Дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы
Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.
Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы:
1) на практике продемонстрировать студентам определенные психологические закономерности.
Для решения первой задачи они могут проводиться в рамках любых образовательных программ. Главное, чтобы студенты убедились в реальности данной зависимости или закономерности
2) для того, чтобы освоить методику психологического эксперимента...
Для решения второй задачи лабораторные работы проводятся в рамках подготовки специалистов-психологов. В этом случае особое внимание уделяется профессионально грамотной организации проведения эксперимента, а также правильному оформлению результатов эксперимента с точки зрения методологии психологического исследования.
Для подбора заданий для лабораторных работ и практических занятий можно воспользоваться опубликованными практикумами и сборниками задач
(Практические занятия по психологии, 1972; Елфимова, Рыбакова, Сивцова, 1975; Практические занятия по психологии, 1977; Сосновский, 1979; Практикум по общей психологии, 1979; Платонов, 1980; Практикум по возрастной и педагогической психологии, 1987; Методические разработки для лабораторных занятий..., 1990; Психологические исследования, 1996; Климов, 1999; Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии, 2000).
Психологические тесты могут проводиться для освоения психодиагностических умений или в целях самопознания.
При этом важен тщательный подбор и уместное использование тестов в зависимости от целей обучения психологии.
Можно выделить несколько типов тестов в зависимости от возможностей их использования на практических занятиях по психологии.
1. Сложные профессиональные тесты (например, MMPI, тест интеллекта Векслера). Они требуют серьезной психологической компетентности для проведения.
2. Относительно простые общепсихологические тесты (например, тест Айзенка на выявление экстраверсии и нейротизма или тест на коммуникативные и организаторские способности). Их проведение возможно при менее серьезной психологической подготовке.
3. Психологические тесты, разработанные для прикладных целей определенных сфер профессиональной деятельности (например, «Опросник стиля руководства», «Тест стиля семейного воспитания»).
4. Развлекательные тесты (например, «Любят ли вас окружающие?»). Они чаще всего очень просты в проведении и не имеют никакой серьезной научной основы.
Для обучения психологов может использоваться широкий круг профессиональных психологических тестов, за исключением последнего. При этом одновременно могут решаться задачи освоения психологических методов, умения решать прикладные задачи и самопознания.
На занятиях со студентами других специальностей и школьниками нельзя использовать тесты первого типа по причине недостаточной подготовленности учащихся и, следовательно, дидактической нецелесообразности.
Тесты второго типа очень уместны и полезны, поскольку ведущими дидактическими задачами преподавания психологии являются общее знакомство с методами и самопознание. Прикладные психологические тесты представляют ценность в рамках программ высшего профессионального образования.
Тесты 4-го типа — развлекательного — нецелесообразно использовать на занятиях по психологии (это допускается только в виде исключения); в противном случае у студентов и школьников может сложиться впечатление, что это и есть методы психологической науки и практики.
Решение психологических задачможет быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач.
Это могут быть задачи:
- на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования;
- по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей;
- задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций.
Примеры таких задач можно найти в учебниках для средней школы Б. М. Теплова (1947), Е. А. Климова (1997), учебных пособиях Ю. А. Самарина (1950), Я. Л. Ко-ломинского (1986).
Задачи широко используются также в учебных курсах при изучении психологии в вузах
(Сборник задач, 1974; Иващенко, 1979; Практикум по общей психологии, 1979; Кудрина, 1986; Таратунский, Таратунская, 1988; Ту-русова, 1994; Климов, 1999).
Упражнениядают студентам возможность формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы, например в усвоении консультационных умений
(Практикум по общей психологии, 1979; Турусова, 1994; Регуш, 1996; Климов, 1999). Упражнения могут использоваться также для достижения развивающих целей.
Групповая дискуссия и деловая игракак практические методы в преподавании психологии направлены на освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений.
Они могут проводиться в группах студентов-психологов при изучении таких дисциплин, как основы психологического консультирования, психология семьи, психология труда и организационная психология.
Эти методы представляют ценность также для других профессиональных программ высшего образования.
Рассмотренные выше практические методы обычно используются в рамках лабораторных и практических занятий.