И психокоррекционные технологии

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Клинико-психологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом

У многих детей, страдающих церебральным параличом, отме­чаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недоста­точности зрительного и слухового восприятия, в недостаточнос­ти перцептивных действий.

В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие, направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа — его предметность, фор­мируется при соотнесении субъектом получаемой сенсорной ин­формации с действительными качествами воспринимаемого объек­та, для обнаружения которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с объектом (Ж. Пиаже,

А. В. Запорожец). Перцептивное действие осуществляется при по-1 мощи сенсорно-двигательной интеграции. Примером перцептивно- ■ го действия может быть рассмотрение ребенком нового предмета, для чего необходимо, прежде всего, выделение его из окружающе­го фона. При нарушении перцептивных действий у детей с Д ЦП на­блюдается неспособность к интеграции частей воспринимаемого предмета в целостный образ (Мамайчук И. И., 1978). Ребенок мо­жет выделить какую-то отдельную часть предмета, но соотнести его, с другими частями и воспринять целостность этого предмета ребе­нок с ДЦП нередко затрудняется. Особенно наглядно недоразви­тие перцептивных действий проявляется в процессе конструирова­ния и рисования. У детей с ДЦП могут существенно страдать все этапы развития зрительных функций.

У многих детей с церебральным параличом отсутствует актив­ность при зрительном восприятии предметов. Ребенок не ищет гла­зами спрятанный или упавший предмет. Чтобы вызвать у ребенка прослеживание предмета, необходимо, чтобы предмет попал в по­ле зрение ребенка. Такая функция прослеживания при нормальном развитии характерна для детей первых 4-х месяцев жизни. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдается недостаточность зрительно-мо­торной координации (ребенок не тянется к видимой игрушке и не захватывает ее, т. е. зрение активно не направляет движение его ру­ки к определенной цели). С другой стороны, захватив игрушку, ре-бенокне пытается ее рассмотреть, т. е. отмечается отсутствие еди­ного поля зрения и поля действия.

Для исследования зрительного восприятия у ребенка с цереб­ральным параличом ему показывается яркая блестящая игрушка, которая помещается в поле его зрения, и отмечается возможность и длительность фиксации взора на ней, возможность прослежива­ния ее во всех направлениях. Психолог отмечает, тянется ли ребе­нок к видимой игрушке. При недостаточности указанных функций необходимо определить причину этих нарушений: отсутствие ин-тереса,преобладание реакций страха, грубое нарушение глазодви­гательной иннервации, тяжелая двигательная патология.

Наряду с указанными наиболее простыми зрительными функ­циями исследуют возможность узнавания знакомых игрушек, кар­тинок (1-2 года), возможность сличения цветов (2-3 года). Ис-

Т

следование возможности сличения цветов проводится в виде обу­чающего эксперимента. Проводится занятие по подбору шариков по цвету.

Проведение занятия: 6-8 шариков одинакового размера, окра­шенных в два цвета, складываются в общую коробку. На стол поме­щаются две пластмассовые тарелочки таких же цветов, как шарики.

Педагог на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит поло­жить его в соответствующую по цвету тарелку. Ребенок с тяжелым двигательным поражением взглядом указывает тарелку, куда надо положить шарик соответствующего цвета. Постепенно задание ус­ложняется: увеличивается количество предъявляемых ребенку цве­тов. При оценке результатов учитывается объем оказанной ребен­ку помощи.

У детей, начиная с 3-4 летнего возраста, исследуют особен­ности восприятия объемного предмета и его соотнесения с плоским изображением. Для этого используют яркие игрушки и такие же картинки: ложка, ботинки, мячик, собака, яблоко. Ребенок рассма­тривает игрушки и при предъявлении картинки показывает или подает соответствующую игрушку. При усложнении задания ре­бенку можно предложить сличение геометрических форм.

Наряду с нарушениями зрительного восприятия у детей с цере­бральными параличами может отмечаться недостаточность слухо­вого восприятия. Слуховое восприятие у детей с ДЦП подробно об­следуется особенно в тех случаях, когда ребенок не понимает или ограниченно понимает обращенную речь. Исследуется состояние ориентировочного слухового рефлекса, проверяется возможность локализации звука в пространстве. Для этого ребенку предлагает­ся указать жестом или взглядом спрятанный звучащий предмет. Ес­ли есть подозрение на нарушение слуха у ребенка, необходимо об­следование у сурдолога.

У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувстви­тельность к слуховым раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это является выраже­нием врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нор­мальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у де­тей с ДЦП сохраняется значительно дольше.

Пр*и исследовании зрительного и слухового восприятия необ-' ходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагирова-нии на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюда­ется, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познавательной активности, что наблюдается у де­тей с задержкой в развитии или с психическим недоразвитием.

Наши рекомендации