Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек
Уровень эгоцентрической направленности | |||||
очень низкий | низкий | средний | высокий | очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 |
Студенты других курсов | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Эгоцентризм и эгоцентрическая направленность - это свойства личности. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрированную и фиксированную социальную установку, определяющую обращенность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия.
Эгоцентрическая направленность детерминируется позицией личностной и способствует автономизации личности от других людей. Она вызывается потребностями в собственном успехе, сочувствии, опеке, аффилиа- ции, самоутверждении, защите своего "Я", в том числе и психосексуальной потребностью.
Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях человека, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людьми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности. Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как порой искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам. В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой. В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием. Очень низкий (нулевой) показатель эгоцентризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инструкцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции. Очень высокий показатель эгоцентризма может быть признаком акцентуации личности на своей собственной персоне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КЛЮЧИ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ
№ | №№ заданий | |||||||||
темы | ||||||||||
2.1. | в | а, в | а, в | а, в | а, б, д | а | а, б | а | а | а |
2.2. | в | а | а | г | а, б | г | а | г | в | г |
2.3. | б | а | б | а | б | б, г | в | а | а | а, б |
2.4. | а | б | г | б | а | б | а | г | г | в |
2.5. | а | г | в | б | г | а | а | г | г | г |
2.6. | а | а | б | в | г | а | а, б | г | а, г | а, б |
2.7. | а, б | г | г | в | а | г | а, в | а | д | д |
2.8. | а | б | в | а | б | г | г | б | г | б |
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Литература: 1-4, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 23, 27, 32, 41
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Предмет, задачи и структура возрастной психологии.
2. Краткая история развития возрастной психологии.
3. Основные понятия возрастной психологии.
4. Методологические основы и методы исследования в возрастной психологии.
Требования к компетентности:
- понимать содержание учебной дисциплины "Возрастная психология, знать ее структуру;
- знать предмет и задачи возрастной психологии;
- уметь конкретизировать проблемы возрастной психологии примерами педагогической практики;
- понимать сущность методологических основ возрастной психологии;
- уметь выбирать адекватный метод для решения задач исследования и профессиональной деятельности.
Тестовый контроль
1. Возрастная психология как наука появилась в:
а) начале 17 века;
б) конце 18 века;
в) конце 19 века;
г) середине 20 века.
2. Возрастная психология изучает:
а) особенности развития психики человека в филогенезе;
б) особенности развития психики человека в определенном возрасте;
в) особенности психического развития и формирования личности человека в онтогенезе;
г) все ответы верны.
3. К возрастной психологии относятся такие разделы, как:
а) психология младенца;
б) дошкольная психология;
в) психология юности;
г) все ответы верны.
4. При проведении исследования психического развития ребенка важно:
а) любым способом получить достоверную информацию;
б) руководствоваться принципом ненанесения ущерба испытуемому;
в) соблюдать полную конфиденциальность и не посвящать испытуемого в цели исследования;
г) все ответы верны.
5. Психическое развитие на протяжении длительного времени изучается посредством:
а) сравнительного метода;
б) комплексного метода;
в) интерпретационного метода;
г) лонгитюдного метода.
6. Метод, позволяющий исследовать роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности, называется:
а) близнецовый метод;
б) кросс-культурный метод;
в) биографический;
г) метод анализа продуктов деятельности.
7. Метод, который сопровождается активным вмешательством исследователя в изучаемое психическое явление, называется:
а) метод обработки данных;
б) метод наблюдения;
в) метод эксперимента;
г) кросс-культурный метод.
8. С целью изучения воздействия различных культур на становление личности используется:
а) метод близнецов;
б) метод наблюдения;
в) метод эксперимента;
г) кросс-культурный метод.
9. С целью исследования характера взаимоотношений в группе, наличия и количества "звезд", "изолированных", сплоченности группы и т.д. используется:
а) метод эксперимента;
б) социометрия;
в) кросс-культурный метод;
г) анализ продуктов деятельности.
10. С целью изучения условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования используется:
а) метод наблюдения;
б) метод тестирования;
в) формирующий эксперимент;
г) анализ продуктов деятельности.