Кинологический учебно-образовательный Центр 2 страница
Думает ли собака?Некоторые ученые предполагают, что поведение собаки обусловлено условными рефлексами. Собака умеет только то, чему ее обучают. Однако в этом можно усомниться. Показатель присутствия ума – это способность принимать самостоятельные решения и решать проблемы. Может ли собака сама принимать решения?
Собака может ассоциировать некоторые моменты своего поведения с благоприятными или неблагоприятными ситуациями с учетом предыдущего опыта. Собака обладает хорошей памятью: она может запомнить и связать между собой события приличной давности.
Тип нервной деятельности важен в двух случаях: при выборе собаки и во время дрессировки. При выборе щенка стоит обратить внимание на соответствие щенка хозяину (люди делятся по тем же самым четырем типам).
В процессe дрессировки тип нервной деятельности указывает на скорость создания условных рефлексов. Среди собак встречаются особи с ярко выраженным типом, а также со смешенным типом. Каждой породе присущ тот или иной тип нервной деятельности.
То, что мы называем умом, на самом деле является ассоциативным мышлением, тесно связанным с высшей нервной деятельностью. Большинство владельцев считают, что собака понимает слова. Понимание слов также является формой ассоциативного мышления. Услышав знакомые слова, животное «вспоминает» знакомые ситуации. По разным словам собака может предвидеть замыслы человека. Собака также воспринимает интонацию.
Как собаки думают.
Собаки могут манипулировать своими владельцами и обычно делают это. Собакам это удается, потому что большинство владельцев никогда не пытались научиться думать подобно собаке.
Как собаки думают
Эта статья была впервые издана в журнале DOGWORLD. Она передает концепции коррекции поведения животных Кэмпбела, гуманной системы ненаказания, изложенной им в книге «Behavior Problems in Dogs» (1999) и «Better Behavior in Dogs»(1999). Уильям Кэмпбэл – всемирно признанный авторитет в области коррекции поведения собак. Хотя он не является ветеринаром, он был первым избранным президентом американского Общества Ветеринарной Этологии. Уильям Кэмпбэл - автор нескольких пособий по проблемам поведения собак и их коррекции, изложенные в них принципы успешно используются владельцами, ветеринарными врачами, консультантами по поведению и тренерами.
Видели ли вы когда-нибудь методику, разработанную для коррекции поведения собаки, которая объясняет, как собаки мыслят? Большинство существующих методик призывают владельцев буквально к объявлению войны со своими питомцами, при этом очень малое внимание уделяется тому, что происходит в мыслях собаки. Фактически, считается, что собаки не думают вовсе…, они подобно роботам только реагируют на внешние стимулы, или действуют согласно генетически обусловленным «двигателям». Собакам редко приписывают способность мысленно решить проблему, анализировать ситуацию, придумывать способы управлять ей и использовать план действий, запланированный в мыслях собаки для достижения цели. Иначе говоря, собаку считают живым механизмом, но эта концепция не верна. Собаки сообразительны! Они могут манипулировать своими владельцами и обычно делают это. И это им удается, потому что большинство владельцев никогда не пытались научиться думать подобно собаке.
Как понять невербальное мышление
Все мы время от времени задаемся вопросом, о чём думает наша собака. Если приближается время приема пищи и собака с надеждой смотрит на нас, мы могли бы сказать нечто вроде:
- Держу пари, Тишка думает: «Когда же мой обед будет готов?».
На самом деле, Тишка не имеет никаких мыслей о том, когда обед будет готов. Более вероятно, Тишка воображает (или «вспоминает» в своих мыслях) слова и движения, которые Вы обычно говорите и делаете перед тем, как дать ему обед. Кое-что вроде, " Хочешь кушать, Тишка? ". Все его действия, покачивание хвоста и выпрашивающий взгляд, нацелены на то, чтобы стимулировать Вас сказать это.
Но, неспособность мыслить словами не делает собак невежественными. Даже люди активно не думают на вербальном языке, если они активно «не говорят» об этом. Например, в течение коротких каникул в Япония, если Вы не знаете японский, Вы, вероятно, будете знать несколько слов. После того, как несколько аборигенов смотрят на Вас утром и говорят "Штат Огайо ", Вы можете в конечном счете узнать, что они не интересуются откуда Вы, а желают Вам доброго утра. Однако, Вы не будете думать на японском, если Вы не живете там несколько месяцев и активно не разговариваете на этом языке. Так же и домашнее животное никогда не будет учиться говорить или думать на человеческом языке, потому что их голосовые связки, язык и губы не могут издавать звуки японского ... или английского, или французского языка, и т.д. Предел изучения языка нашей собаки - значение звучания некоторых слов. К счастью, собаки очень быстро запоминают звуки, которые являются важными для них.
Зная об этом, теперь, когда Тишка провоцирует нас дать ему обед, мы достаточно мудры, чтобы отказаться от идей о полных предложениях порождаемых в его мыслях, и заменять их понятием невербального языка умственных образов. Выглядит это так: когда большинство Собак выпрашивают обед, они смотрят от своего хозяина туда, где их обычно кормят.
Доказательства образного мышления
Некоторые очень убедительные исследования показали, что собаки думали в сенсорных впечатлениях; зрительных, звуковых и обонятельных образах. Нельзя сказать, что они сидят в и смотрят фильмы в своей голове. Однако они, вероятно, разделяют нашу способность формировать и ощущать в своих мыслях некоторые образы, ароматы и звуки. Научное основание для этой идеи появилось в Россия и было издано в США в 1973. Ученый Рузинов изучал электрофизиологию мозга и ставил эксперименты на нескольких собаках. Когда собак приносили в лабораторию для экспериментальных испытаний, создавали различные условия, и регистрировали на электроэнцефалографе волны мозговой активности. Это происходило в одно и то же время, каждый день, пять дней в неделю. В один из выходных дней, просто случайно, Рузинов привел в лабораторию группу посетителей и включил электроэнцефалоргаф. Собаки, которые участвовали в испытаниях согласно обычному графику в течение недели, продемонстрировали в тот день формы волны, почти идентичные их обычным образцам в экспериментах! Когда время испытания прошло, мозговые волны собак вскоре возвратились к их нормальным образцам, которые формируются "в покое". Я никогда не находил никакое упоминание у Рузинова относительно того, выполняли ли собаки в конуре их фактически обусловленные лабораторные бихевиоризмы. Возможно - нет, но одна вещь почти очевидна; по сравнению с человеческим опытом в подобных ситуациях, собаки, очевидно, испытывали их мысленно.
В дальнейшем польский ученый, Jerzi Konorski обучал собак в ответ на мерцание света вызывать слюнотечение и ожидать пищи в своих чашках. Это делалось регулярно каждые несколько минут. Однако, после нескольких испытаний собаки начали вызывать слюнотечение и смотреть на чашки, как будто пища была уже там, даже притом, что свет не мерцал. Конорский отважился предположить что, собаки галлюцинировали об обоих стимулах (свет) и награда, и это вызвало у них слюнотечение. Одна вещь очевидна: что-то происходило в умах собак, и это заставляло их вести себя так, как будто это произошло на самом деле.
Некоторые примеры человеческого мышления
Прежде чем продолжить разговор о собаках, давайте рассмотрим некоторые аспекты нашего собственного мышления, как предложено Конорским. Вообразите, что Мы договорились о встрече с другом в ресторане. Мы добираемся туда вовремя и сидим за столом около двери. Проходит уже пятнадцать минут, но наш друг не появляется. Нас начинает мучить вопрос, придет ли он вообще. Мы начинаем вглядываться в людей, которые приближаются к двери. Довольно скоро мы начинаем почти вскакивать, завидев людей немого похожих на нашего друга. Чем больше мы ожидаем и беспокоимся, тем более мы склонны принять незнакомцев за своего друга. И когда он или она, наконец, приходит удовольствие и облегчение, которое мы чувствуем, часто смешивается с умеренным неудовольствием. Мы - двойственны ..., мы смешали эмоции об ожидании и встрече в будущем.
Почти каждый имеет умственные образы. Часто, только мысль о любимом вызывает в воображении его образ. Также, это может относиться и к звукам. Подумав о своей любимой мелодии, вы можете услышать ее в уме. Это - положительные образы, они эмоционально приятны. С другой стороны, вспомнив свой ужасающий опыт, мы можем не только представить его образы, но порой воспоминания могут даже заставить нас дрожать. Это - пример отрицательных, эмоционально неприятных образов.
Вернемся к собакам
Так что же происходит с нашими собаками. Собаки тоскуют, когда мы опаздываем, возвращаясь домой, или от того, что избалованы вниманием. Теперь каждый раз, когда животные нуждаются во внимании, оставшись одни и ожидая нас, они, вероятно, также очень волнуются в мыслях. Они могут вспоминать образы нас и наших действий, типа взбивания подушки на диване, чтения журналов и книг, как мы сидели в любимом кресле, надевали ботинки как раз перед отъездом и т.д. В результате этого, они вовлекаются и часто участвуют в действиях с этими образами. Подушки оказываются на полу, книги и журналы изжеваны, кресло вскопано, ботинки раскиданы. Если они не могут быть с нами, они пытаются общаться с вещами, которые символизируют нас.
Если собаки действительно накапливают и вспоминают образы нас и других объектов жизни и опыта, из этого следует, что мы могли бы использовать это к нашей взаимной выгоде. Но так как большинство владельцев не понимают, как собаки думают, эти образы становятся источником большинства проблем поведения. Собаки получают и запоминают, противоречивые образы владельцев и многих важных событий.
Дилемма Щенка
Рассмотрим щенка, владельцы которого приходят домой в одно и то же время, и участвуют в исступленно радостной церемонии приветствия. Эти образы быстро становятся закоренелыми, и щенок начинает ожидать их, как собаки Конорского галлюцинировали о мерцающем свете и появлении пищи. Однако, как может случиться в любом доме, однажды владелец опаздывает. Щенок начинает в своем воображении видеть образы опаздывающих владельцев ... скрип замков, шаги. Готовый к церемонии приветствия он испытывает сильный всплеск энергии, вызванный выбросом адреналина, и этой энергии требуется выход.
Что происходит в его мыслях? Он, вероятно, воображает звук шагов, возможно даже видит, что дверь открывается ..., но этого не происходит. А должно. Это вызывает конфликт между его ожиданиями и действительностью. Конфликт создает расстройство и приводит к беспокойству, которое вызывает еще больший выброс адреналина. Щенок ищет что-нибудь реальное, чтобы удовлетворить свое желание ощутить владельца... журнал или книга, которую владелец недавно читал, и она насыщена запахом хозяина. Если он не может быть с владельцем, он может, по крайней мере, ощутить его подлинный запах и вкус. Так что он фыркает, принюхивается, жует, возможно, даже глотает части страниц. Естественно, это полностью не заменяет владельца, так что социальный аппетит щенка в действительности не удовлетворяется.
Наконец, приходит хозяин. Щенок невинно радуется ему, и владелец присоединяется к его восторгу, но тут видит разорванный журнал или книгу. Что следует за этим? Естественно, если хозяин недостаточно мудр, он сердито хватает щенка, тащит к уничтоженному предмету и ругает его, или ударяет щенка по морде или по заду. Внимание щенка в этот момент приковано к владельцу, он кричит, переворачивается, или изо всех сил безуспешно пытается убежать. Когда наказание заканчивается, владелец сердито собирает остатки журнала и выбрасывает.
Психическая травма
Результат этого - полностью смущенный щенок с набором конфликтующих образов своего владельца. Этот удар по нервной системе называют психической травмой и у животных, и у людей. В мысли щенка был внесен конфликт между положительным и отрицательным образом владельца. Это создает психическое расстройство и беспокойство о возвращениях домой, возрастающих в серьезности, если сценарий был повторен несколько раз. (Интересно, что во многих случаях владельцы говорят нам, что щенок был прекрасен в течение дня, после первого наказания, это можно приравнять к человеческому опыту наказания, когда память о травме подавлена, создавая своего рода амнезию). Наказание не было связано щенком с актом жевания, и, несмотря на нынешний инцидент, щенок ищет другую вещь, возможно обувь, и цикл повторяется, пока отношения между владельцем и собакой полностью не заражены эмоциональными противоречиями. Смешанные чувства разрушают положительные качества их отношений. Отрицательные эмоциональные впечатления могут начать доминировать над щенком.
Приблизительно в этой стадии, многие владельцы заключают, что наказание, возможно, не было достаточно серьезным. Именно поэтому исправление не было постоянным. Так что они ужесточают наказание. Отношения разрушаются далее. Пресыщенный этим каскадирующим отрицательным эффектом, владелец готов предпринимать решительные действия. Собака становится сверхчувствительной к изменению настроения ее хозяина, они чувствует, что что-то неправильно. Это часто отражается новыми проблемами, например покорными боязливыми позами, когда владелец приходит домой или приближается к собаке в другие время, также могут происходить испражнения или мочеиспускание вне графика, и т.д.
Многие неуверенные в себе животные, когда хозяин дома явно подлизываются и получают его покровительство, и, следовательно, особенно остро тоскуют по нему, когда остаются одни. В одиночестве накапливаются расстройство и обеспокоенность, одновременно возрастает желание уменьшить эту напряженность. Несведущий владелец, может подумать, что собака «сводит с ним счеты» за то, что была заперта, и хозяин начинает считать это непоправимым.
Помощь!
Это – тот случай, когда владельцы ищут помощь. Книга куплена. Ветеринар, селекционер, любимый магазин, тренер или зоопсихолог могут дать консультации. В случае удачи владелец получает совет, который приносит подлинное понимание взаимоотношений домашнего животного и владельца и поведения собаки. Но, более вероятно, они находят традиционно быстрое решение, и собаке назначают успокаивающее, снотворное, наркотики или барбитураты; собаку советуют закрывать в тесной клетке на весь день, или выселить во двор или в гараж, или наполнить рот собаки изжеванными лохмотьями и завязав на ленту, оставить в течение многих часов. Так как ни один из этих подходов не имеет дело с причинами: «мыслями собаки» и фундаментальными отношениями с владельцем и окружающей средой, успех редок. В большинстве случаев прежде любимые домашние животные оказываются отвергнутыми..., направляются в местный приют, где ожидают своей участи. Но все выглядит не так мрачно, если владельцы узнают, что «собака мыслит».
Применение положительных образов
Собаки, которые плохо себя ведут, когда оставлены одни, как говорят, страдают от беспокойства разделения. Этот термин - аккуратная формулировка, которой все пользуются. Это звучит профессионально. Его недостаток, в том, что он заимствован из человеческой психиатрии, и в действительности не несет никакой полезной информации. Однако, термин существует, так что мы будем пользоваться им в его самом широком смысле: "обеспокоенное чувство, которое появляется, когда животное остается одно или в отсутствии конкретного человека или людей." Это позволяет нам рекомендовать программу коррекции поведения, которая имеет дело с фактами целостных взаимоотношений собаки. Сначала, однако, мы должны убедиться, что ветеринар исключил множество физических/медицинских причин для беспокойства, например тиреотоксикоз, гипертиреодизм, пред-диабет, энцефалит, аллергию, гипрекинеза и т.д. и т.д.
Программа коррекции
Собаки, которые излишне тоскуют, когда остаются одни, обычно, если владельцы дома, наслаждаются их вниманием и лаской всякий раз, когда просят или требуют этого. Чтобы применять понятие образов к этим отношениям, мы можем сказать, что собака «видит себя» как руководство, или указание для владельца. Когда ей требуется ласка, она подталкивает или стимулирует владельца каким-нибудь способом, и владелец подчиняется. Собака хочет выйти, скулит у двери или около владельца, и дверь открыта. Время приема пищи приближается, собака скулит и скачет, и обед подается. Когда владелец идет от комнаты до комнаты, собака или впереди, ведя его, или близко позади. Это - действительность их отношений, по крайней мере, во мнении собаки. Но, когда владелец уходит, против пожеланий собаки, очевидно, она огорчается, и появляются проблемы в поведении животного. Это может выражаться лаем, жеванием вещей, скачками, самоповреждением, испражнениями вне графика, мочеиспусканием в доме, и т.д.
Проблема лидерства может быть повернута, представляя собаке другую действительность; тот, к кому собака обращается, мягко, но твердо и последовательно приказывает собаке исполнить некоторый простой акт, типа «сидеть» всякий раз, когда она пытается получить внимание или ласку, или всякий раз, когда владелец хочет уделить собаке свое внимание. За все исполненные команды «сидеть», или независимо от того, какая команда используется («лежать» - предпочтительно для доминантных собак), собаку весело хвалят и ласкают в течение 3-5 секунд; после чего собака бодро выпущена с "хорошо" или "гуляй" (лучше использовать «Гуляй», потому что хорошо - слишком общее слово.)
Если действительно властная собака отказывается повиноваться, что часто бывает, когда собака чувствует, что роли меняются, просто отворачивайтесь и продолжайте заниматься своими делами, игнорируя собаку. Некоторые собаки отказывались отвечать целых четыре дня до достижения соглашения с принятием собакой повиновения. Независимо от того, как много времени это занимает, после нескольких дней образное восприятие самой себя у собаки преобразуется от одного набора манипулирования к согласию исполнять команды владельца перед получением ласки, обеда, движением из двери, запрыгиванием в кушетку, и т.д.
Во время прогулок, всякий раз, когда собака вырывается вперед, просто поворачивайте и идите в другую сторону. Повторяйте это упражнение, до тех пор, пока собака не начнет терпеливо идти позади или, еще лучше, четко следовать за вами. Также полезно, хотя и не жизненно-необходимо, тренировать у собаки на выдержку в положении лежать, постепенно увеличивая время в течение нескольких вечеров в неделю.
Образы Гиперэмоциональности
Большинство собак, имеющих проблемы «беспокойства разделения» ведут себя чрезвычайно эмоционально, когда их владельцы возвращаются домой; некоторые даже становятся легко возбудимыми, когда приближается время, в которое хозяин обычно уходит. Чтобы вытеснять их эмоционально сверхстимулирующие образы, - примерно в течение пяти минут перед отъездом сидите спокойно в том месте, где собаку будете оставлять. В это время не допускайте контакта глаз и не разговаривайте. Затем, встаньте, и, не смотря на собаку и не разговаривая с ней, уходите.
При возвращении домой, входите спокойно, и игнорируйте собаку, пока она полностью не успокоится. Когда собака успокоится весело, но кратко приветствуйте ее, сделайте это далеко от входной двери. Этот порядок вскоре заменяет очень эмоциональные образы возвращений и отъездов в мыслях собаки спокойствием и ясностью.
Вот - обязательная часть для владельцев собаки: Когда приходите домой, а там - бардак! Вы видите, что подушки пожеваны, или снова изодрано кресло, или обгрызены двери, или какая-то иная неприятность. Если мы знаем, что собака в прошлом пострадала от противоречивых образов при возвращении домой, вы обязательно должны скрыть всяческие эмоции, и даже ваше внимание не должно быть направлено на остатки беспорядка; типа уничтоженных журналов, ботинок, огрызков, и т.д. Вместо этого, после пяти минут игнорирования собаки, вы должны приветствовать ее вдали от места проступка, и затем вывести на открытый воздух или в другую комнату и оставить в покое, в это время беспорядок должен быть убран. Это позволяет избежать создания новых (или укрепления старых) противоречивых образов эмоциональных реакций или взаимодействий с развалинами, огрызками, и т.д.
Я всегда называл это «секретной уборкой». Это чудесно работало как часть программы домашнего воспитания. И мы должны заметить, что отсутствие образа владельца и беспорядка всегда более выгодно для исправления.
Большая Картина
Итак. Собаки мыслят в образах, и если мы знаем, как они это делают - мы можем формовать и изменять их поведение сотнями различных способов. Например, на отрицательных образах: заведенный автомобиль взревел на тормозах, сигналит, как только собака отпрянет от дороги, следует похвала ее отступления, это - ценное упражнение в отрицательных образах. Однако оно должно повторяться, пока собака не избегает улицы, также и в отсутствии автомобиля.
Для обучения команде экстренного подхода («Ко мне») используйте имя собаки, сопровождаемое командой - звуковой образ, который является исключительным сигналом к подходу, когда это абсолютно необходимо, и слова похвалы или иные уникальные для этой команды звуки. При этом присядьте на корточки и активно жестикулируйте, подзывая. Эти объединенные, положительные образы могут обучить собаку надежно отвечать на ваш зов и прибегать в вашу похвалу. Особенно важно также преподать эту команду когда собака вне поля зрения.
Думает ли собака? Некоторые ученые предполагают, что поведение собаки обусловлено условными рефлексами. Собака умеет только то, чему ее обучают. Однако в этом можно усомниться. Показатель присутствия ума – это способность принимать самостоятельные решения и решать проблемы. Может ли собака сама принимать решения?
Собака может ассоциировать некоторые моменты своего поведения с благоприятными или неблагоприятными ситуациями с учетом предыдущего опыта. Собака обладает хорошей памятью: она может запомнить и связать между собой события приличной давности.
ПРОВЕРКИ ПОВЕДЕНИЯ
В последние годы в нашем собаководстве поиски наилучшего теста для определения, насколько поведение собаки соответствует ее породной принадлежности и служебному предназначению, стали наиболее актуальной задачей. Надо ли говорить, что проверка поведения при допуске в племенное разведение необходима не только для пользовательных, но и для всех пород собак вообще?!
Издревле обучение и проверка врожденных качеств были сплетены практически неразрывно. Однако в наши дни, когда речь заходит о проверке, очень часто возникает путаница, что именно проверяют. С одной стороны, то и дело поминают врожденные качества, генетический потенциал, с другой стороны, говорят о рабочих качествах, о пригодности для служебного использования. Эти понятия следует очень четко разделять.
Действительно, существуют вполне определенные врожденные поведенческие особенности, свойственные данной конкретной породе, наследуются они по гораздо более сложным законам, чем классические менделевские признаки, но не учитывать их в разведении нельзя. В противном случае порода при сохранении, скорее даже утрировании экстерьера перестанет соответствовать своему стандарту, самой идее породы и превратится совсем в иную, с другим набором поведенческих характеристик.
Проверка рабочих качеств по сути иное – это отбор по профпригодности. Собака обладает некими врожденными задатками, и посредством некой системы дрессировки ее обучают определенному виду службы. Здесь речь может идти о пригодности либо непригодности собаки к конкретному виду службы, о легкости ее обучения. Это важно: затратив некие усилия, любую собаку, не имеющую серьезных отклонений в поведении, можно научить чему угодно, – вопрос в «стоимости» подобного обучения, т. е. в затратах времени и сил обучающего и в прочности закрепления навыков у обучаемого.
Если врожденные особенности в принципе, допустим, позволяют собаке использовать чутье (хорошо развиты сенсоры и анатомия не мешает ими пользоваться), собаку можно научить следовой работе. Однако если у собаки взрывной темперамент, она легко отвлекается и при этом еще самостоятельна, то можно представить, каких усилий потребует обучение. Таким образом, оценивая рабочие качества, определяют прежде всего трудозатраты дрессировщика, а не врожденную компоненту поведения собаки.
Подход к оценке поведения собаки с точки зрения легкости обучения при минимуме усилий раз за разом порождает идею универсальной собаки, т. е. животного, которое может быть обучено разнообразным, но относительно простым рабочим навыкам с минимумом усилий. При подобном подходе нет принципиальной разницы между проверкой и обучением службе: собака отдрессирована – значит, ее поведение соответствует требуемому.
Современные условия собаководства, изменения требований к собаке вынуждают во многом перестраивать комплекс проверок поведения. Появилась собака, теснейшим образом связанная с урбанистической цивилизацией, собака горожанина. Это совершенно особое животное, его часто и вполне справедливо называют компаньоном, поскольку именно разделение с человеком его интересов, общение как самоцель, партнерство не одни в утилитарном смысле являются целью существования подобной собаки. Среди компаньонов оказываются не только декоративные собаки, но и все группы пользовательных собак.
Возникает парадокс: собака используется вовсе не по тому назначению, для которого данная порода была выведена, но при этом приходится прилагать массу усилий, чтобы сохранить породу, если и не неизменной, то хотя бы максимально близкой к исходной. В этой ситуации способ проверки, когда обучение службе и является тестом соответствия поведения данной собаки породному образцу, оказывается сложным либо невозможным.
В нашей стране подавляющая часть племенных собак содержится не в питомниках, а у частных лиц. Владельцы зачастую не видят смысла в обучении собаки службе, которую она никогда не будет выполнять. В этом есть определенная двойственность восприятия самого человека: владельцу приятно, что его компаньон – суровая караульная собака, при этом он совсем не желает тратить своего золотого времени, чтобы обучать питомца правильной охране пакгауза. В результате обучение упрощается: так было в свое время с защитно-караульной службой, когда сначала из нее убрали навык конвоирования задержанного, а потом превратили обыск нарушителя в его повторное нападение на дрессировщика.
Изменилась социальная среда, изменился социальный заказ, претерпело существенные изменения обучение, началась эпоха бурного изобретения тестов: были прямые заимствования западного опыта и собственное творчество. Переход от проверки-службы (условно назовем так данный класс проверок) к проверке племенной пригодности (ведь селекционера интересует сохранение поведенческого портрета при ограниченном утилитарном применении племенного ядра) как раз и знаменует современный этап селекции по поведению.
Каковы же должны быть принципы проверки племпригодности? Прежде всего, селекционер старается максимально отстроиться от приобретенного опыта и оценить врожденные качества.
Проверка должна быть максимально формализована: любой дрессировщик, живи он в Москве или Салехарде, должен испытывать собаку совершенно одинаковым образом, одинаково же интерпретируя полученные результаты. Следовательно, проверка должна быть очень простой и абсолютно воспроизводимой, а ее результат – однозначным.
Чем сложнее проверка, тем больше вероятность двух событий, сводящих ее ценность к минимуму: первое – собаку обучают искомому поведению и второе – личные пристрастия проверяющего к точности выполнения тех или иных элементов мешают стандартно оценить выраженность проверяемого признака. На наш взгляд, не следует оценивать результаты проверки в баллах, не говоря уже о том, что всегда сложно договориться, как поступать на стыке двух оценок, но любые деления весьма условны: поведенческие признаки не дискретны. Кроме того, использование баллов при проверке порождает ненужные страсти среди владельцев, тогда как, с точки зрения зоотехника, любой балл выше некоего, оговоренного в правилах оказывается достаточным для допуска в разведение. Пока проверка производится по принципу «да – нет», «прошел – не прошел», она не вызывает желания готовить к ней собаку (по крайней мере, у большинства владельцев); стоит ввести баллы, и хозяин стремится натренировать собаку, что опять-таки искажает результаты. По нашему убеждению, проверка поведения должна быть ничуть не азартнее процедуры снятия зоотехнических промеров.