Игрокам предстоит скооперироваться и выработать совместную стратегию

- 20 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобится клей­кая лента. Наклейте на полу две параллельные линии на расстоянии примерно 45 см(длина линий устанавливается в зависимости от ко­личества игроков).

1. Группа делится на команды от шести до десяти человек в каждой. Иг­роки каждой команды выстраиваются по росту в образовавшемся «ко­ридоре» между линиями.

2. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее поменять поря­док игроков в строю на обратный так, чтобы никто при этом не насту­пил на линии и не коснулся пола вне линий. Расстояние между членами одной команды не должно быть меньше 60 см.

3. В течение 5 минут команды могут подумать, как решить поставлен­ную перед ними задачу.

4. После этого команды одновременно начинают перегруппировку. Вы берете на себя роль арбитра на линии, который следит за выполнени­ем правил. Если кто-то ступит на линию или за нее, команда начинает работу сначала.

Варианты J

Команды могут перестраиваться и по другому принципу, например, по возрасту, по алфавиту, месяцу рождения и т. п.

Перетягивание каната

Эта игра-состязание дает возможность сконцентрироваться и снять напряжение, и вместе с тем это хорошая подготовка к командной работе

-10 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы.

1. Предложите участникам найти себе партнера по собственному выбо­ру. Будет лучше, если друг друга выберут те игроки, которые считают, что между ними возникает соперничество. Также хорошо, если в пары подобрались те, чья решимость и порядочность нуждаются в провер­ке.

2. Пары рассредоточиваются по помещению и встают на расстоянии при­мерно 2 м от остальных. Каждый игрок представляет себе, что держит в руках конец воображаемого каната, примерно 3 см в диаметре. Дру­гой конец в руках партнера.

3. Участники становятся точно так же, как при настоящем соревновании: одна нога отставлена, другая впереди, обе руки сомкнуты вокруг во­ображаемого каната.

4. Скажите следующее: «Перетягивание начнется по моему сигналу. Имейте в виду, что вы держите толстый и прочный канат. Если ваш партнер тащит его вперед, вы должны следовать за ним. С другой сто­роны, партнер не может подтаскивать канат к себе, если вы не готовы его отдавать. Таким образом, вы оба должны пытаться выполнить пра­вила. Если вы все делаете правильно, то довольно скоро устанете. Это хороший знак. Внимательно смотрите на своего партнера. Сконцент­рируйтесь на собственных движениях и на движениях партнера».

5. Подайте сигнал к первому раунду. Остановите борьбу примерно че­рез минуту и предложите партнерам встряхнуть руками и ногами пе­ред началом второго раунда. Поделитесь своими впечатлениями от работы в парах и попросите игроков сделать то же самое.

Сложите шерстяное одеяло

Это групповое действие с воображаемым объектом развивает умение действовать согласованно

-15 минут -

Подготовка--------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы.

Бабушкины ключи

Эта расслабляющая игра требует слаженной групповой работы - 30 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобятся лен­та и связка ключей.

1. Расскажите о целях игры: участники должны будут работать в малень­ких командах и понимать друг друга без слов.

2. Игроки разбиваются на команды по четыре человека в каждой и рас­пределяются по комнате так. чтобы у каждой команды в распоряже­нии было примерно 4 кв. м площади.

3. Настройте участников на работу с помощью такого рассказа: «Пре­красным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него и на­слаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг со­бирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяное одеяло».

4. Теперь члены команд должны совместными усилиями «сложить шер­стяное одеяло». На всю операцию дается 2 минуты.

5. Наблюдайте за тем, как идет работа в командах. Некоторые, вероятно, работают согласованно и организованно, у других же возникают труд­ности с выполнением задания. Если участники испытывают какие-то затруднения, добавьте время.

6. Предложите совместное обсуждение итогов игры:

• Что помогает команде успешно справиться с заданием?

• Что затрудняет решение задачи?

• Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препят­ствия?

1. Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комна­ты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо у ее ног, ле­жит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.

2. Остальные игроки становятся на расстоянии по меньшей мере б м по­зади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «во­ришки ключей» знали, куда им возвращаться.

3. Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники долж­ны замереть. Если бабушка заметит движение какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую линию. Бабушка оборачива­ется без предупреждения.

4. Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их об­ратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока.

5. Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться до каж­дого игрока, прежде чем достигнет линии старта.

6. Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с клю­чами, то ключи возвращают бабушке. Попавшийся игрок отправляет­ся на линию старта.

7. Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее оп­ределенное время, например через 15 минут. Однако если игроки по­лучают большое удовольствие, продлите время до тех пор, пока они не «обманут бабушку».

Машина с характером

Это фантастическая возможность сплотить группу и сделать из нее настоящую команду - 20 минут -

Подготовка-----------------------------------------------------------------

Отставьте в сторону стулья и столы.

1. Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображае­мую машину. Ее детали — это только слаженные и разнообразные дви­жения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во вре­мя игры нельзя разговаривать.

2. Попросите одного добровольца (игрок № 1} выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-ни­будь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непре­рывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровож­дать возгласами».

3. Когда игрок № 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.

4. Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которые допол­няют действие первого игрока. Если, например, игрок № 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попе­ременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок № 2 может встать сзади и каж­дый раз, когда игрок № 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку № 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».

5. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоорди-нированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пы­таться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

6. Когда задействованы все игроки, Вы можете позволить фантастичес­кой машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.

7. Подведите итоги игры, предложив игрокам ответить на следующие воп­росы:

• Смогла ли группа создать интересную машину?

• Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? ■ В какой момент вы стали деталью машины?

• Как вы придумали свои действия?

• Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?

• Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

• Трудно ли было разобрать машину?

• Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты )

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать ре­ально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллего­рически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т. д.

Передача ритма

Наши рекомендации