Вопрос 3. Стабилизация личности и самоопределение.

1) Жизненный план:

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Необходимо решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

2) Уровень притязаний:

То, насколько престижней окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от уровня его притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний. Это может быть разумный отказ от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

2) Самоопределение:

Как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Иногда в юности новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая подготовка к нему. Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Преемственность настоящего и будущего – важно для личностного развития. Устремление в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды (система ясных, устойчивых убеждений). Именно в старших классах появляется сознательное отношение к учению.

Вопрос 4. Линии развития жизненного мира.

В ранней юности происходит окончательное становление линий онтогенеза жизненного мира.

Типы направленности личности:

1) с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности (сложным и «как бы легким» и сущностным жизненным миром) профессиональное самоопределение происходит на основе ориентации на сущность связей с миром. Главным критерием при выборе профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание. В сфере общения для них характерна представленность сущностных отношений. Стремление к сущностности, духовной близости отличает этих старшеклассников и при возникновении влюбленности. Если вера оправдывается, влюбленность переходит в любовь – единение сутью дает непосредственное (интуитивное) знание сущности отношений. Как правило, однако, развитие отношений приводит к утрате веры: влюбленность проходит.

2) С эгоистической направленностью личности (сложным и трудным жизненным миром) сущностные связи, духовно-нравственные ценности не становятся определяющим фактором выработки мировоззренческих установок и самоопределения. Решающими могут оказаться соображения престижности будущей профессии, возможности продвижения по карьерной лестнице, материальные условия и т.д. Привязанности к родственникам менее характерны. В отношениях со сверстниками преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, доминирования, престижа. Мотив победы более важен, чем духовная близость. Преобладание эгоистических мотивов, их высокая значимость обусловливают вообще подчиненную роль сущностных связей с миром.

Круг сущностных жизненных личностных отношений значительно сужен.

2) Гедонические установки:

Сложные проблемы самоопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу личностно неразвитым, ориентированным на получение удовольствий и развлечений старшеклассникам. Личностная неразвитость, инфантильность еще более закрепляются фактической непредставленностью у них главных сторон жизни, определяющих развитие в ранней юности: учебно-профессиональной деятельности, решения вопросов выбора жизненного пути и полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Отсюда присущие им проявления «кризиса идентичности» - отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрослую жизнь, выбрать профессию или продолжить образование в вузе, неспособность к глубоким отношениям с другими людьми. Часто свойственно чувство своей бесполезности, бесцельности, душевного разлада. Ощущение своей неприспособленности, отчужденности, деперсонализации наряду с неудовлетворенностью общепринятыми социальными ценностями и их отвержением нередко приводят к делинквентному поведению.

Наши рекомендации