Уровни эгоцентрической направленности юношей и девушек

  Уровень эгоцентрической направленности
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Первокурсники, обучающиеся первый семестр
Юноши 0-1 2-7 8-22 23-30 31-40
Девушки 0-1 2-7 8-22 23-29 30-40
Студенты других курсов
Юноши 0-1 2-7 8-20 21-26 27-40
Девушки 0-1 2-7 8-21 22-27 28-40

Эгоцентризм и эгоцентрическая направленность - это свойства лично­сти. Они характеризуют ее позицию и представляют собой центрирован­ную и фиксированную социальную установку, определяющую обращен­ность на свои качества, мысли, переживания, представления, действия, цели и т.п. Начиная с юношеского возраста сюда включается саморефлексия.

Эгоцентрическая направленность детерминируется позицией личностной и способствует автономизации личности от других людей. Она вызыва­ется потребностями в собственном успехе, сочувствии, опеке, аффилиа- ции, самоутверждении, защите своего "Я", в том числе и психосексуаль­ной потребностью.

Эгоцентризм отражается на познавательных возможностях чело­века, препятствует эффективному общению и взаимодействию с людь­ми, тормозит развитие морально-нравственной сферы самой личности. Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как порой искажают смысловое содержание сообщения собесед­ника, что ведет к непониманию и межличностным проблемам. В мо­ральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, который проявляется в попытках использовать других людей для удов­летворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматиз­му, то есть связыванию всего, с чем индивид встречается в жизни, толь­ко со своей пользой. В отдельных случаях высокий уровень эгоцентри­ческой направленности может быть ситуативным, вызванным очень зна­чимым для человека событием. Очень низкий (нулевой) показатель эго­центризма означает, как правило, что испытуемый неверно понял инст­рукцию и поставил себе какую-то иную задачу вместо предложенной в инструкции. Очень высокий показатель эгоцентризма может быть при­знаком акцентуации личности на своей собственной персоне.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КЛЮЧИ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ

№№ заданий
темы
2.1. в а, в а, в а, в а, б, д а а, б а а а
2.2. в а а г а, б г а г в г
2.3. б а б а б б, г в а а а, б
2.4. а б г б а б а г г в
2.5. а г в б г а а г г г
2.6. а а б в г а а, б г а, г а, б
2.7. а, б г г в а г а, в а д д
2.8. а б в а б г г б г б

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Литература: 1-4, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 23, 27, 32, 41

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Предмет, задачи и структура возрастной психологии.

2. Краткая история развития возрастной психологии.

3. Основные понятия возрастной психологии.

4. Методологические основы и методы исследования в возрастной психологии.

Требования к компетентности:

- понимать содержание учебной дисциплины "Возрастная психоло­гия, знать ее структуру;

- знать предмет и задачи возрастной психологии;

- уметь конкретизировать проблемы возрастной психологии приме­рами педагогической практики;

- понимать сущность методологических основ возрастной психо­логии;

- уметь выбирать адекватный метод для решения задач исследова­ния и профессиональной деятельности.

Тестовый контроль

1. Возрастная психология как наука появилась в:

а) начале 17 века;

б) конце 18 века;

в) конце 19 века;

г) середине 20 века.

2. Возрастная психология изучает:

а) особенности развития психики человека в филогенезе;

б) особенности развития психики человека в определенном возрасте;

в) особенности психического развития и формирования лич­ности человека в онтогенезе;

г) все ответы верны.

3. К возрастной психологии относятся такие разделы, как:

а) психология младенца;

б) дошкольная психология;

в) психология юности;

г) все ответы верны.

4. При проведении исследования психического развития ребенка важно:

а) любым способом получить достоверную информацию;

б) руководствоваться принципом ненанесения ущерба испыту­емому;

в) соблюдать полную конфиденциальность и не посвящать ис­пытуемого в цели исследования;

г) все ответы верны.

5. Психическое развитие на протяжении длительного времени изу­чается посредством:

а) сравнительного метода;

б) комплексного метода;

в) интерпретационного метода;

г) лонгитюдного метода.

6. Метод, позволяющий исследовать роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности, называется:

а) близнецовый метод;

б) кросс-культурный метод;

в) биографический;

г) метод анализа продуктов деятельности.

7. Метод, который сопровождается активным вмешательством ис­следователя в изучаемое психическое явление, называется:

а) метод обработки данных;

б) метод наблюдения;

в) метод эксперимента;

г) кросс-культурный метод.

8. С целью изучения воздействия различных культур на становление личности используется:

а) метод близнецов;

б) метод наблюдения;

в) метод эксперимента;

г) кросс-культурный метод.

9. С целью исследования характера взаимоотношений в группе, наличия и количества "звезд", "изолированных", сплоченности группы и т.д. используется:

а) метод эксперимента;

б) социометрия;

в) кросс-культурный метод;

г) анализ продуктов деятельности.

10. С целью изучения условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования используется:

а) метод наблюдения;

б) метод тестирования;

в) формирующий эксперимент;

г) анализ продуктов деятельности.

Наши рекомендации