Современная нормативная база систем менеджмента пищевой безопасности
выглядит следующим образом:
№, код документа | Наименование документа |
Закон Российской Федерации № 184-ФЗ от 15 декабря 2002 г | «О техническом регулировании» |
Федеральный закон № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. | «О качестве и безопасности пищевых продуктов» |
Закон Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.92г. | «О защите прав потребителей» |
Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999 г. | «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» |
Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. | «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности РФ» |
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 | «О безопасности пищевой продукции» |
НД на продукцию, в том числе Технические регламенты | |
ГОСТ Р 51705.1-2001 | Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования |
ISO 22000:2005 ГОСТ Р ИСО 22000-2007 | Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции |
ISO/TS 22002-1:2009 | Программы предварительных условий для безопасности пищевых продуктов |
РАS 223:2011 | Программы обязательных предварительных условий и требования к безопасности продуктов питания при производстве упаковочных материалов для пищевой продукции |
ISO/TS 22003:2007 ГОСТ Р 53755-2009 | Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию СМБПП |
ISO/TS 22004:2005 | СМБПП. Руководство по применению ISO 22000:2005 |
ISO 22005:2007 | Прослеживаемость в цепочке пищевых продуктов и кормов. Общие принципы и основные требования к проектированию и внедрению систем |
Документы Комиссии «Кодекс Алиментариус» Отраслевые ветеринарные и санитарные правила и нормы | |
Другие специфические стандарты и схемы сертификации: FSSC, BRC, IFS и др. |
Сегодня Россия активно входит в интеграционные процессы создания единого экономического пространства (а значит и торгового) в рамках ТС, ЕврАзЭС, ВТО и др. – и в этих новых для отечественных предприятий цепи создания и распространения пищевой продукции условиях, нужно не только сохранить свой бизнес, но и развивать его.
Важнейшим фактором конкурентоспособности продукции на международном, а теперь уже и на российском рынке, является комплекс мер, направленных на повышение уверенности заказчиков и потенциальных потребителей в ее безопасности и высоком уровне качества. Это возможно только при условии исполнения организациями международно-признаваемых стандартов по системам управления и обеспечения качества и безопасности продукции, т.е. системам менеджмента.
Поддерживать и повышать качество, обеспечивать безопасность продукции для предприятия крайне сложно и затратно. С другой стороны, высококачественная и безопасная продукция приводит к успеху предприятия, повышению его конкурентоспособности, а успешное предприятие гарантирует успех обществу.
Мотивами для внедрения систем менеджмента, наряду с повышением качества и обеспечением безопасности продукции, могут также служить:
Организационные:
1. Совершенствование системы управления предприятием, системность управления
2. Согласование и взаимодействие процессов и функций
3. Высвобождение высшего руководства для стратегических решений
4. Преемственность знаний и опыта
Экономические:
1. Возможность выхода на новые рынки сбыта и расширение уже существующих
2. Повышение производительности труда
3. Оптимизация инфраструктуры, эффективное использование ресурсов
4. Снижение количества рекламаций, рисков и связанных с ними затрат на устранение несоответствий, потерь, штрафов и платежей компании
Репутационные:
1. Улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон
2. Повышение уровня доверия, вовлечения и дисциплинированности персонала, улучшение психологического климата
3. Повышение инвестиционной привлекательности
4. Демонстрация приверженности производству качественной и безопасной продукции
5. Улучшение отношений с поставщиками
6. Повышение удовлетворенности потребителей
Стратегические:
1. Увеличение рыночной стоимости (капитализация)
2. Возможность тиражирования бизнеса
3. Трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании
· Сертификация - получение объективного независимого подтверждения своей компетентности посредством наличия сертификата.
Сертификат систем менеджмента, как гаранта качества, безопасности и стабильности, может оказать положительное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке, и как следствие, увеличить количество заказов и обращений, а также послужить гарантом для ваших партнеров по бизнесу, банков, инвестиционных компаний и др.
Использование всех этих рычагов незамедлительно повысит эффективность работы организации, положительно скажется на финансово-экономических показателях(прибыль, валовой доход, рентабельность), конкурентоспособности продукции и всего предприятия.