Углубляясь в момент сейчас 1 страница

НЕ ИЩИ СЕБЯ В СВОЕМ РАЗУМЕ

Я чувствую, что прежде чем я смогу приблизиться к полной осознанности или к духовному просветлению, мне еще очень много нужно будет узнать о том, как работает мой разум.

Нет, не нужно. Проблемы разума не имеют решения на уровне разума. Однажды, когда ты постигнешь, в чем заключаются основные нарушения, то увидишь, что больше нет ничего такого, что тебе еще следовало бы узнать или понять. Исследование затейливой работы разума может сделать тебя хорошим психологом, но не выведет за пределы разума, точно так же как для организации здравого ума и формирования нормальной психики недостаточно изучения явлений сумасшествия и безумия. Ты уже постиг основную механику неосознанного состояния: — отождествление с разумом, создающим ложное “я”, эго, как замену твоего истинного “Я”, корни которого уходят в Сущее. Ты уподобляешься “ветке, отсеченной от виноградной лозы”, как выразился Иисус.

Потребности эго бесконечны. Оно чувствует себя уязвимым и находящимся под угрозой и, таким образом, живет в состоянии страха и нужды. Постигнув однажды, как работают основные нарушения, тебе больше не нужно будет исследовать их бесчисленные проявления, превращать их в запутанный комплекс личных проблем. Эго, разумеется, очень любит это делать. Оно всегда ищет, к чему бы присосаться, чтобы засвидетельствовать, защитить и усилить иллюзорную значимость собственного “я”, и оно всегда с большой готовностью будет цепляться за твои проблемы. Вот почему у такого большого числа людей гигантская часть их чувства собственного “я” тесно связана с их проблемами. Как только проблемы появляются, самое последнее, что в этот момент они хотели бы сделать — это освободиться от них, ибо для них это будет означать утрату собственного “я”. Вот тогда-то бессознательное эго и вносит свой громадный вклад в продолжение боли и страдания.

Поэтому, как только ты поймешь, что корень неосознанности заключается в отождествлении себя со своим разумом, который, безусловно, включает в себя и эмоции, то ты выйдешь за его пределы. Ты станешь присутствующим. Когда ты присутствуешь, то можешь позволить разуму быть таким, какой он есть, не попадаясь в его сети. Разум сам по себе не является дисфункциональным. Это великолепный инструмент. Нарушения наступают тогда, когда ты ищешь себя в нем и когда ошибочно принимаешь его за того, кто ты есть. Тогда он становится эгоистичным разумом и подминает под себя всю твою жизнь.

ПОКОНЧИ С ИЛЛЮЗИЕЙ ВРЕМЕНИ

Выходит так, что разотождествить себя со своим разумом совершенно невозможно. Все мы погружены в него. Как вы научите рыбу летать?

Вот ключ: покончи с иллюзией времени. Время и разум — неразлучны. Убери время из своего сознания, и оно остановится, пока ты не решишь снова им воспользоваться.

Отождествиться со своим разумом, значит угодить в ловушку времени — то есть быть вынужденным проживать свою жизнь почти исключительно через свою память и ожидания. Это порождает бесконечную озабоченность и поглощение себя прошлым и будущим, а также формирует нежелание чтить настоящий момент и быть ему благодарным, так же как и нежелание позволить ему быть. Вынуждение возникает потому, что прошлое предоставляет тебе отождествление, а будущее питает твою надежду на спасение, на свою полную реализацию в любой форме.

Но как мы можем функционировать в этом мире, не имея чувства времени? Ведь тогда не будет никакой цели, к которой нужно стремиться. Я даже не смог бы узнать, кто я, потому что именно мое прошлое делает меня тем, кто я есть сегодня. Я полагаю, что время — это что-то очень дорогое и любимое, и нам следует научиться использовать его мудро, а не тратить понапрасну.

Время вовсе не является дорогим и любимым, потому что время — это иллюзия. То, что ты воспринимаешь как драгоценность, это не время, а одна единственная точка, пребывающая вне времени — момент Сейчас. Вот он-то действительно драгоценный. Чем больше ты сосредоточен на времени, на прошлом и будущем, тем больше ты упускаешь момент Сейчас, а это — самое драгоценное из всего, что есть.

Почему он самый драгоценный? Во-первых, потому, что есть только он. И это все, что есть. Вечно присутствующим является только пространство, внутри которого разворачивается вся твоя жизнь, и только этот фактор остается константой. Жизнь происходит сейчас. Никогда не было и не будет времени, в котором твоя жизнь протекала бы не сейчас. Во-вторых, момент Сейчас является единственной точкой, способной прорвать ограничения и вынести тебя за пределы разума. Это единственная точка доступа во вневременное и не имеющее формы царство Сущего.

НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ МОМЕНТА СЕЙЧАС

Разве прошлое и будущее не столь же реальны, даже подчас не более реальны, чем настоящее? Да и, кроме того, ведь это прошлое обусловливает, кто мы есть, точно так же как определяет и то, как мы воспринимаем себя и как ведем себя в настоящем. А наши будущие цели определяют то, какие действия мы предпринимаем в настоящем.

Ты все еще не уловил суть того, о чем я говорю, потому что пытаешься понять это ментально. Разум не может этого постичь. Только ты можешь. Пожалуйста, просто слушай.

Ощущал ли ты когда-нибудь, делал ли, думал ли или чувствовал что-нибудь вне момента Сейчас? Считаешь ли ты, что когда-нибудь будешь на это способен? Может ли что-либо происходить или быть за пределами момента Сейчас? Ответ очевиден, не правда ли?

Ничто не произошло в прошлом — все происходило в момент Сейчас.

Ничто не произойдет в будущем — все произойдет в момент Сейчас.

То, о чем ты думаешь как о прошлом, — это лишь след в памяти, хранимый в сознании, след минувшего момента Сейчас. Когда ты вспоминаешь о прошлом, то ре-активируешь след в своей памяти — сейчас ты поступаешь именно так. Будущее — это воображаемый момент Сейчас, проекция разума. Когда будущее наступает, то оно наступает как момент Сейчас. Когда ты размышляешь о будущем, ты делаешь это сейчас. Прошлое и будущее с полной очевидностью не имеют своей собственной реальности, они могут лишь отражать свет солнца, и, стало быть, прошлое и будущее — это только слабое отражение света, силы и реальности вечного присутствия. Их реальность “заимствована” у момента Сейчас.

Суть того, о чем я здесь говорю, нельзя постигнуть рассудком. В тот момент, когда ты это ухватываешь, в твоем сознании происходит сдвиг от разума к Сущему, от времени к присутствию. Внезапно все начинает ощущаться живым, все излучает энергию, источает Жизнь.

КЛЮЧ К ДУХОВНОЙ МЕРНОСТИ

Иногда в чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях сдвиг сознания из времени в присутствие происходит естественным образом. Личностные качества, имеющие прошлое и будущее, моментально отступают и заменяются состоянием интенсивного осознанного присутствия, безмерного спокойствия и высочайшей бдительности в одно и то же время. Когда требуется отклик, то он возникает из этого состояния сознания.

Причина, почему некоторые люди любят опасные увлечения, такие как альпинизм, автогонки и тому подобное, хотя сами они могут того и не знать, состоит в том, что все это толкает их именно в момент Сейчас, в то насыщенное живое состояние, которое свободно от времени, свободно от проблем, свободно от мыслей, свободно от груза личных характеристик. Хотя бы на секунду соскользни, выпади из этого состояния присутствия в моменте, и это может означать гибель. К сожалению, для того чтобы пребывать в этом состоянии, они попадают в зависимость от конкретного рода деятельности. Но тебе не обязательно карабкаться по северному склону Айгера. Ты можешь войти в это состояние прямо сейчас.

С древних времен духовные мастера всех традиций указывали на момент Сейчас как на ключ к духовной мерности. Несмотря на это всё по-прежнему продолжает оставаться в секрете. Совершенно определенно, что этому не учили ни в церквях, ни в храмах. Если ты посещаешь церковь, то можешь слышать чтение из Евангелие, такое как “Не думай о дне грядущем, ибо день завтрашний сам позаботится о себе”, или “Никто из тех, кто берется за работу и оглядывается назад не годится для Царства Божьего”. Или же ты мог слышать пассажи о прекрасных цветах, которые не заботятся о дне грядущем, но живут непринужденно во вневременном моменте Сейчас и щедро обеспечены милостью Божьей. Глубина и радикальная природа этих учений не постигнута. Похоже, никто не понимает того, что ему предначертано быть живым и тем самым вызывать глубокую внутреннюю трансформацию и быть ее причиной.

Вся суть Дзен заключается в том, чтобы ступать по лезвию бритвы момента Сейчас — быть абсолютным, быть в настолько полном и совершенном присутствии, что никакая проблема, никакое страдание, ничто из того, что не является тем, кто ты есть по своей сути, не имело бы возможности выжить в тебе. В отсутствии времени, в моменте Сейчас — все твои проблемы растворяются. Страданию необходимо время; оно не может жить в моменте Сейчас.

Великий мастер Дзен Ринцаи для того, чтобы отвлечь внимание своих учеников от времени, частенько поднимал палец и медленно задавал вопрос: “Что отсутствует в этот момент?” Очень сильный вопрос, не требующий ответа на уровне разума. Он придуман специально для того, чтобы еще глубже увести твое внимание в момент Сейчас. Подобный вопрос, заданный в традиции Дзен, звучит так: “Если не сейчас, то когда?”

ОБРЕТАЯ ДОСТУП К СИЛЕ МОМЕНТА СЕЙЧАС

Лишь миг назад, когда вы говорили о вечном настоящем и нереальном прошлом и будущем, я заметил, что смотрю вон на то дерево за окном. Я и прежде не раз его разглядывал, однако на этот раз все было по-другому. Внешнее восприятие изменилось не сильно, за исключением лишь того, что краски стали казаться ярче и стали больше вибрировать. На этот раз, сейчас, к этому добавилось еще какое-то измерение. Это трудно объяснить. Не знаю как, но я сознавал нечто невидимое, и то, что я чувствовал, было сутью этого дерева, если хотите, его внутренним духом. И я каким-то образом стал его частью. Сейчас я понял, что прежде я видел не истинную суть дерева, а его плоский и мертвый образ. И сейчас, когда я смотрю на это дерево, некоторая часть того осознавания все еще присутствует, однако я чувствую, что она ускользает. Вы знаете, ощущение уже ослабевает, убывает и отходит в прошлое. Может ли что-то вроде этого когда-нибудь стать и быть больше, чем уплывающее мимолетное впечатление?

Ты на мгновение освободился от времени. Ты вступил в настоящий момент и поэтому воспринимал это дерево не заэкранированным своим разумом. Осознавание Сущего стало частью твоего восприятия. Вместе с вневременной мерностью приходит иной род знания, которое не “убивает” дух, живущий внутри каждого творения и каждой вещи. Знание, которое не нарушает святость и таинство жизни, но вмещает глубокую любовь и почтительное благоговение перед всем, что есть. Знание, о котором разум ничего не знает.

Разум не может знать то дерево. Разум может располагать лишь фактами или данными об этом дереве. Мой разум не может знать тебя — он может располагать лишь ярлыками, суждениями, фактами и мнениями о тебе. Лишь Сущее знает это прямо.

Для разума и того, что находится в его распоряжении, существует определенное место. Это место — в царстве повседневной практической жизни. Однако когда во всех аспектах твоей жизни, включая взаимоотношения с другими людьми, а также с природой, рассудок берет верх, то он становится монстроподобным паразитом, вполне способным, если за ним не присматривать, завершить свое дело истребления жизни на нашей планете и, в конечном счете, ликвидировать самого себя путем уничтожения своего хозяина.

У тебя был миг, чтобы увидеть, как вневременное может трансформировать твое восприятие. Но одного лишь ощущения недостаточно, каким бы прекрасным, глубоким и проникновенным оно ни было. То, что нужно, и то, что мы здесь рассматриваем — это устойчивый постоянный сдвиг сознания.

Поэтому, сломай свой старый стереотип отрицания настоящего момента, также как и стереотип сопротивления настоящему моменту. Всегда, когда в этом нет надобности, выдергивай свое внимание из прошлого и будущего и сделай это практикой своей жизни. Настолько далеко шагни за предел мерности времени своей повседневной жизни, насколько это возможно. Если тебе трудно прямо войти в момент Сейчас, то начни с наблюдения привычного стремления своего разума к желанию выскользнуть из настоящего момента. Ты будешь наблюдать и обнаруживать, что будущее, как правило, представляется либо лучше, либо хуже настоящего. Если воображаемое будущее лучше, то оно рождает надежду или приятное ожидание, или подъем. Если оно хуже, то создает тревогу и беспокойство. И то и другое — иллюзорно. Через самонаблюдение в твою жизнь автоматически будет приходить все больше настоящего. Именно в тот момент, когда ты понимаешь, что не присутствуешь, ты как раз присутствуешь. Как только ты обретаешь способность наблюдать за своим разумом, то перестаешь попадать в его ловушки. В этом случае появляется еще один фактор, нечто такое, что исходит не из разума — свидетельствующее присутствие.

Будь в состоянии присутствия как часовой своего разума, как страж своих мыслей и эмоций, как свидетель своих реакций на различные ситуации. По меньшей мере, проявляй хотя бы интерес к своим реакциям, а также к ситуациям или индивидуумам, которые заставляют тебя реагировать. Также замечай, как часто твое внимание находится в прошлом или в будущем. Не суди и не анализируй то, что видишь. Отслеживай мысли, чувствуй эмоции, наблюдай за реакциями. Не создавай из них личных проблем. Тогда ты будешь чувствовать нечто гораздо более сильное, чем любая из тех вещей, которые ты наблюдаешь, это — спокойствие, это — само наблюдаемое присутствие за пределами того, что содержит твой разум, это — безмолвный свидетель.

Глубокое присутствие совершенно необходимо, когда знакомые ситуации вызывают у тебя реакцию с сильным эмоциональным накалом: такие, когда твое представление о самом себе подвергается угрозе, когда твоей жизни брошен вызов, который включает и активизирует твой страх, когда все идет “наперекосяк”, или когда эмоциональный комплекс выносится из прошлого и встает прямо перед тобой. В этих случаях у тебя появляется тенденция становиться “неосознанным”. Реакция или эмоция завладевает тобой, и ты “становишься” ею. Ты действуешь так, как она тебе велит. Ты оправдываешься, нападаешь, делаешь других неправыми, защищаешься,… при том, что сам ты всем этим не являешься; всё это — реактивная модель, шаблон, это — разум, действующий в своем привычном режиме выживания.

Отождествление с разумом дает ему энергию; наблюдение за ним отбирает у него энергию. Отождествление с разумом создает больше времени; наблюдение за разумом открывает вневременную мерность. Энергия, отобранная у разума, направляется в настоящее. Хотя бы раз прочувствовав, что такое быть присутствующим, тебе будет гораздо легче отступать от мерности времени и уходить вглубь момента Сейчас, поскольку для достижения практических результатов времени не требуется. Это не уменьшает твоей способности использовать время — прошлое или будущее, не лишает тебя возможности обратиться к его практическим аспектам, когда это тебе понадобится. Это также не ослабляет твою способность использовать свой разум. На самом деле эта способность только усиливается. Когда ты действительно пользуешься своим разумом, то он становится только острее и гораздо более сфокусированным.

ОТПУСКАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Учись пользоваться временем в сфере своей практической жизни — мы можем назвать его “часовым временем”, — но сразу же, как только завершишь свои практические дела, возвращайся к осознаванию настоящего момента. Тогда не будет происходить прироста “психологического времени”, которое представляется результатом отождествления этих дел с прошлым, а также не будет создаваться их принудительно продолженной проекции в будущее.

Часовое время — это не просто назначение встречи или планирование поездки. Это и изучение уроков прошлого с тем, чтобы не повторять прежних ошибок. Это определение целей и работа по их достижению. Это и предсказание будущего, осуществляемое при помощи моделей и законов физики, математики и тому подобного, взятого из прошлого, а также выполнение действий, предпринимаемых на основе этих предсказаний.

Но даже здесь, в сфере практической жизни, где мы не можем что-либо делать, не обращаясь к прошлому и будущему, настоящий момент остается очень существенным фактором: любой урок прошлого уместен и применим сейчас. Любое планирование, так же как и работа по достижению определенной цели, производится сейчас.

Главный фокус внимания просветленных личностей всегда направлен на настоящий момент, однако аспект времени постоянно остается у них на периферии их сознания. Другими словами, они продолжают пользоваться часовым временем, оставаясь свободными от психологического времени.

Будь начеку, чтобы практикуя это, нечаянно не трансформировать часовое время в психологическое. Например, если ты совершил ошибку в прошлом, а извлек из нее урок только сейчас, то это означает, что ты используешь часовое время. С другой стороны, если ты ментально пребываешь в этом событии, находясь в состоянии самокритики, испытывая сожаление и угрызения совести, или если к тебе приходит чувство вины, то это означает, что ты делаешь ошибку в том, что называется “я” и “моё”: ты делаешь это чувство вины частью своего ощущения самого себя, и тогда оно становится психологическим временем, которое всегда связано с ложным чувством отождествления. Непрощение непременно подразумевает и заключает в себе тяжелую ношу психологического времени.

Если ты ставишь перед собой цель и работаешь на ниве ее достижения, то пользуешься часовым временем. Ты знаешь, куда хочешь идти, однако при этом чествуешь и славишь тот самый шаг, который предпринимаешь именно в этот момент, и целиком отдаешь ему всё своё внимание. Если же ты становишься чрезмерно сфокусированным на цели, может быть, потому что стремишься к счастью, к своей наиболее полной реализации или к наиболее полному ощущению себя в настоящем моменте, то ты больше не чествуешь сам настоящий момент. Он становится уменьшенным до размера скромной каменной ступени в будущее, не имеющей самостоятельной ценности. Тогда часовое время превращается в психологическое. Тогда твое путешествие по жизни уже не является приключением, а становится лишь наблюдением за необходимостью вовремя прибыть, чего-то добиться, “что-то сделать”. Ты больше не видишь цветов у дороги, не чувствуешь их аромат, так же как не осознаешь красоту и волшебство жизни, которая разворачивается вокруг тебя, когда ты присутствуешь в моменте Сейчас.

Я понимаю чрезвычайную важность момента Сейчас, однако не могу целиком согласиться с тем, что время — это полная иллюзия.

Когда я говорю, что “время — это иллюзия”, то мое намерение состоит не в том, чтобы сделать философское заявление. Я лишь напоминаю тебе о простом факте — о таком очевидном факте, что тебе, может быть, даже очень трудно его уловить, и ты даже можешь счесть его бессмысленным, однако как только ты осознаешь его, то он как острый меч сможет пройти сквозь все слои сложностей и “проблем”, созданных разумом. Позволь мне произнести это еще раз: настоящий момент — это все, что у тебя есть. Никогда не было и никогда не будет времени, когда твоя жизнь не происходила бы в “этот самый момент”. Разве это не факт?

БЕЗУМИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Если вы посмотрите на общественные проявления психологического времени, то у вас не будет ни малейшего сомнения в том, что это умственная болезнь. Эти проявления встречаются, к примеру, в виде идеологий, таких как коммунизм, национал-социализм или национализм в любом виде, или в виде системы жестких религиозных убеждений и верований, которые действуют как безоговорочное утверждение о том, что высшее благо находится в будущем и поэтому цель оправдывает средства. Целью является идея, то есть точка в воображаемом будущем, которая создана разумом, идея о том, что спасение в любой форме — в форме счастья, полной собственной реализации, равенства, освобождения и так далее — будет осуществлено и материализовано. Нередко средствами и способами достижения этой цели являются порабощение, пытки и убийство людей в настоящем.

Например, по пути к коммунизму, для того чтобы приблизить “лучший мир” в России, в Китае и других странах <2>, было погублено, замучено и убито примерно 50 миллионов человек. Это отрезвляющий пример того, как вера в будущий рай создает ад в настоящем. Могут ли быть еще какие-нибудь сомнения в том, что психологическое время является серьезной и опасной умственной болезнью?

Как эта ментальная модель работает в твоей жизни? Пытаешься ли ты попасть в какое-нибудь другое место, отличное от того, в котором находишься сейчас? Является ли большинство твоих действий только средствами достижения цели? Может быть, твоя наиболее полная реализация находится за ближайшим углом и ограничена короткими удовольствиями, такими как секс, еда, выпивка, наркотики или что-то еще захватывающее и возбуждающее? Всегда ли ты сфокусирован на своем становлении, чтобы чего-то достичь и добиться, или, напротив, гоняешься за чем-нибудь новым, что тебя возбудит или доставит тебе удовольствие? Веришь ли ты в то, что когда накопишь побольше вещей, то станешь еще более реализованным, достаточно хорошим или психологически целостным? Ждешь ли ты появления на своем пути мужчины или женщины, чтобы кто-то из них придал твоей жизни хоть какой-нибудь смысл?

В нормальном, отождествленном с разумом, непросветленном состоянии сознания, сила и бесконечный творческий потенциал, которые кроются в моменте Сейчас, полностью заслонены психологическим временем. Тогда жизнь теряет свою вибрацию, свою свежесть, утрачивает восхитительное чувство восторга. Старые шаблоны мыслей, эмоций, поведения, реакций и желаний действуют в бесконечно повторяющемся спектакле, идущим по сценарию твоего ума, который дает тебе чувство отождествления себя с различными персонажами, но искажает или заслоняет реальность момента Сейчас. Тогда ум создает навязчивую идею о будущем, как о спасении и избавлении от не удовлетворяющего тебя настоящего.

КОРНИ НЕГАТИВА И СТРАДАНИЯ УХОДЯТ ВО ВРЕМЯ

Но вера в то, что будущее будет лучше, чем настоящее, не всегда бывает иллюзией. Настоящее может быть пугающим, но в будущем всё может стать лучше, что часто и происходит.

Обычно будущее — это репликация прошлого. Некоторые поверхностные и неглубокие видоизменения бывают возможны, однако случаи реальной трансформации встречаются редко и находятся в зависимости от того, способен ли человек, получив доступ к силе момента Сейчас, стать в достаточной мере присутствующим для того, чтобы растворить прошлое. То, что ты воспринимаешь как будущее, — это значительная часть твоего состояния сознания в настоящем. Если твой разум обременен тяжелой ношей прошлого, то от этого ты будешь испытывать только еще большую тяжесть. Прошлое утверждает и увековечивает себя через отсутствие присутствия. Качество твоей осознанности в настоящий момент — это то, что придает очертания будущему, которое, разумеется, может ощущаться только как момент Сейчас.

Ты можешь выиграть 10 миллионов долларов, но перемена такого типа будет поверхностной. Просто ты будешь продолжать действовать точно так же, по тем же прежним шаблонам, только в более роскошных условиях. Люди научились расщеплять атом. Если прежде человек при помощи деревянной дубины мог убить десять или двадцать себе подобных, то сейчас один человек способен уничтожить миллион только нажатием кнопки. Является ли это реальной переменой?

Если глубина и качество твоей осознанности в настоящий момент определяют будущее, то, что же тогда определяет качество этой самой осознанности? Это глубина твоего присутствия. Таким образом, существует лишь одно-единственное место, где настоящая перемена может произойти и в котором прошлое может раствориться, и это место — момент Сейчас.

Весь имеющийся негатив вытекает из аккумулирования психологического времени и вызван отрицанием настоящего. Предчувствие беды, тревога, напряженность, стресс, беспокойство — а это разновидности страха — вызваны тем, что будущего слишком много, а настоящего мало. Чувство вины, сожаления, возмущения, недовольства, уныния, горечи, так же как и возникновение любой формы непрощения вызваны наличием слишком большого прошлого и недостатком настоящего.

Большинству людей очень трудно поверить в то, что состояние сознания, полностью свободное от негатива, возможно. Именно оно и есть то освобожденное состояние, на которое указывают все духовные учения. Это и есть обещание спасения, но не в иллюзорном будущем, а прямо здесь и сейчас.

Тебе может показаться очень трудным признать, что причиной твоего страдания или наличия у тебя проблем является время. Ты убежден, что они вызваны какой-то особенной ситуацией, возникшей в твоей жизни и рассматриваемой в контексте определенных условий или с определенной точки зрения, и это так. Но пока ты имеешь дело с привязанностью разума к прошлому и будущему, то есть именно с тем, что вызывает основные нарушения рассудка, приводящие к созданию проблем, как, впрочем, и к отрицанию момента Сейчас, то проблемы действительно будут неизменно следовать одна за другой. Если бы сегодня все твои проблемы или видимые причины страдания и недовольства были магическим образом устранены, но при этом ты не стал бы более осознанным, не стал бы более присутствующим в моменте, то вскоре обнаружил бы себя с тем же набором проблем или поводов для страдания, которые следуют за тобой как тень, куда бы ты ни шел. В конечном счете все сводится только к одной проблеме — к самому разуму, закованному в кандалы времени.

Я никак не могу поверить, что когда-нибудь достигну той точки, где буду совершенно свободен от своих проблем.

Ты прав. Ты никогда не достигнешь этой точки, потому что ты находишься в этой точке сейчас.

Во времени нет никакого спасения. Ты не можешь быть свободным в будущем. Ключ к свободе – это настоящее, поэтому ты можешь быть свободным только сейчас.

КАК ОТЫСКАТЬ ЖИЗНЬ ПОД СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ

Я не понимаю, каким это образом я могу быть свободным сейчас. Обычно я чрезвычайно недоволен своей жизнью именно в этот самый момент. Это факт, и я введу себя в заблуждение, если буду пытаться убедить себя в том, что всё идет прекрасно, когда все совсем наоборот. Настоящий момент представляется мне совершенно неудачным; он совершенно не воспринимается как освобождающий. То, что заставляет меня продолжать идти вперед, — это надежда или возможность некоторого улучшения в будущем.

Ты думаешь, что твое внимание направлено на настоящий момент, в то время как на самом деле оно целиком окутано временем. Ты не можешь быть одновременно несчастным и полностью присутствовать в настоящем моменте.

То, что ты называешь своей “жизнью”, скорее всего стоило бы назвать твоей “жизненной ситуацией”. Это и есть психологическое время: прошлое и будущее. В прошлом у тебя не все складывалось так, как ты хотел. Но даже сейчас ты продолжаешь сопротивляться тому, что было в прошлом, а теперь сопротивляешься еще и тому, что есть сейчас. Надежда — вот что заставляет тебя двигаться, но она же удерживает фокус твоего внимания в воображаемом будущем, и этот длительный фокус прямо-таки не отпускает твое отрицание настоящего момента, а значит, продлевает твое недовольство.

Это верно, моя настоящая жизненная ситуация — это результат того, что было в прошлом, однако она имеет свое продолжение в настоящем, и тот факт, что я увяз в ней, делает меня несчастным.

Забудь ненадолго о своей жизненной ситуации и обрати внимание на свою жизнь.

Ну и какая разница?

Твоя жизненная ситуация существует во времени.

Твоя жизнь происходит сейчас.

Твоя жизненная ситуация — это продукт разума.

Твоя жизнь — это реальность.

Отыщи “узкую калитку, ведущую к жизни”. Она зовется — момент Сейчас. Сузь свою жизнь до этого момента. Твоя жизненная ситуация может быть полна проблем, как и большинство жизненных ситуаций, но проясни вот что: есть ли у тебя хоть какая-то проблема прямо сейчас, прямо в этот момент. Не завтра или через десять минут, а сейчас. У тебя есть хоть одна проблема прямо сейчас?

Когда ты переполнен проблемами, то в тебе нет места ни для чего нового, у тебя просто нет пространства для их решения. Поэтому всегда, когда у тебя появляется возможность, создавай это место, создавай пространство, чтобы обнаруживать жизнь под своей жизненной ситуацией.

Наши рекомендации