VII. Рекомендации: направления дальнейшей разработки центральной проблемы
Определенные в ходе коллективной работы основные группы участников процесса коммерциализации производственных отношений должны быть идентифицированы персонально. Осуществить это возможно, используя в качестве базовых те профессиональные и демографические характеристики каждой из групп, которые были установлены. Социальную базу перемен в настоящее время составляют высококвалифицированные рабочие среднего возраста. В эту же группу входят руководители цехов, опытные специалисты, недавно работающие на заводе. В центре сил сопротивления изменениям наиболее вероятно окажутся работники отделов, выполняющие задачи контроля, распределения, диспетчеризации.
Осуществляя персональную идентификацию, следует иметь в виду, что разделение персонала на движущие и противостоящие изменениям силы нельзя понимать абсолютно. В каждой профессиональной, подразделенческой, возрастной группе, несомненно, имеются работники, чьи взгляды и позиции радикально отличаются от групповых. Поэтому необходимо определить конкретные позиции работников, входящих в каждую из групп, используя методику "профильного подхода". Предлагается реально оценить деятельностный профиль - позицию, ориентации персонала, выделить в составе упомянутых заводских отделов тех, кто поддерживает перемены. Для этого провести социологический опрос. Используя результаты анкетного исследования, можно организовать конференцию работников предприятия, стремящихся к переменам, или деловую игру с участием разных сторон и т. п.
Переходный процесс экономизации должен базироваться на следующих принципах.
1. В настоящее время в качестве движущих сил перемен может рассматри
ваться группа численностью около 5% персонала. Экономически и профессио
нально активное меньшинство способно начать изменения, своими успехами
вовлечь в них колеблющихся.
2. Только сами работники завода, приступившие к практической перестрой
ке производственных отношений, в состоянии разработать конкретные вариан
ты, планы экономизации. Такие планы не могут быть привнесены со стороны,
должны сформироваться в среде участников работы. Привлекаемые консультан
ты обеспечивают методологическую и методическую поддержку, экспертную по
мощь в управлении процессами перемен.
3. Необходимым условием осуществления перемен является взаимосвязан
ная инновационная деятельность директора и начальников цехов. Именно этому
сочетанию руководителей принадлежит прерогатива использования волевых методов с целью:
а) снятия ограничений, создания условий для осуществления перемен;
б) содействия в осуществлении экономических стремлений рабочих, реа
лизации которых противодействуют различные категории инженерно-техничес
ких работников, руководители среднего уровня.
Приложение
Коммерциализация
Таблица 1
Выиграют | Проиграют | ||||
профессиональные группы | демографические группы | психология еские группы | профессиональные группы | демографические группы | психологические группы |
1. Высококвалифицированные рабочие 2. Мастера 3. Экономисты 4. Конструкторы | 1. Мужчины 2. Средний возраст | 1. Ст аратель-ные рабочие | 1 . Старшие мастера 2. Оперативные заместители начальников цехов и комплексов | 1. Женщины 2. Матери-одиночки 3. Молодежь, пожилые | 1. Трудно-уживающиеся в коллективе |
Таблица 2
Последствия изменений
Положительные | Отрицательные | Надежды |
1. Рост заработка 2. Повышение профессионального престижа 3. Повышение удовлетворенности работой 4. Увеличение свободного времени | 1 . Потери рабочих мест 2. Обострение отношений в коллективе 3. Повышение нагрузки на работников | 1 . Рост заработка 2. Самостоятельность 3. Порядок на производстве 4. Все будет зависеть от человека |
Схема № 1
Ответы на вопрос:"Какие доводы за радикальную коммерциализацию выдвинут рабочие?"