Потребность связать оценочные суждения с другими психологическими процессами
Кросс-культурные исследования, касающиеся выражения эмоций, на сегодняшний день главным образом рассматривали суждения об эмоциях в вакууме, изучая их в отрыве от других психологических процессов. Будущие исследования должны изучать вынесение суждений, касающихся эмоций, в связи с другими психологическими процессами, такими как нормы проявления эмоций, выражение эмоций, формирование стереотипов и категорий, восприятие личности, социальное познание, функция мозга и т. п. Несмотря на то что некоторые исследователи занимались изучением взаимосвязи между выражением и восприятием эмоций одними и теми же индивидами в США (например, Lanzetta & Kleck, 1970; Р. К. Levy, 1964; Zuckerman, Hall, DeFrank & Rosenthal, 1979), я не слышал об исследовании, в котором такая взаимосвязь исследовалась бы в кросс-культурном аспекте. Кроме того, принимая во внимание важную роль, которую процессы оценки эмоций могут играть в восприятии личности, следует провести кросс-культурные исследования, посвященные рассмотрению взаимосвязи между оценкой эмоций и другими видами оценочных суждений, в особенности в связи с взаимопроникновением культур и связанными с этим моментами взаимодействия (например, формированием стереотипов и т. д.).
Исследования процессов, происходящих в мозге в ходе распознавания эмоций, для будущего представляют особый интерес. Если выражение эмоций носит универсальный характер, можно предположить существование определенных мозговых процессов, которые также не зависят от культуры. Исследовательская работа такого рода нам еще предстоит. Изучение мозговых коррелятов распознавания мимических выражений имеет долгую историю в неврологии (например, Вгцуег, 1979; Levine, Banish & Koch-Weser, 1988; Ley & Bryden, 1979), и последние исследования показали наличие зон мозга, которые связаны с распознаванием лиц (Bruce & Humphreys, 1994; Farah, 1996; Nachson, 1995). Другие новейшие исследования также говорят о том, что распознавание мимического выражения эмоций может быть локализовано более точно (например, Streit et al., 1999). Интеграция исследований в этом направлении со сведениями и методикой, связанными с выражением эмоций универсального характера, могут еще больше расширить наши знания.
Б концептуальном отношении важно также связать исследования оценочных суждений, касающихся эмоций, с другими областями психологии. Многие направления исследований в психологии оторваны друг от друга. В результате нам гораздо меньше известно о том, как оценка эмоций связана с другими психологическими процессами живой, цельной, интегрированной личности, чем о том, как подобная оценка происходит в условиях искусственно созданного вакуума. Нам предстоит вновь собрать Шалтай-Болтая из кусков, на которые он распался. Поскольку процесс оценки эмоций является одним из важных фундаментальных процессов, логично предположить, что он тесно связан со многими другими психологическими процессами. В будущем нам предстоит выявить эти связи и найти в них черты культурного сходства и различия.
Резюме
Разумеется, есть много других идей, заслуживающих самого пристального внимания. Называя некоторые из них, я не только предлагаю темы будущих исследований, но и пытаюсь побудить всех, кто занимается изучением культуры и эмоций, к более широкому видению проблем, не загонять себя в узкие рамки однобоких подходов, как часто происходит, когда мы занимаемся исследованиями в одной из областей психологии. Если мы пойдем таким путем, мы сможем решить важные вопросы, касающиеся не только исследуемых областей, но и связей между отдельными областями. И вряд ли мы будем в состоянии сделать это, если не будем работать, не поднимая головы.
Заключение
Уже более 30 лет кросс-культурные исследования играют центральную роль в доказательстве универсальности и культурной специфичности выражения и восприятия эмоций. Эти исследования оказали огромное влияние не только на изучение эмоций, но и на психологию в целом, поскольку панкультурное выражение и восприятие эмоций стало рассматриваться как фундаментальный и универсальный аспект психологического функционирования человека. Кросс-культурные данные в этой области служат отправной точкой для новых направлений исследования, связанных с эмоциями в других областях психологии, и значительная часть имеющейся на сегодняшний день информации о связи эмоций с развитием, клинической работой, социальным взаимодействием, личностью и т. п., берет свое начало в первых исследованиях универсальности. Исследование эмоций получило должное признание в традиционной психологии, существуют программы подготовки специалистов с докторской степенью и без нее, которые ориентированы на это важное направление исследований.
Следующие 20 лет обещают стать еще более волнующей эпохой для исследований культуры и эмоций. Тут и там во всем мире появляются интересные программы во всех областях психологии. Разрабатываются новые методологии представления культуры как психологического конструкта на индивидуальном уровне, а также способы точной оценки моментальных изменений, которые происходят в нашем мозгу и теле, когда мы испытываем или воспринимаем эмоции. В совокупности эти усилия в будущем приведут к тому, что мы больше узнаем о взаимосвязи культуры и физиологии эмоций, нормах проявления и декодирования эмоций, их восприятии, и отражении самой культуры на уровне мозга. Кроме того, в настоящее время проводятся исследования, которые проливают свет на характер социального значения эмоций в разных культурах (например, Kitayama, Marlftis & Matsumoto, 1995; ср. Kemper, 1978) и свойственный разным культурам вклад эмоций и других факторов в социальное взаимодействие. В частности, в настоящее время систематически изучается роль эмоций и их восприятия в процессе межкультурного взаимодействия и адаптации, и предварительные данные говорят о том, что эти моменты являются ключевыми для успешной жизни, работы и игры в новой культурной среде (например, Bennett, 1993; Gudykunst et al, 1996; Matsumoto,
Le-Rouxetal., 1999). Будущие исследователи также должны принять во внимание вклад этнической психологии и других наук, которые могут способствовать разработке более всеобъемлющих теорий, касающихся норм проявления и декодирования эмоций.
Эмоции — одна из наиболее волнующих областей исследования в психологии. Они имеют центральное значение для понимания нами людей во всем мире. Несмотря на то что мы испытываем те же эмоции, что приматы и другие более примитивные животные, все же они остаются одним из самых привлекательных человеческих качеств, и, вне всяких сомнений, благодаря будущим исследованиям, удастся лучше понять их место в нашей жизни. И безусловно, ведущая роль в выполнении этой задачи будет принадлежать кросс-культурным исследованиям.
ГЛАВА 11
Гендер и культура
Дебора Бестп и Джон Уильяме
Все культуры мира неизбежно имеют дело с разделением труда между полами. Множество исследований и дискуссий было посвящено тому, каким именно образом осуществляется это разделение. Как и культура, признание и понимание различий, связанных с полом, и, безусловно, сходства между полами, сыграло огромную роль в формировании современного психологического знания. Обильным источником сведений по этому вопросу являются исследования по кросс-культурной психологии и антропологии; они касаются взаимосвязи культуры и гендерных различий, о которой и пойдет речь в рассматриваемой работе.
Вест и Уильяме дают в ней исчерпывающее представление о текущем состоянии знания, связанного с проблемами культуры и гендера. После определения ключевых понятий они рассматривают исследования, в том числе собственные, по вопросам гендера на уровне взрослого индивида и касаются поло-ролевой идеологии, гендерных стереотипов и Я-концепций. Затем они говорят об исследованиях, связанных с отношениями между мужчинами и женщинами, затрагивающих проблемы предпочтений при выборе партнера, любви и близости, домогательств и изнасилования, а также ценностей, связанных с работой. Используя эти данные в качестве отправной точки, они обсуждают различные факторы, которые могут оказывать влияние на формирование гендерных различий, в том числе биологический детерминизм, социально-биологические факторы, половой диморфизм, воздействие со стороны культуры и практики социализации.
Вести Уильяме также дают обзор современных исследований .рассматривающих гендерные различия с точки зрения четырех психологических конструктов: воспитания, агрессии, близости к взрослым и чувства собственного достоинства. Затем они подробно анализируют факторы, которые влияют на формирование различий на уровне культуры, говорят о ролях и стереотипах, связанных с полом, о теории ориентированного на половую принадлежность научения, о культурных практиках, определяющих поведение мужчин и женщин. Представленное ими переплетение факторов социального, психологического, культурного, политического, исторического и экономического характера позволяет понять глубину и сложность гендерных различий в разных культурах.
Каким образом, принимая во внимание огромное количество научных обла -стей, изучавших проблемы гендера, и достаточно сложную взаимосвязь фак-
торов, повлиявших на его онтогенез, будущие исследования могут помочь разработке таких моделей, которые обеспечили бы нам возможность понимания механизма формирования социальных различий между мужчинами и женщинами? Вести Уильяме считают, что необходимо совершенствование теории и методов изучения гендера и культуры. В частности, предшествующие теории гендера, имеющие упрощенческий характер, должны принять во внимание все многообразие существующих факторов, признав сложность проблем, связанных с тендером и обстоятельств, которые влияют на эти проблемы в разных культурах и в разных социокультурных системах. Включение новых и известных методов исследования, используемых другими направлениями психологии, таких как пятифакторная модель личности (психология личности) или семантический дифференциал (психокультурная лингвистика), также может иметь значение для более глубокого понимания проблем культуры и гендера. Совершенствование нашего понимания самой культуры обещает стать ключом к более глубокому пониманию ее влияния на гендерные различия, в особенности в связи с дальнейшей контекстуализацией культуры и психологии. Самое пристальное внимание следует уделить проведению лонгитюдных гендерных исследований.
Предложения Вест и Уильямса по будущим исследованиям возвращаются к той же идее, о которой говорят и другие авторы этой книги. Для того чтобы психология представляла собой единое целое, необходима интеграция теорий и методов разных отраслей психологии, которые на сегодняшний день зачастую оторваны друг от друга. При этом интеграция не должна ограничиваться одной лишь психологией; Бест и Уильяме говорят о том, что есть чему поучиться друг у друга психологам и антропологам, и эта мысль также созвучна идеям, которые высказываются многими авторами этой книги. Исследования будущего должны коренным образом отличаться от исследований прошлого, включая наведение мостов между культурной и кросс-культурной психологией, поскольку это даст возможность продолжать развитие знаний в данной области культуры и психологии. Хотя Бест и Уильяме полагают, что проблематику гендера и культуры вполне разумно рассматривать с точки зрения панкультурных моделей, они отдают себе отчет в недостатке соответствующих теорий в данной области и в том удивительном факте, что значительная часть кросс-культурных гендерных исследований не имеет теоретической базы. Однако представленные здесь идеи обещают отчасти улучшить положение.
Когда путешествуешь по разным странам, бросается в глаза, что невоторые общества акцентируют различия между мужчинами и женщинами, в то время как Другие общества проявляют к этому куда меньший интерес. Подчеркивание различий между полами заставляет предполагать, что пол должен представлять собой важную детерминанту поведения человека. При этом важно не забывать,"что анатомически и физиологически мужчины и женщины имеют куда больше сходства, чем различий. Следовательно, в основном они вполне могут заменить друг Друга в определенной социальной роли или равным образом способны на одинаковое
поведение, с одним лишь важным исключением — способности женщины к деторождению. Читатель будет удивлен, но, как показал обзор последних кросс-культурных тендерных исследований, пол как социальный фактор оказывает весьма малое влияние на широкий круг психологических характеристик в различных культурных группах.
Эта глава рассматривает тендер в кросс-культурном контексте; изложение идет от индивидуального уровня к уровню культуры в целом и затрагивает такие темы, как половые роли и стереотипы, отношения между мужчинами и женщинами, роли, предписываемые биологией и социализацией, и теории формирования тендерных ролей. Основное внимание уделяется областям возрастной и социальной психологии, а также психологии личности, которые касаются вопроса о том, как воспринимают мужчины и женщины сами себя и друг друга, а также манеры, в которой осуществляется их взаимодействие. Прежде чем приступить к обзору литературы, мы определим некоторые базовые понятия, имеющие отношение к теме, чтобы избежать терминологической путаницы.
Определение понятий
• Пол определяет анатомические и физиологические различия между мужчинами и женщинами и связь этих различий с деторождением.
• Гендер также используется для определения отличительных особенностей мужчин и женщин, однако с акцентом в первую очередь на социальных, а не на биологических факторах.
• Гендерные роли — социальные роли, в различных видах семейной и профессиональной деятельности и также досуга, которыми мужчины и женщины занимаются неодинаково.
• Поло-ролевая идеология определяет установки, касающиеся адекватных отношений между полами, и варьируется от традиционного антифеминистского подхода, предполагающего доминирование мужского пола до современного или эгалитарного подхода.-
• Половые стереотипы — психологические характеристики и поведение, которые считают присущими в большей степени представителям одного из полов, (например, мужчины более «агрессивны», женщины более «эмоциональны»). Стереотипы способствуют усвоению половых ролей и могут служить моделями социализации для детей.
• Маскулинностъ/фемининностъ (М/Ф) представляет степень, в которой самовосприятие мужчин и женщин включает характеристики, которые в их культуре рассматриваются как свойственные мужчинам или женщинам.
Имея в виду эти дефиниции, теперь мы перейдем к личности и роли тендера в кросс-культурном контексте. Кросс-культурные тендерные исследования ставят два вопроса: о степени, до которой психологические процессы и поведение являются относительно инвариантными в разных культурах, и о том, каким образом они могут различаться под влиянием культурных факторов.