Игрокам предстоит скооперироваться и выработать совместную стратегию
- 20 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобится клейкая лента. Наклейте на полу две параллельные линии на расстоянии примерно 45 см(длина линий устанавливается в зависимости от количества игроков).
1. Группа делится на команды от шести до десяти человек в каждой. Игроки каждой команды выстраиваются по росту в образовавшемся «коридоре» между линиями.
2. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее поменять порядок игроков в строю на обратный так, чтобы никто при этом не наступил на линии и не коснулся пола вне линий. Расстояние между членами одной команды не должно быть меньше 60 см.
3. В течение 5 минут команды могут подумать, как решить поставленную перед ними задачу.
4. После этого команды одновременно начинают перегруппировку. Вы берете на себя роль арбитра на линии, который следит за выполнением правил. Если кто-то ступит на линию или за нее, команда начинает работу сначала.
Варианты J
Команды могут перестраиваться и по другому принципу, например, по возрасту, по алфавиту, месяцу рождения и т. п.
Перетягивание каната
Эта игра-состязание дает возможность сконцентрироваться и снять напряжение, и вместе с тем это хорошая подготовка к командной работе
-10 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы.
1. Предложите участникам найти себе партнера по собственному выбору. Будет лучше, если друг друга выберут те игроки, которые считают, что между ними возникает соперничество. Также хорошо, если в пары подобрались те, чья решимость и порядочность нуждаются в проверке.
2. Пары рассредоточиваются по помещению и встают на расстоянии примерно 2 м от остальных. Каждый игрок представляет себе, что держит в руках конец воображаемого каната, примерно 3 см в диаметре. Другой конец в руках партнера.
3. Участники становятся точно так же, как при настоящем соревновании: одна нога отставлена, другая впереди, обе руки сомкнуты вокруг воображаемого каната.
4. Скажите следующее: «Перетягивание начнется по моему сигналу. Имейте в виду, что вы держите толстый и прочный канат. Если ваш партнер тащит его вперед, вы должны следовать за ним. С другой стороны, партнер не может подтаскивать канат к себе, если вы не готовы его отдавать. Таким образом, вы оба должны пытаться выполнить правила. Если вы все делаете правильно, то довольно скоро устанете. Это хороший знак. Внимательно смотрите на своего партнера. Сконцентрируйтесь на собственных движениях и на движениях партнера».
5. Подайте сигнал к первому раунду. Остановите борьбу примерно через минуту и предложите партнерам встряхнуть руками и ногами перед началом второго раунда. Поделитесь своими впечатлениями от работы в парах и попросите игроков сделать то же самое.
Сложите шерстяное одеяло
Это групповое действие с воображаемым объектом развивает умение действовать согласованно
-15 минут -
Подготовка--------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы.
Бабушкины ключи
Эта расслабляющая игра требует слаженной групповой работы - 30 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы. Кроме того, Вам понадобятся лента и связка ключей.
1. Расскажите о целях игры: участники должны будут работать в маленьких командах и понимать друг друга без слов.
2. Игроки разбиваются на команды по четыре человека в каждой и распределяются по комнате так. чтобы у каждой команды в распоряжении было примерно 4 кв. м площади.
3. Настройте участников на работу с помощью такого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяное одеяло».
4. Теперь члены команд должны совместными усилиями «сложить шерстяное одеяло». На всю операцию дается 2 минуты.
5. Наблюдайте за тем, как идет работа в командах. Некоторые, вероятно, работают согласованно и организованно, у других же возникают трудности с выполнением задания. Если участники испытывают какие-то затруднения, добавьте время.
6. Предложите совместное обсуждение итогов игры:
• Что помогает команде успешно справиться с заданием?
• Что затрудняет решение задачи?
• Что предпринимают отдельные игроки, чтобы преодолеть препятствия?
1. Один игрок берет на себя роль бабушки. Он становится в углу комнаты и поворачивается лицом к стене. За бабушкой, прямо у ее ног, лежит маленькая связка ключей, которую можно спрятать в одной руке.
2. Остальные игроки становятся на расстоянии по меньшей мере б м позади бабушки. Обозначьте с помощью ленты линию старта, чтобы «воришки ключей» знали, куда им возвращаться.
3. Каждый раз, когда бабушка оборачивается, остальные участники должны замереть. Если бабушка заметит движение какого-нибудь игрока, он должен будет вернуться на стартовую линию. Бабушка оборачивается без предупреждения.
4. Цель игры заключается в том, чтобы взять ключи и принести их обратно на линию старта. При этом бабушка не должна видеть ключей. Они должны оставаться только в руке игрока.
5. Когда игрок захватил связку ключей, он должен дотронуться до каждого игрока, прежде чем достигнет линии старта.
6. Если бабушка увидит связку или заметит, как движется игрок с ключами, то ключи возвращают бабушке. Попавшийся игрок отправляется на линию старта.
7. Ход игры трудно предсказать. Ее можно остановить через заранее определенное время, например через 15 минут. Однако если игроки получают большое удовольствие, продлите время до тех пор, пока они не «обманут бабушку».
Машина с характером
Это фантастическая возможность сплотить группу и сделать из нее настоящую команду - 20 минут -
Подготовка-----------------------------------------------------------------
Отставьте в сторону стулья и столы.
1. Расскажите о целях игры. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали — это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать.
2. Попросите одного добровольца (игрок № 1} выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами».
3. Когда игрок № 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью.
4. Игрок № 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок № 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок № 2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок № 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку № 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох».
5. Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоорди-нированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.
6. Когда задействованы все игроки, Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. В конце концов машина должна развалиться.
7. Подведите итоги игры, предложив игрокам ответить на следующие вопросы:
• Смогла ли группа создать интересную машину?
• Функционировала ли машина некоторое время без перебоев? ■ В какой момент вы стали деталью машины?
• Как вы придумали свои действия?
• Трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы?
• Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?
• Трудно ли было разобрать машину?
• Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?
Варианты )
Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т. д.
Передача ритма