Функции эмоциональных переживаний.
Одно из положений сводится к тому, что эмоции выполняют функцию оценки.
Понятие «оценки» фигурирует в каждом из 16 направлений понимания эмоций. Независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления – как вид ощущений или суждений, как моменты воли или как самостоятельные психические образования – за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения; их полезность, достоинства или гармонию) и как именно (сознательно – бессознательно; абсолютно – относительно) оценивают эмоции.
Познавательные процессы отражают, прежде всего, объективные свойства среды, реальные ее связи и отношения, обеспечивая приспособление к ней деятельности субъекта. Но поскольку деятельность – это всегда деятельность субъекта, ее осуществление предполагает кроме такой объективной информации о среде также еще наличие информации, идущей, так сказать, от субъекта и указывающей, например, что следует избегать. Субъект отражения необходимо должен быть еще и субъектом нуждающимся. Эмоциональные переживания, всегда направленные на некоторое познавательное содержание и как бы дополнительно его характеризующие, в структурном отношении вполне удовлетворяют тому, чтобы отвечать за «недостающую» функцию оценки отражаемого объективного со стороны субъекта, которая ясно обнаруживается также и феноменологически.
Постоянство, с которым оценка упоминается в истории объясняется тем, что те психические образования, которые обнаруживают ее наиболее ясно, являются вместе с тем, если можно так сказать, и наиболее ясно эмоциональными; во всяком случае, именно они презентируют сферу эмоциональных явлений в теориях, рассматривающих ее крайне узко. Речь идет об элементарных переживаниях удовольствия и страдания (приятного – неприятного), способных «окрашивать» как наши ощущения, перцептивные образы, так и отвлеченные мысли, представления, а также о более специализированных, «автономных» эмоциях, таких, как страх, любовь, гордость и т.п. которых от переживаний удовольствия – страдания отличает то, что они кроме момента оценки содержат в себе еще некоторую специфическую реакцию субъекта на оценивающий факт: гнев, ненависть, стыд, содержат в себе, очевидно, нечто большее, чем отрицательное отношение, недовольство. Третий подкласс, охватывающий такие специфические психические явления, как желание, стремление, влечение и т.д., соответствует тот переменный успех, с которым за эмоцией признавалась помимо функций оценки не менее важная другая функция – функция побуждения.
В учении Гоббса удовольствие, любовь и желание (аппетит) – это три аспекта одного и того же явления. Декарт включает желание в число шести исходных страстей, сочетающихся в более сложные, у Спинозы оно - один из трех «первоначальных или главных» аффектов.
Авторы, критиковавшие отнесение побуждающих эмоциональных переживаний к явлениям воли, указывали, прежде всего, на очевидное несовпадение и даже взаимоисключение эмоциональных и собственно волевых побуждений, отличающих обычно прямо противоположной направленностью. Волевое усилие необходимо там, где нужно действовать либо при отсутствии непосредственного эмоционального импульса, либо вопреки ему, когда, например, приходится сдерживать раздражение, «отрываться» от увлекательной работы, пренебрегать физической болью и т.п. Можно указать также на затруднения, которые возникают при попытке разграничения пассивных и активных (волевых) эмоциональных явлений в фило – и онтогенетически неразвитой психики.
Признак активности, свойственный специфической группе эмоциональных явлений, всегда рассматривался достаточным основанием для их классификационного обособления. Критика трихотомных схем психического была направлена, поэтому не на сам факт выделения в эмоциональной сфере отражения полюсов, вокруг которых группируются переживания, различающиеся активностью – пассивностью, а на чрезмерное обособление этих полюсов, на недопустимых их разрыв, фиксируемый в противопоставлении эмоций и воли. «Говоря о воле, - пишет С.Л. Рубинштейн, - необходимо учитывать, что идущее от Тетенса и Канта трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленные деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные в том смысле, в котором этот термин употребляется в философии XVII–XVIII вв. Эти последние …в свою очередь уже вторично подразделяются на 1) стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. …К воле, к волевым процессам в собственном смысле должен быть отнесен лишь высший уровень первой группы процессов (стремления и т. п.)»
Кант именовал группу «волей» – «способность желаний». Страсти и аффекты, относимые им к этой способности, значительно более тесно связаны с чувствами удовольствия – неудовольствия, чем собственно волей, которую Кант понимал как желание, внутреннее определяющее основание которого следует уже не из чувства, а из разума и размышления субъекта. Следующие определения Кант представил сложные отношения существующие между желаниями, вытекающие из чувства, и волей: «Склонность, которую разум субъекта может подавить, - это страсть. Чувство или неудовольствия в настоящем состоянии, не оставляющее в субъекте места для размышления (разумного представления о том, следует ли отдаться этому чувству или противится ему), - это аффект».
Бен, один из первых защитников расширенной трактовки воли и психологии, утверждал: «Хотя проявления Воли представляются нам как нечто отличное, или добавляющееся, к проявлениям собственно Чувств, тем не менее каждому волевому акту, справедливо так называемому, стимулом, или предшественником, служит некоторое чувство. Подлинные предшественники – удовольствие и страдания». «Эмоциональная» теория воли Вундта рассматривает чувство, аффект и волю 'как последовательные ступени связанных между собой процессов», связанных именно так, что в проявлениях воли «результаты, готовленные чувством и аффектом, доходят до полного развития»
Значительные отступления содержало в себе второе течение, связанное с появлением в психологии понятия мотивации.
Проблема мотивации сформировалась в период перехода психологии с описательного к объективному этапу развития и является прямым продуктом этого процесса. Потребности субъекта, его привычки, прошлым опытом и т.п., которые в свою очередь определяются еще более общими закономерностями биологического и социального развития. Проблема мотивации, предполагает выяснение всех факторов и детерминант, побуждающих, направляющих и поддерживающих как поведение, так и отдельные действия живого существа.
Однако проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний, вместо того чтобы включить ее в себя и дать объяснение. Термины: «желание», «стремление» в современных психологических текстах заменяются объяснительными понятиями «мотив», «драйв», «валентность» и т.п..
Редукция потребности, фрустрация, конфликты тому подобные мотивационные механизмы и процессы не исключают, не «компенсируют» и никаким других образом не снимают факта существования субъективных переживаний, непосредственно побуждающих к деятельности; теория мотивации, как бы глубоко она ни проникала в механизмы детерминации поведения, не может считаться полной, если она этого факта не объясняет.
С, Л, Рубинштейн показывает, что «Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, также как влечение, стремление всегда более или менее эмоционально». Также в работе Арнольда и Гассона, эмоции определяются как «переживаемая склонность приближаться к объекту, оцениваемому как подходящий, или удаляться от объекту, оцениваемого как неподходящий, подкрепляемая специфическими органическими изменениями в соответствии с типом эмоции».
О родственной природе оценивающих и побуждающих переживаний свидетельствует, прежде всего, их сходное положение в структуре психического: необходимая предметная направленность, обусловливающая своеобразие строение эмоционального явления, в равной мере свойственна как оценивающим, так и побуждающим переживанием. Разумеется, предметное содержание побуждающих эмоциональных явлений тоже не всегда бывают достаточно осознанным и конкретным.
Именно непременная относительность субъективных побуждающих переживаний создала возможность их вытеснения «объективными» мотивационными терминами, такими, как мотив, валентность и т.п. «Если человек хочет, то хочет непременно чего-нибудь.…Это значит вот что. Акт воли, который сам, прежде всего, есть только предмет самосознания, возникает по поводу чего-либо, что принадлежит к сознанию других вещей, т.е. что составляет объект познавательной способности, которой объект в этом отношении называется мотивом» (Шопенгауэр)
«Добавляясь» к отражаемому содержанию и выражая специфическое отношение к нему субъекта, оценивающие и побуждающие переживания вместе противостоят познанию как субъективный полюс отражения, как пассивная и активная формы пристрастности, как модификация, или способы, идеального существования вещей в индивидуальном сознании. Такие «традиционные» эмоциональные явления, как любовь, ненависть, гнев содержат в себе моменты, как оценки, так и побуждения, о чем свидетельствует неустойчивое их положение в трихотомных схемах психического, относивших их как к чувствам, так и к воле.