Лекция 4 ЧЕТЫРЕ МИРА ПСИХИКИ 1 страница
Здравствуйте, дамы и господа!
Сегодня я продолжаю тему двухуровневой модели психики. Я напоминаю, выглядит она следующим образом: мы выделяем в человеке внутренний мир и внешний мир — так, как он к человеку развернут. И вот это и есть два уровня нашей модели. Верхний, или эзотерический уровень — это внутренний мир человека, то есть его мечты, идеи, фантазии, эмоции, все то, что с ним происходит, когда он оторван от реалий внешнего мира и как бы предоставлен самому себе. Тогда информация, поступающая от наших органов чувств, сознанием либо вообще не воспринимается, либо воспринимается чисто фоновым образом. Нижний, или экзотерический уровень нашей модели — это внешний мир, воспринимаемый данным человеком; ему соответствует состояние сознания, когда центральное внимание человека полностью сосредоточено на внешнем мире. Кроме того, в нашей модели есть каналы связи между верхним и нижним уровнями: это нисходящий канал экстериоризации, то есть, проявления вовне, или внешнего выражения, и восходящий канал, суть действия которого может быть выражена словами «интериоризация» или, проще, «восприятие». Более привычным термином для нисходящего канала было бы слово «самовыражение», но я не ставлю знак равенства между самостью, то есть личностью и внутренним миром: я считаю, что личность — это нечто более глубокое, чем внутренний мир, и поэтому предпочитаю говорить о внешнем выражении. Этой модели соответствует астрологическая интерпретация, когда процессам, идущим во внутреннем мире человека, соответствует стихия Воды, его внешним взаимодействиям соответствует стихия Земли, внешнему выражению — стихия Огня, а восприятию — стихия Воздуха (рис. 4.1). И если мы будем себе достаточно ясно представлять психологический смысл этих четырех состояний сознания, то мы, пользуясь астрологической картой, сможем получить большую информацию о человеке, зная, какие планеты находятся в каких стихиях: мы получаем интерпретацию гороскопа как индивидуальную картину акцентуаций в жизни конкретного человека описанных мною четырех состояний сознания. Но если бы я этим ограничился, сказал бы: вот, господа, вам схема, а дальше интерпретируйте сами, — то это было бы несколько легковесно, потому что у каждого из нас есть довольно смутные и очень субъективно окрашенные представления о том, что такое внутренний мир, что такое внешний мир, как происходит его восприятие и как происходит внешнее выражение. Более того, в реальной жизни человека эти четыре состояния сознания меняются довольно часто, так что само их разделение неочевидно — это (для большинства людей) достаточно тонкие психологические наблюдения или самонаблюдения. И я специально посвятил конец предыдущей лекции описанию двухслойной структуры внутреннего мира и двухслойной структуры внешнего мира в переживании человека для того, чтобы (кроме всего прочего) сами понятия внутреннего и внешнего мира человека для вас стали более понятными и содержательными. Почему это важно? Я считаю, что если человек эти состояния сознания у себя и у других не различает — в первую очередь не теоретически, а в жизни, в контактах со своими партнерами, то он очень многое теряет и путает — в частности, принимая одно за другое.
Рис. 4.1. Психологическая астрология (стихии).
Следующий пример заимствован мной из одной популярной американской книги, предназначенной для женщин, автор которой объясняет читательницам разницу между мужской и женской психологиями. И там, в частности, утверждается следующее: когда женщина что-то говорит, то это совершенно не значит, что она всегда имеет в виду произвести прямое воздействие на своего собеседника (например, на мужа или коллегу по работе). Нередко она говорит как бы сама с собой, и то, что она говорит, помогает ей вести внутренний мыслительный процесс, то есть формировать свои мысли, так что она может вовсе не иметь в виду, что ее слова подразумевают какие-то действия партнера: просто-напросто ей легче вести процессы внутреннего мира, сопровождая их внешней речью. На нашем языке, ее речь идет в модальности стихии Воды. Однако слушающий ее мужчина воспринимает и свою, и ее речь в модальности стихии Огня, и чаще всего как внешнее выражение какой-то ее внутренней потребности или желания. И когда это желание ему неочевидно, он задает уточняющий вопрос: «А зачем ты мне это говоришь?» — на который женщина никогда не может адекватно ответить; в частности, ее естественный ответ: «Просто так», — вызовет у него сильное раздражение. Книга, на которую ссылаюсь, американская, но это наблюдение относится и к нашей культуре. Каков традиционный взгляд на мужчину? «Мужчина — это человек, который не занимается пустой болтовней, который не теряет слов зря, для которого дела значимее слов, и если он что-то говорит, то за его словами всегда что-то стоит. Если он сказал, что ему что-то нужно, значит ему это в самом деле очень нужно» — в этой установке явственно ощущается влияние стихии Огня. А женщины — существа слабые, они в большей степени погружены в свой внутренний мир, например, переживание эмоций. Заметьте здесь разницу между внутренней и внешней эмоциональностью — первая идет в модальности Воды, вторая — в модальности Огня.
Вообще, если мы научимся разносить поведение окружающих по этой схеме, то мы уже от одного этого гораздо правильнее будем их понимать. Вы уже поняли, например, что есть «огненная» речь, смысл которой — это внешнее выражение того, что у человека внутри, и когда человек ее произносит, он редко имеет в виду, что отвечает за свои слова в их прямом значении. Вот например, разгневанный родитель кричит своему ребенку: «Сейчас я тебя выпорю!» — или короче: «Убью, мерзавец!» Отец совершенно не имеет в виду, что он реально выпорет или, тем более, убьет своего отпрыска. Его слова — адекватная для него форма трансляции вовне созревшего у него во внутреннем мире напряжения — так оно легче выплескивается наружу. Если он после этого действительно снимает ремень с брюк и порет ребенка — то он переходит к исполнению своего обещания, но одновременно у него происходит переключение стихии с Огня на Землю. Конечно, не дай Бог бедному ребенку это пережить; но если это все же случится и ребенок окажется достаточно внимательным, то обнаружит, что состояние его родителя, когда он выкрикивает свои угрозы, радикально отличается от его состояния, когда он реально их исполняет. У него меняется все — темп дыхания, выражение лица, состояние тела, иногда даже меняется цвет глаз — вообще возникает впечатление, что это другой человек. Так меняет человека смена стихии, то есть состояния сознания при переходе в другую часть нашей схемы: от внешнего выражения к непосредственному действию (то есть о Огня к Земле), и не меньше — при других переходах, например, от действия к восприятию, то есть от Земли к Воздуху.
Я не думаю, что вам это априорно очевидно — здесь вы должны сами провести свои наблюдения, так сказать, в поле, то есть в процессе вашей жизни и общения, и тогда вы в какой-то момент обнаружите, как работает соответствующая астрология — ее я бы назвал психологической в узком смысле этого слова.
Насколько это актуально? Вот вам еще один пример. Разговаривая с человеком, часто важно знать, слушает он вас или не слушает, и насколько при этом воспринимает. Вот вроде бы он по виду и молчит, то есть можно подумать, что он вас слушает и у него идет интериоризация получаемой от вас информации, то есть над ним стоит стихия Воздуха. Но на самом деле он вас не слушает. Он молчит, но у него внутри копится гнев, или усталость, или раздражение — а может быть, даже и восхищение вами, и он готовится к тому, чтобы его выразить: реально он, уже совершенно не воспринимая вас, готовит к внешнему выражению свои чувства и мысли. Фактически, он вас не воспринимает: он находится во внутреннем мире, то есть под эгидой стихии Воды, но в том его кусочке, где готовится экстериоризация, то есть огненная трансляция. Спрашивается, насколько адекватно он сейчас вас воспринимает? Я думаю, ответ вам очевиден: ни насколько. Но минуту назад он слушал вас внимательнейшим образом, и стихия Воздуха у него была включена очень отчетливо.
Можно ли научиться отслеживать переключения стихий, то есть состояния сознания? Безусловно, можно, но для этого прежде всего нужно понять их природу и отследить их на себе и ближайших окружающих, и тогда вам постепенно станут ясными их признаки. Астрологическая карта даст вам здесь существенные подсказки — но об этом на следующей лекции. А пока мы обсудим схему, изображенную на рис. 4.1, более подробно.
В прошлый раз я рассказал, что внутренний мир может быть разделен на две части, которые по сути не имеют друг с другом ничего общего: Автономный мир, который создается воображением человека и практически не зависит от внешней реальности, и Обусловленный мир, который, наоборот, полностью определяется внешней реальностью человека и является его представлением о ней, созданным на основе, в первую очередь, его собственного жизненного опыта.
Автономный внутренний мир — это выстраиваемое самим человеком пространство, в которое он может в некоторых случаях совершать бегство. У детей известна такая болезнь, как аутизм. Она заключается в том, что ребенок замыкается сам на себя, ничего или почти ничего не говорит, реагирует только на очень грубые внешние стимулы и пользуется лишь очень грубыми средствами управления окружающими людьми — например, обозначает свои желания визгом. У него идет внутренняя жизнь, но внешняя реальность его по каким-то причинам не устраивает, и войти в контакт с ним воспитателям чрезвычайно сложно. У такого ребенка основной акцент во внутренней реальности стоит на Автономном мире, а Обусловленный мир развит очень слабо. Обусловленный мир — это та часть внутренней реальности, которая специально настроена на то, чтобы взаимодействовать с внешним миром. Он составляется из тех субъективных впечатлений от внешнего мира, которые обрабатываются сознанием и подсознанием человека с тем, чтобы помогать ему при взаимодействии с внешним миром.
Внешний мир в индивидуальном восприятии человека тоже может быть разделен на две части, которые я буду условно называть так: Предсказуемый мир и Поглощающий мир. Оказавшись в ситуации, когда основное внимание человека направлено на внешний мир, он может обнаружить, что этот мир в основном соответствует его представлениям о том, каким он (мир) должен быть: в нем есть известные человеку объекты и он в целом предсказуемым, привычным и понятным для человека образом себя ведет, в частности, предсказуемым образом реагирует на воздействия самого человека. Метафорически говоря, Предсказуемый мир — это мир, загипнотизированный человеком, то есть соответствующий его мировоззрению и внутреннему состоянию. В какой-то мере он даже является как бы символом, проявлением внутреннего состояния человека. Например, у человека плохое настроение; он смотрит на своих детей и думает: «Какие у меня отвратительные дети, и непонятно только, за что Господь меня ими покарал!» Он в этот момент совершенно искренне так считает. Он загипнотизировал мир своим состоянием. Состояние сознания, соответствующее пребыванию в Предсказуемом мире, я называю экстра-интровертным, Человек в сильном экстра-интровертном состоянии нередко реально гипнотизирует окружающих, так что они подстраиваются под его мировоззрение, под его картину мира, даже под настроение, нередко сами того не замечая.
Другое состояние сознания, соответствующее бытию в Поглощающем мире, я называю экстра-экстравертным — это состояние, когда, наоборот, когда мир полностью поглощает внимание человека (и центр внимания, и периферию, и человек полностью подчиняется идущим во внешнем мире процессам, он вовлекается в эти процессы и психически им полностью подчиняется, начинает им соответствовать, полностью забывая о своем внутреннем мире — как Обусловленном, так и Автономном. Он не обязательно именно подчиняется диктату внешних обстоятельств (это, кстати говоря, возможно и в экстра-интровертном состоянии), но его поведение есть или спонтанный, никак не подготовленный экспромт, или в чистом виде прямая реакция на внешний мир, а его внутренние установки, его внутренний образ внешнего мира в этот момент как будто бы отсутствуют. Это не означает, что он будет растерян: наоборот, некоторые люди в такие минуты очень сильно собираются, — но в этот момент происходит что-то для него и его подсознания неожиданное, возникают символы, явления и события, к которым у него нет априорного отношения, и они полностью завладевают его вниманием. В этот момент, что характерно, у него нет этики. Его этика подчинена логике того, что с ним в данный момент происходит.
Итак, у нас есть четыре слоя психики (рис. 4.2), которым соответствуют четыре типа состояний сознания, и им соответствуют четыре мира человека: два внутренних и два внешних. Это интро-интровертное состояние, которому соответствует Автономный мир, интро-экстравертное состояние, которому соответствует Обусловленный мир; экстра-интровертное состояние, которому соответствует Предсказуемый мир; и экстра-экстравертное состояние, которому соответствует Поглощающий мир. Эти состояния сознания и миры можно упорядочить по степени проявления в них внутреннего «я» человека. В наибольшей степени оно представлено в Автономном мире. Оно там может напрямую (то есть как бы ниоткуда) порождать разные идеи и образы. В Обусловленном мире внутреннее «я» проявлено уже в меньшей степени, в основном через интро-интровертный Автономный мир, который может давать незаметные трансляции во внутренний образ внешнего мира и каким-то образом его модифицировать. Еще меньше внутреннее «я» проявлено в Предсказуемом мире — здесь оно скорее как бы косвенно проявлено через два первых уровня. И, кажется, совсем уже мало внутреннее «я» проявлено в Поглощающем мире — здесь человек (на поверхностный) взгляд полностью отвлекается от своей личности — хотя, надо сказать, впоследствии он может счесть, что именно в этот момент происходили его максимальное самовыражение и самореализация. И здесь я подчеркиваю, что хотя описанные мной миры разнятся по степени их близости ко внутреннему «я», но человек устроен достаточно тонко — у него по его судьбе, по его миссии, может быть акцентирован любой из этих четырех миров как основной для проработки и реализации жизненной миссии, и в соответствующем состоянии сознания он в основном (но не всегда!) должен жить и работать.
1 — внутренняя материализация
2 — внутренняя идеализация
3 — внешнее вовлечение (погружение)
4 — внешнее осознание
Рис. 4.2. Четыре мира человека и связи между ними.
А теперь поговорим про связи между этими мирами, и соответствующие смены состояний сознания.
Что такое трансляция из Обусловленного мира в Автономный (рис.4.2)? Ее можно назвать внутренней идеализацией. Это, например, процесс, когда человек берет какие-то элементы своих практических представлений о внешнем мире и транспортирует их в свой Автономный мир. При этом он «по дороге» может их нужным ему образом видоизменять и затем произвольным образом встраивать в имеющийся Автономный мир. Вообще, субъективный уровень свободы человека падает по мере экстериоризации миров, и наиболее свободно человек себя чувствует в Автономном мире — там он (как ему часто кажется) может делать почти все, что он хочет. Его видимым образом ничто не тормозит. В частности, любые фрагменты Обусловленного мира, которые в нем самом занимают вполне определенное место, человек, изолировав и переведя в Автономный мир, может оторвать от их обусловленных связей, наделить другими качествами, видоизменить и расположить в Автономном мире в совсем другом окружении. Вот типичный пример.
Девочка смотрит кинофильм, сюжет и главный герой которого ей очень нравятся. Сначала этот фильм попадает в ее Обусловленный мир, и пользуясь его отображением в этом мире, то есть, проще говоря, своей памятью, она может пересказать этот фильм своей подруге: «Ты знаешь, я вчера посмотрела такой фильм, а в нем герой сначала он богатеет, потом разоряется, потом попадает в беду, потом его спасает юная девушка, а потом он на ней женится». Но после этого, если фильм и его герой произвели на нее сильное впечатление, девочка начинает внутренний процесс: она берет из своей памяти этого героя, акцентирует у него какие-то черты характера и внешности и помещает его в обстоятельства, явно находящиеся за пределами сюжета фильма: например, она воображает, как она завтра выходит на улицу, а он идет ей навстречу, и она привлекает его внимание, он сажает ее в свой недалеко припаркованный автомобиль — и дальше начинает разыгрываться сюжет, который к реальной жизни никакого отношения не имеет и иметь не может, но, тем не менее, в ее Автономном мире может иметь большой вес и она может активно его творить и в нем жить.
То же самое можно делать не только с героем романтического фильма (который, собственно, авторами для того и предназначен), а с совершенно реальным человеком. Например, мальчик, которого обижает учитель, может взять и переместить образ этого учителя из Обусловленного мира (где этот учитель очень грозен, ставит ему на уроках двойки и тройки и постоянно унижает) в Автономный, представив его в виде чахлого бледнолицего, а себя — в виде предводителя индейцев, и под дробь барабанов в торжественной обстановке снять с него скальп.
Такие внутренние идеализации, то есть трансляции из Обусловленного мира в Автономный — очень существенная часть жизни любого человека. Сознательно ли, полусознательно или подсознательно, все мы этим занимаемся. Типичный пример — это рассуждения о том, что было бы, если бы очень дешевое золото, которое в моей молодости стоило буквально копейки, я бы тогда скупал и запасал — сколько бы оно бы сейчас стоило и что бы я мог сейчас на эти деньги купить... Такого рода рассуждения идут по единой схеме: мы берем элемент реального воспоминания, то есть Обусловленного мира, переводим его в Автономный и дальше начинаем с ним не очень контролируемым образом играть.
Противоположную трансляцию из Автономного внутреннего мира в Обусловленный мир можно назвать внутренней материализацией. Иногда такая трансляция сопровождается эффектом внутреннего отрезвления. Она включается, если человек задается, например, таким вопросом к самому себе: «А какое участие в моей реальной жизни могут иметь мои фантазии?» Это очень важный механизм, который можно использовать при лечении неврозов и психозов — если вы хорошо прочувствуете описываемую мной схему, и она в вашем личном сознании, подсознании и опыте будет достаточно энергично представлена. Чтобы лучше объяснить, что такое внутренняя материализация, привожу пример. Представьте, что человек в своем Автономном мире, то есть в области неконтролируемых фантазий, создал что-то для себя самого опасное. Например, было у него в детстве мелкое частное переживание (обидел его товарищ по играм, дал тумака несправедливо — и удрал) — а ребенок его идеализировал, и маленький противный мальчишка из Обусловленного мира превратился в Автономном мире в Ужасного Громилу, обвешанного кинжалами и пистолетами, который теперь буквально на каждом шагу угрожает жизни нашего (уже давно взрослого) героя. Угрожает, заметьте, в его Автономном мире, но тень этой угрозы нависает и над Обусловленным миром, и над внешними мирами, то есть Предсказуемым и Поглощающим, и у человека возникает самая настоящая фобия. Что можно сделать? Можно попробовать произвести материализацию Ужасного Громилы, то есть поиграть с человеком в такую игру: тебя терзает страх — давай реально проживем этот страх, но не на материале непосредственной жизни (то есть в Предсказуемом или, еще хуже, Поглощающем мире) — это для него было бы непереносимо, а в Обусловленном мире, то есть во внутреннем образе совершенно конкретной ситуации, которая реально могла бы в твоей жизни произойти. Что при этом произойдет? Если терапевт сумеет помочь человеку включить канал внутренней материализации, то Ужасный Громила коллапсирует и превратится или в глупый предрассудок, или в дурную привычку, или что-то в таком роде. Сначала это делается при участии или под руководством психотерапевта, затем клиент учится делать это сам, а затем образ Ужасного Громилы в Автономном мире бледнеет и проблема исчезает как таковая.
Вам, конечно, может показаться, что все это легче сказать, чем сделать, но некоторая практика может дать очень сильные результаты — попробуйте сами.
А теперь опустимся на нижний этаж нашей схемы, где изображены внешние миры. Здесь мы тоже видим два типа трансляций, обозначенных на рисунке восходящей и нисходящей стрелочками.
Рассмотрим сначала нисходящую трансляцию из Предсказуемого мира в Поглощающий мир — ее можно назвать внешним вовлечением. Заметьте, что Поглощающий мир может вас поглощать очень свежо, очень оригинально, а может и глотать, причем очень неприятным для вас образом. В Предсказуемом мире вы сознательно или полусознательно находитесь в знакомой роли или позиции: они вами уже пережиты, прочувствованы, вы с ними хорошо знакомы. И мир вокруг вас тоже находится в рамках определенного сюжета, который вам в целом известен и понятен. И вот вдруг что-то происходит: внезапно смещается точка сборки, изменяется состояние сознания, или так меняются обстоятельства, что происходящее перестает вмещаться в знакомые вам рамки, причем оно происходит настолько ярко, настолько мощно, что у вас нет возможности эти рамки расширить, и нет возможности так переместиться в пределах Предсказуемого мира, чтобы этот сюжет остался в его границах — внешний мир вас захватывает на своих условиях, вы подчиняетесь его логике событий, хотя она вам может быть совершенно непривычна, незнакома или даже опасна. На обычном языке этот переход часто называется словом «увлечься» или «сильно увлечься».
У меня была знакомая, очень яркая барышня, поэтому я вполне понимаю героя ее истории. Она мне как-то сказала, что у нее есть гинеколог, и он притом негр. Я сказал: «Даааа!» — а она добавила: «Но я не люблю к нему ходить, хотя он очень хороший гинеколог, потому что когда он меня осматривает, он слишком увлекается». Что же происходило с этим прекрасным, но увлекающимся специалистом по женским болезням? Пленяясь специфическими чарами хорошенькой девушки, он, говоря на нашем языке, переходил из Предсказуемого мира (где находится в своей профессиональной роли) в Поглощающий мир, где его действия переставали быть подчинены медицинскому эгрегору и его этике, и вообще каким бы то ни было априорным правилам поведения. У него пропадал априорный внутренний контроль — это и означает настоящее внешнее вовлечение (или погружение).
Могу привести еще один пример. Отец недоволен поведением своего сына, и он начинает его отчитывать, оставаясь при этом в определенных самому себе воспитательных рамках. Однако сын ему отвечает что-то настолько дерзкое и возмутительное, что отец теряет голову, разум, рассудок и начинает на него безобразно орать, хвататься за ремень и в целом вести себя таким способом, который он сам чуть позже воспримет как непедагогичный. Что с ним произошло — он увлекся, а фактически ситуация бросила его в Поглощающий мир, и там ребенок перестал быть любимым, но требующим ограниченного контроля сыном, а превратился в совершенно чужое, агрессивное, непостижимое и неуправляемое существо с наглыми претензиями на близкое родство.
Внешнее вовлечение — это далеко не всегда плохо. Иногда это хорошо, просто замечательно. Например, все люди, которые хотят произвести сильное впечатление на партнера (в том числе многие психотерапевты), стремятся вывести его из рамок представлений, в которых он находится, войти в его жизненный сюжет на неожиданной для него роли. У человека в экстра-интровертном состоянии, то есть находящегося в Предсказуемом мире, есть, если воспользоваться химической аналогией, ограниченный набор валентностей на связи с другими людьми, и эти валентности, во-первых, довольно четко регламентируют поведение соответствующих его партнеров, а во-вторых, обычно они заполнены. Если же вы хотите произвести на человека яркое, свежее впечатление, а не стать одной из многих иллюстраций уже хорошо ему известного, но поднадоевшего сюжета, вам надо перевести его в экстра-экстравертное состояние, то есть перевести в Поглощающий мир, где в качестве мира выступаете вы сами, а никаких априорных валентностей нет и быть не может. Ключевой момент любой серьезной психотерапии (и любого серьезного обучения) заключается в том, что психотерапевт (учитель) предъявляет своему клиенту (ученику) ситуацию, которая оказывается для него неожиданной, сбивает его с толку и с привычных защит психики, переводя в экстра-экстравертное состояние. Клиент должен увлечься. И это слово — ключевое для гипноза. Легкое гипнотическое (трансовое) состояние, сопровождающееся субъективным искажением чувства времени (и некоторыми другими признаками, о которых я расскажу как-нибудь в другой раз) на обычном языке как раз описывается словом «увлечение».
А теперь рассмотрим обратный переход из Поглощающего мира в Предсказуемый. Его можно назвать так: внешнее осознание. Про человека, который был в экстра-экстравертном состоянии, а затем перешел в экстра-интровертное, обычно говорят так: он опомнился, или осознал, или обрел контроль над собой (и миром), причем контроль не столько в смысле управления событиями, а в первую очередь, в смысле смены восприятия мира, которое становится привычным и пользуется знакомыми символами, понятиями и категориями. Вот человек делает что-то случается, увлечения (экстра-экстравертном), потом что-то происходит и у него происходит осознание себя и мира в привычных, знакомых схемах — это сработал канал внешнего осознания, и человек оказался в Предсказуемом мире. И теперь он «опоминается», то есть совершенно другими глазами смотрит на то, что с ним только что происходило.
Это может быть хорошо, а иногда — очень плохо. Безумие в узком смысле слова бывает двух видов. Первый (внутренний) вариант — это злоупотребление Автономным миром, когда человек создает у себя внутри такую реальность, которая разрушает его прямо, а окружающий мир — косвенным образом, когда человек не контактен, то есть когда он не может Автономный мир изменить на Обусловленный. Второй же вариант безумия — это внешнее безумие, злоупотребление Поглощающим миром, когда человек попадает во внешнюю ситуацию, где он полностью теряет контроль над ней и собой, и разрушает себя и мир прямо.
Любой человек, который имеет опыт жизни в сильном энергетическом потоке во внешнем мире (например, имеет опыт продолжительных экстремальных ситуаций), хорошо знает экстра-экстравертные состояния и необходимость вовремя переходить из них в экстра-интровертные или интро-экстравертные, то есть в Предсказуемый или Обусловленный мир. Если этого вовремя не сделать, то весьма вероятны тяжелые срывы — внешние или внутренние.
Вообще, у нормального человека эти четыре состояния сознания (от интро-интро до экстра-экстра) каким-то образом чередуются, так что он ни в одном из них слишком надолго не застревает и, когда приходит время, может сменить его на другое. Когда же у него возможность перемещения по этим четырем мирам, или этим четырем состояниям сознания, сильно ограничена, например, он фиксирован на каком-то одном из них, то с психологической точки зрения можно уже говорить про душевную болезнь, хотя с социальной точки зрения человек может быть совершенно адекватен.
Вот чистый экстра-экстраверт, человек, основной жизненный акцент которого стоит на Поглощающем мире: его типичная роль — это Смельчак, или Искатель Приключений. Его интересуют только внешние ситуации, причем лишь те, к которым он внутренне не подготовлен. Все его внимание сосредоточено на ежедневном решении нестандартных внешних проблем, преодолении экстремальных внешних ситуаций, и это единственное, что его в жизни интересует. Когда-нибудь, уже, может быть, на старости лет, отойдя, наконец, от этого своего увлечения, он поймет, что за счет того, что у него все остальные три мира практически не были включены, его жизнь была во многом неполноценна, что он смотрел смерти в глаза, но ничего не увидел и не понял, не получил внутреннего развития: его жизнь была похожа на нескончаемое опьянение, это была наркотическая увлеченность неуправляемым внешним аспектом своей жизни. Он может быть социально адекватен, имея опасную или сильно нестандартную профессию (оперативник, режиссер, психотерапевт) или неадекватен (преступник «игрового» типа, наслаждающийся не столько результатами своих преступлений, сколько процессом обмана социума), но в любом случае отличается тем, что внутренняя и внешняя запрограммированная жизнь ему совершенно неинтересна и он всячески старается ее избегать.
А вот другой вариант: чистый экстра-интроверт, человек, который преимущественно находится в Предсказуемом мире. Типичные роли: Зомби, Фанатик. К таким людям привычен взор психотерапевта: им свойственны разнообразные типы зомбирования, порчи. Для них характерна внутренняя фиксации внимания на определенных внешних объектах или ситуациях, которые рассматриваются человеком под совершенно определенным углом зрения, навязчивое, заранее детерминированное поведение во подавляющем большинстве ситуаций и их однозначное, тоже заранее определенное понимание. Этот человек считает, что он точно знает, каков мир, что он (человек) должен в нем делать, и каковы будут последствия. Он может быть вполне социальным — например, успешным администратором низшего ранга, особенно в тоталитарном государстве или фирме — но лишь в очень узких границах своей компетенции, за пределами которой оказывается похожим на ощипанного петуха. Опытный психотерапевт узнает жестко фиксированные интро-экстравертные состояния сознания по взгляду своего клиента, несколько фанатичному и неестественно уверенному в себе. Для этого человека характерны четкие представления о внешнем мире и своей роли в нем, которые он не подвергает сомнению, и определенная внешняя цель, которую он преследует, оставаясь в четких для себя установленных рамках, и выход за пределы которых (как мира, так и себя) для него немыслим.