Стадия нравственного развития описывает тип обоснования, с помощью которого люди определяют свои поступки | Одной из современных тем является теория развития морального субъекта, разработанная американским психологом Лоуренсом Колбергом и лишь недавно вошедшая в учебники по этике бизнеса и деловой этике. Принципиальная новизна идеи Л.Колберга состоит в том, что моральное сознание претерпевает трансформации, обусловленные физиологическим, социальным, образовательным ростом субъекта. Колберг двадцать лет исследовал американских мальчиков для того, чтобы выявить и подробно проанализировать три уровня (шесть основных ступеней) в динамике морального субъекта: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. |
Доконвенциональный уровень | Первый – доконвенциональный уровень – характеризуется тем, что субъект реагирует на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого», но понимает эти масштабы в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам и масштабам (родители, учителя и т.д.). На этом уровне морального субъекта, как и на остальных, Колберг выделяет две ступени. |
1. Максимизация удовольствий / минимизация неудовольствий посредством послушания | Первая ступень доконвенционального уровня отличается ориентацией на наказание и послушание: физические последствия действия здесь определяют его доброе или злое качество без отношения к человеческому смыслу или ценности этих последствий. |
2. Максимизация удовольствий / минимизация неудовольствий посредством обмена эквивалентами | На второй ступени, характеризующейся инструментально-релятивистской ориентацией, правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). |
Конвенциональный уровень | Конвенциональный уровень также содержит две ступени. Третья, так называемая «мораль хорошего парня или милой девушки», характеризуется оправданием ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия. Эта установка определена не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и оправдания порядка и идентификации с личностями и группой, которые выступают в качестве носителя порядка. |
3. Конкретная нравственность первичных групп | Третья ступень, на которой, по Колбергу, живет большинство, предполагает межперсональное подлаживание. Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. Возникает полная конформность в отношении стереотипных представлений о «естественном» поведении или поведении большинства. Давая характеристику этой ступени, Колберг отмечает, что нормы, которые мы усваиваем в семье, в школе или в общении со своими сверстниками, могут и не совмещаться друг с другом. Они имеют свойство больше совмещаться там, где господствуют устойчивые традиции, чем в динамически развивающемся обществе. |
4. Конкретная нравственность вторичных групп | Четвертая ступень отличается ориентацией на «закон и порядок». На этой ступени господствует ориентация не только на закон и авторитет, но и на фиксированные правила и поддержание социального порядка. Правильное поведение заключается в том, чтобы выполнять долг, оказывать уважение авторитетам и поддерживать имеющийся социальный порядок ради него самого. Исследования показывают, что большинство менеджеров и предпринимателей соответствуют именно этому уровню морального развития. |
Постконвенциональный уровень | Постконвенциональный уровень морального развития американский психолог называет также автономным или принципиализованным уровнем. Это уровень самолично признаваемых нравственных принципов, на котором человек признает принципы морали не потому, что общество считает их правильными и приемлемыми, а потому, что он сам осознает правильность принципов и понимает, что именно делает их правильными. |
5. Гражданские свободы, общественное благоденствие Моральная свобода | Согласно пятой ступени правильно – уважать права других людей и социальные соглашения. Правильные с точки зрения морали действия совершают для того, чтобы соблюсти социальные контакты Речь идет об осознании нравственности, базирующейся на правах индивидуумов и на соглашениях, достигнутых между взрослыми. |
6. Моральная и политическая свобода | Шестая ступень характеризует субъекта, осознавшего универсальные принципы морали, самого творящего эти принципы. Это уровень самолично признаваемых нравственных принципов. «На последней и высшей стадии третьего уровня человек уже способен логически обосновать нравственные принципы, которыми он руководствуется в своих действиях. Субъект нравственности осознает закон морали и действует, следуя этому закону, не потому, что ожидает награды или наказания, и не потому, что другие люди говорят, что он должен ему следовать, а потому, что понимает, почему закон нравственности обязателен для него. Человек признает нравственные принципы в качестве своих собственных принципов, а не в качестве навязанного ему другими внешнего принуждения». |
4,5. Отсутствие любых сдерживающих моральных факторов | Но переход на третий уровень непрост и опасен. При переходе на постконвенциональный уровень человек задается вопросом об обоснованности моральных норм, которых он придерживается. Это уровень морального субъекта, уже вышедшего из-под внешнего морально контроля, но еще не освоившего морального самоконтроля. Колберг называет это «ступень 4,5»: «Этот уровень… еще не снабжен принципами. Решение здесь личное и субъективное. Оно базируется на чувствах. Совесть рассматривается как произвольная и относительная, точно так же как идеи «долга» и «морально правильного». |
Большинство людей действуют на позициях первого уровня, иногда на позициях второго, но редко кто достигает третьего уровня морального развития Фритцше Д. Этика бизнеса: глобальная и управленческая перспектива. – С.117. | Сегодня социологи, используя методологию американского психолога, изучают уровень морального развития, в том числе, в сфере менеджмента. Например, Джеймс Уэбер и Шерон Грин изучили реакции студентов, обучающихся бизнесу, на дилемму, связанную с бухгалтерской отчётностью, и обнаружили, что у 77% из их выборки уровень рассуждений соответствует стадии ниже четвёртой. Дейвид Парадайс и Рой Деджойе обнаружили, что старшекурсникам, изучающим управленческие информационные системы, свойственно рассуждать на более высоких уровнях. В результате других исследований было установлено, что менеджерам мелких фирм или самостоятельным, не имеющим наёмных работников предпринимателям свойственно рассуждать на более высоком уровне, нежели тем, кто работает в крупных или средних организациях |