Усилия - выполнение работы - ожидания
Когда человек выбирает линию поведения, он решает следующее:
• «Смогу ли я работать на этом уровне, если попробую?»
• «Если я смогу работать на этом уровне, что произойдет?»
• «Каким будет мое отношение к тому, что случится?»
После этого человек решает действовать, таким образом, который лучше всего подходит для получения результатов.
Рис. Базовый цикл «мотивация - поведение
Стимул к работе заставляет человека прикладывать усилия, но одних усилий недостаточно. Работодателю важна производительность работника, которая зависит от сочетания способностей (компетенций) и усилий.
ДВЕ КАТЕГОРИИ РЕЗУЛЬТАТОВ (ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ)
1. Вознаграждение в результате оценки труда руководителем, коллегами, клиентами.
2. Результаты от выполнения задач (чувство завершенной работы, повышение собственной значимости, достижение цели и др.)
Как Вы можете использовать вторую категорию результатов для повышения мотивации персонала?
______________________________
ТИПЫ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ[2]
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ. Работников этого типа интересуют:
• Максимальная величина заработка и других благ
• Прямая связь между результатом и материальным вознаграждением ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. Работники этого типа ориентированы на:
• Разнообразие, увлекательность, творческий характер работы
• Возможность проявить себя и доказать, что они могут справиться с трудным заданием, которое не каждому по силам
• Профессиональное совершенствование ПАТРИОТИЧЕСКИЙ. Работники этого типа отличаются:
• Интересом к участию в реализации общего, очень важного для организации дела
• Готовностью принять дополнительную ответственность ради общего дела
• Готовностью «работать за идею»
• Заинтересованностью в общественном признании их участия в достижениях ХОЗЯЙСКИЙ. Этот тип работников отличают:
• Добровольно принятая на себя личная ответственность за выполняемую работу
• Стремление к максимальной самостоятельности в работе
• Неприязнь к контролю
ИЗБЕГАТЕЛЬНЫЙ. Проявляет активность под влиянием страха (остаться без работы, получить штраф и т.п.). Работники этого типа характеризуются:
• Стремлением минимизировать свои трудовые усилия
• Низким уровнем квалификации, активности, ответственности
• Расчетом на удачу и благосклонность руководителя
Работники избегательного типа полезны:
• Там, где не согласятся трудиться люди с мотивацией достижения
• Где мало платят и руководят в авторитарном стиле
СТИМУЛЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ
МОТИВАЦИЙ
Тип мотивации | Оптимальная позиция в организации | Стимулы | ||
Предпочитаемые | Нейтральные | Недопустимые | ||
Инструментальный | Простые, сезонные, временные работы с четко очерченными границами | Деньги | Содержание работы. Угроза наказания. Привлечение к принятию решений | Забота и опека (патернализм) |
Профессиональный | Автономная работа специалиста или квалифицированного рабочего | Содержание и организация работы. Свобода в планировании времени и способа решения задач | Деньги, бонусы за результат Моральные стимулы и привлечение к принятию решений | Угроза наказания. Мелочный контроль |
Патриотический | Наставники, руководители подразделений | Моральное поощрение. Значимость Признание | Участие в управлении, принятии решений | Игнорирование |
Хозяйский | Топ-менеджеры, руководители подразделений, специалисты, работающие в автономном режиме | Привлечение к управлению Бонусы по результату Свобода действий Содержание и организация работы | Деньги Моральное признание | Забота и опека (патернализм) Угроза наказания. Мелочный контроль |
Избегательный | Низко квалифицированные работы с низкой оплатой | Натуральные (оплата продукцией, предоставление жилья и т.п.) Забота, угроза наказания | Деньги Моральное поощрение | Привлечение к управлению Развитие Обучение |