Глава 20 йога приготовления пищи
Праведник, вкушающий остатки жертвоприношений, освобождается от всех грехов. Но те, кто готовят пищу для собственного наслаждения, вкушают грех.
Бхагавадгита
Если женщина увидит искры, слетающие с кончиков ее пальцев, когда она стряпает, или сияние, исходящее от приготовленной ею пищи, она изумится, понимая, какую большую часть себя вкладывает в еду, которую готовит для родных и друзей.
Маха Чохан
Термическая обработка — древнейший способ приготовления пищи. Пищевая промышленность в значительной мере вытеснила еду домашнего приготовления продуктами массового производства. Чтобы приготовить настоящее домашнее пюре, необходимо вымыть картофель, очистить его, нарезать, сварить, размять и перемешать с другими ингредиентами. А коробка растворимого пюре избавляет нас от этих хлопот: нам остается лишь добавить в него горячей воды.
На уровне вибраций мы крепко связаны с членами своей семьи. В наших симфониях вибраций немало общих аккордов. Время и силы, затраченные на приготовление еды, насыщают ее вибрациями людей или машин, выполняющих эту работу. Поэтому пища из рук близких более созвучна нашим вибрациям, чем пища из рук чужих людей. Это можно определить по вкусу. Как бы тщательно ни была приготовлена ресторанная еда, вкус у нее не такой, как у домашней. Это вкус ресторанной еды. А у домашней пищи вкус родного дома. Особенно вкусна еда, приготовленная матерью. Когда мы едим домашние блюда, мы впитываем любовь, преданность и заботу. Конечно, в тот день человек, приготовивший еду, может быть рассерженным, раздраженным, усталым, но вибрации зависят не только от поверхностных эмоций: они передают ощущение истинной близости. В каком-то смысле есть пищу, которую приготовил посторонний человек, попросту неприлично.
Душе необходимы вибрации любви, которые излучает домашняя стряпня. Разумеется, это касается и еды в кругу друзей: общие застолья — одна из древнейших форм укрепления дружеских уз и проявления заботы; в некоторых случаях под такое определение подпадает даже совместный поход в ресторан. Но если изо дня в день есть чужую еду, она истощает и дух, и тело. Такая пища ассоциируется с чувством отчуждения, одиночеством в толпе, никчемностью, холодным и обезличенным миром. Чем менее знаком нам человек, приготовивший пищу, тем сильнее истощение: небольшой ресторанчик по соседству с домом, где вас знают в лицо и по имени, где повар помнит, что вы любите, и готовит еду с любовью, во всех отношениях превосходит транснациональный франчайзинг. И вновь задумайтесь: чему вы говорите «да»?
Помните: деньги — великая обезличивающая сила. Они делают человеческие отношения анонимными.
Если пища — самое ценное проявление щедрости Природы, то ее приготовление и угощение ею других людей — проявление людской заботы. На глубинном биологическом уровне совместное поедание пищи равноценно любви.
Приготовление еды для окружающих — не только проявление любви, но и священнодействие. В нашей культуре искусство стряпни столетиями принижали, сначала низвели до уровня «женской работы», а позднее — до мелкого бытового неудобства, которого можно избежать благодаря достижениям цивилизации. Но в действительности приготовление еды — не низкое, а возвышенное, благородное, священное занятие.
С существованием какого мира мы соглашаемся, когда готовим еду для близких? Мы поддерживаем мир, где люди заботятся друг о друге, ничего не прося взамен, — бесконечно щедрую вселенную. Готовя пищу для людей не за деньги, не в надежде на благодарность, не из эгоистических побуждений, а просто для того, чтобы утолить их физический голод, мы создаем чрезвычайно прочную позитивную карму.
К сожалению, в нашем обществе сложилось такое отношение к стряпне, что она неизменно вызывает раздражение, мысли о том, что это время можно было бы потратить с большей пользой, что мы выше этой бессмысленной возни. Чтобы превратить приготовление пищи в йогу, сначала осознайте, что эта на первый взгляд приземленная деятельность на самом деле высокодуховная, что в ней надо быть искренним и преданным, а не стараться отделаться поскорее. Проявите заботу о близких, используя самые питательные ингредиенты, соответствующие вашим нынешним представлениям о правильном питании. Не требуйте похвал, просто порадуйтесь удовольствию, которое сумели доставить окружающим.
Подобные поступки известны под названием карма-йоги — йоги бескорыстного служения, самого возвышенного из всех путей йоги. Распространенное обесценивание стряпни, отношение к еде как к должному придает этой йоге особую ценность. Более того, ее можно практиковать каждый день в семейной жизни, мастера этой йоги окружают нас повсюду — к ним относятся самые заботливые бабушки мира.