовых опросов в организациях «А», «Б» и «В» показали (см. приложение 4, табл. 14-16), что на этапе спада организации персонал на первое место ставит материальные интересы (мотивы 6Ас; 4Бс; ЗВс); профессиональную реализацию (мотивы 4Ас; 5Бс; 4Вс).
На последнем месте в иерархии здесь оказались «уверенность в устойчивости организации» (мотивы 2Ас; Шс) и «общение с коллегами» (мотив ЗБс).
Полученные данные, безусловно, могут быть интерпретированы по-разному. Однако здесь возникают интересные прикладные аспекты.
Решая задачи консультирования конкретной организации и ее руководителей, можно в той или иной степени использовать приведенные результаты в качестве показателей, не только отражающих состояние организации, но и позволяющих прогнозировать ее развитие, а также корректировать деятельность руководства организации с помощью практических рекомендаций.
Так, косвенными (и, безусловно, не единственно определяющими) признаками движения организации к спаду являются растущий «разброс», т.е., рост значений дисперсий в ранжированиях персоналом той «палитры» мотивов, которая выстраивается на уровне руководителей среднего звена и ведущих специалистов.
Более весомым, но все же косвенным показателем начинаю-
щегося спада, является несоответствие реальной иерархии мотивов профессиональной деятельности персонала и представлений об этих мотивах у руководства организации. Вероятно, что такое несоответствие нарастает из-за ухудшения качества и уменьшения коммуникаций между разными уровнями руководства и исполнения в организации, переживающей кризис или входящей в него.
Гипотеза данного исследования, в основном, нашла свое подтверждение. Действительно, в зависимости от функционального состояния организации преобладающими оказываются различные мотивы профессиональной деятельности составляющего эту организацию персонала.
На этапе подъема - это мотивы причастности, профессионального творчества и самореализации в профессиональной деятельности, престиж этой деятельности, а также возможности профессионального роста. По-видимому, мотивы такого содержания допустимо оценивать как «долгосрочные мотивы», предполагающие значительные затраты времени жизни профессионала. Кроме того, на этапе подъема в трех разных по многим показателям организациях иерархии мотивов профессиональной деятельности оказались очень близкими по своему содержанию, чего не наблюдалось на этапе спада. Вероятно, если прогнозировать мотивы профессиональной деятельности персонала легче на этапе подъема, то и выстраивать оптимальные системы стимулирования на этом этапе также легче. А вот на этапе спада эффективность практически любых систем стимулирования оказывается менее эффективной еще и потому, что преобладающая система мотивов, побуждающая персонал к профессиональной деятельности, труднее поддается выявлению.
Наши предположения о доминировании мотивов, связанных с карьерным ростом на этапе подъема организации, не подтвердились.
На этапе спада доминирующими оказались, как уже отмечалось, мотивы материального достатка, мотивы профессиональной реализации, сводящиеся в ряде случаев к «простой» ценности, связанной с возможностью работать по специальности, а также приобретать новый профессиональный опыт. Данные мотивы можно охарактеризовать как «краткосрочные», однако, лишь условно. В этой части исследования нам не удалось однозначно подтвердить или опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу.
Что касается содержания самих формулировок мотивов, выработанных в процессе групповых дискуссий и обозначенных нами
как «декларируемые», то заметна их удивительная похожесть на активно пропагандируемые в различных массовых изданиях психологические теории Своеобразная пальма первенства в популярности здесь принадлежит, вероятно, «пирамиде потребностей» А Маслоу (см., например, [17, с.200-201]) Если приведенные формулировки мотивов (табл 2, 3 приложения 2) стали результатом популяризации психологических теорий, то это уже, по меткому определению А Ф. Копьева, проявление некоторой «психологической интоксикации» [11] довольно большого количества менеджеров среднего звена Напрашивается вывод о том, что психология, как наука, «шагнувшая» в массы, уже формирует социальную и психологическую реальность по своим схемам, а не только строит схемы, отражающие реальность В то же время, полученные в групповых дискуссиях результаты, во многом совпадающие по содержанию с определениями потребностей по Маслоу, можно воспринимать как еще одно подтверждение идей выдающегося психолога
Качественный анализ итогов групповых дискуссий, проводившихся в трех названных организациях, переживающих спад (приложение 2, таблица 3), показывает, что результаты здесь заметно отличаются от того, что было получено на этапе подъема организации.
«Палитры» мотивов на этапе спада получились менее объемными, чем на этапе подъема Так, на спаде участники групповых дискуссий составили палитры, состоящие из 5-6 мотивов, тогда, как на этапе подъема списки предполагаемых мотивов профессиональной деятельности насчитывали до 9 позиций.
И, наконец, «палитры» мотивов периода спада, построенные в организациях «А», «Б» и «В», отчетливо различаются между собой порядками ранжирования представленных в них мотивов Здесь один и тот же мотив в разных организациях мог получать различные ранги. На этапе же подъема легко прослеживается общность подобного ранжирования во всех трех организациях.
Результаты исследования, кроме всего прочего, позволяют заключить, что на этапе спада «декларируемые» и «реально действующие» мотивы совпадают по содержанию, но не по иерархии, а на подъеме совпадение прослеживается по обоим показателям.
Сопоставление средних квадратических отклонений (S) значений рангов мотивов, присвоенных персоналом организаций, находящихся на этапах спада и подъема (приложение 5, таблицы 17-
19), показал, что значения S на подъеме и на спаде значимо
), показал, что значения S на подъеме и на спаде значимо различаются. Так, на подъеме организации значения среднего квадратиче-ского отклонения ниже. Это может быть понято, как проявление большего единства в ранжировании мотивов на этапе подъема На спаде, который переживается организацией, «разброс» в предпочтениях тех или иных мотивов выше Полученное различие, на наш взгляд, может служить косвенным критерием состояния организации и тенденций ее дальнейшего развития Смысл обнаруженного различия также очевиден. В период спада единство устремлений, общность мотивов, побуждающих персонал работать именно в данной конкретной организации, вероятно, убывает, что и отразилось в результатах, приведенных в таблицах 17-19 приложения 5
Субъективность экспертов, составлявших «палитры» мотивов, конечно, являлась своеобразным воздействием, косвенно формирующим у персонала некую установку на ранжирование. Но эта субъективность была как бы «внутренней», рожденной внутри фирмы, а не привнесенной извне Поэтому реакция персонала на предложенную анкету также была неким индикатором лояльности сотрудников к организации, ее нормозадающей группе (или «команде») Этот индикатор вполне мог отражать меру (или уровень) значимости ведущих работников организации для всего ее персонала Поэтому совпадение или несовпадение деклараций и реальности в распределении и наименовании мотивов можно воспринимать как косвенное отражение уровня принятия организации ее персоналом Очевидно, что эта лояльность в период спада оказалась меньшей, чем на подъеме организации.
Выводы
«Палитра» преобладающих мотивов профессиональной деятельности персонала организации, переживающей подъем, оказывается объемнее, богаче по своему разнообразию, чем в организации, находящейся на спаде.
2. На этапе подъема организации каждый из преобладающих мотивов профессиональной деятельности является общим для большего количества сотрудников организации, чем на спаде Каждый из преобладающих мотивов на спаде объединяет вокруг себя меньшее количество людей, работающих в организации, чем на подъеме.
3. От подъема к спаду в развитии организации (и, наоборот) меняется не содержание преобладающих мотивов профессиональной деятельности большинства сотрудников, а уровень значимости этих мотивов для персонала.
4. Преобладающими для организации, находящейся на подъеме, стали такие мотивы профессиональной деятельности персонала, как; глобальная причастность к позитивным общественным процессам, принадлежность к организации, профессиональный рост, профессиональная и социальная самореализация, личностное самоутверждение. На стадии подъема организации мотивы работы персонала, как правило, в большей степени связаны с долгосрочными целями, чем на стадии спада.
5 На спаде преобладание тех или иных мотивов не является зависящим только от самого факта спада в развитии организации. Здесь самые разные факторы оказывают не меньшее влияние на преобладание тех или иных мотивов, чем фактор спада организации.
6, Декларируемые руководством и преобладающие у персонала мотивы профессиональной деятельности в большей степени совпадают между собой на подъеме, чем на спаде, переживаемом организацией. Это может служить косвенным показателем интенсивности и качества внутриорганнзационного общения, а также уровня лояльности персонала по отношению к лидерам своей организации.
7. Сравнение мотивов профессиональной деятельности персонала, декларируемых его руководством и отношения к этим мотивам самих сотрудников, может служить одним из косвенных показателей, отражающих состояние и направленность «движения» организации к спаду или к подъему. Проведение исследовательских процедур подобного рода оказывается полезным при консультативной работе в организации.
Литература
1 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации М.: ИПКГС, 1996.
2. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.
3. Виханский О. С, Наумов А И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1995
4. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М; Изд-ео РАГС, 1996.
5. Гончаров Ю.И. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих. Автореф. дисс. .. канд. пси-хоя. наук. М., 1997.
6. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 1997.
7. Емельянов Е.Н., Поварницына СЕ Жизненный цикл организационного развития. // Организационное развитие. 1996. № 2.
8. Ильин ЕП. Мотивация и мотивы. СПб.: «Питер», 2000.
9. Искандеров ЗА. Деятельность руководителя производственного коллектива в условиях нововведений. Автореф дисс. .. канд пси-хол. наук Л, 1989
10. Китов А.И. Экономическая психология М, 1987.
11. КопьевА. Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники. //Моск. психотер йкурн 1992, N91 С 33-48
12. Кричевский Р Л. Если Вы ~ руководитель Элементы психологии менеджмента в повседневной'работе. М.: Дело, 1998.
13. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание Личность. М., 1975
14. Марасанов Г.И Акмеологическое консультирование в развивающихся организациях // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. С 342-358.
15. Марасанов Г.И Сощально-психояогический тренинг. 4-е изд. М, 1998.
16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М, /996.
17 Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека
М, 1994. Ш Питере Т„Уотермен Р. В поисках эффектишюго управления. М, 1986.
19. Роджерс ФЛж. НЕМ. Взгляд V3uympu: Человек - фирма ~ маркетинг. М, 1990.
20. Селезнева Н Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Автореф. дисс. . докт. психол наук. М, 1997
21. Сидоренко Е.В Методы математической обработки « психологии. СПб., 1996.
22. Синягин Ю.В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды Автореф. дисс. .. докт.психол. наук М„ 1997.
23 Таболова КМ Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих Автореф дисс канд. психол наук М, 1997
24 Управление персоналом' Учебник для вузов /Подред Т.Ю. Базарова, Б.Л Еремина М, Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998,
25 Чудновский В. Э Концепция личности в трудах Л. И. Божович. // Психол журн 2000, Т 21 №3 С. 117-123
26 ЯкоккаЛ Карьера менеджера М, 1990