Профиль поведения по данным непосредственного наблюдения
Методика представляет собой адаптированный вариант шкалы M. Pritchard (1963). Основанием для заполнения бланка является непосредственное наблюдение поведения ребёнка врачом или (в условиях стационара) квалифицированной медицинской сестрой в течение не менее 1-1,5 час. Результаты могут быть представлены в виде предложенного нами графика (рисунок 2). Оценка производится по следующим характеристикам:
1. Реакция на отделение от матери.
1. Безразличен, легко оставляет мать.
2. Мало реагирует на разлуку.
3. Выявляет естественную настороженность.
4. Реакция на разлуку выражена более обычного.
5. Очень расстроен, кричит, плачет, не отпускает мать.
2. Страх, тревога.
1. Не воспринимает чуждости ситуации.
2. Очень лёгкий страх.
3. Обычная настороженность, осторожность.
4. Заторможен, растерян.
5. Выраженный страх и тревога.
3. Контакт с врачом.
1. Очень испуган, отгорожен.
2. Ждёт поощрения, "приглашения'' к контакту.
3. Обычен: вначале - робость, затем - адекватный контакт.
4. Очень дружелюбен, свободен.
5. Крайне свободен, до фамильярности.
4. Уверенность в себе.
1. Недостаточна, очень самокритичен.
2. Не верит в свои возможности.
3. Адекватно уверен в себе.
4. Избыточно уверен в себе.
5. Самоуверен.
5. Эмоциональное реагирование.
1. очень скудное, гипомимия.
2. небольшие изменения эмоционального фона.
3. адекватный ситуации аффект.
4. неустойчивое настроение.
5. выраженная эмоциональная лабильность.
6. Эмоциональный фон (по знаку).
1. депрессия, суицидные высказывания.
2. субдепрессии, подавленность, депримированность.
3. истероидный фон, аффект зависит от ситуации.
4. приподнятость, эйфория, гипомания.
5. мания.
7. Степень сотрудничества.
1. крайний негативизм.
2. долго не реагирует на просьбы и распоряжения.
3. сотрудничает с понятным оттенком напряжённости.
4. легко воспринимает указания и команды, чужую инициативу.
5. очень внушаем и конформен.
8. Реакции на фрустрацию.
1. полная отгороженность.
2. иногда обходит трудности, избегает их.
3. пытается справиться с трудностями.
4. легко преодолевает трудности.
5. очень энергичен, выраженные экстрапунитивные реакции.
9. Степень зависимости.
1. Очень самостоятелен, автономен, отвергает помощь, внимание.
2.Изредка требует поддержки.
3.Адекватно ситуации.
4.Более обычного внимателен к указаниям.
5.постоянно требует внимания, помощи, указаний.
10. Внимание.
1. "Полевое".
2. Неустойчивое.
3. Адекватное.
4. Тенденция к застреванию.
5. Персеверативность внимания, ригидность.
11. Целеустремленность.
1. Но пытается достичь цели.
2. Короткие и слабые попытки.
3. Может достичь цели, найти решение.
4. Застревает на попытках достижения цели.
5. Полностью поглощён достижением цели, фиксирован на занятия.
12. Уровень активности.
1. Очень пассивен, спокоен, медлителен.
2. Малоактивен.
3. Нормальная активность.
4. Очень активен и оживлен.
5.гиперактивен, не удерживается на месте.
13. Структура активности.
1.Крайняя ригидность.
2. Несколько ригиден, негибок.
3. Гибкие, ситуативные паттерны поведения.
4. Нередко импульсивное поведение.
5. импульсивное, неконтролируемое поведение.
14. Коммуникация.
1. Отсутствует или только невербальная.
2. Скупые вербальные и невербальные ответы.
3. Правильные развернутые ответы, активное общение.
4. Задаёт встречные вопросы.
5. избыточно общителен, утомителен в общении.
15. Самоутверждение.
1. Очень самоутверждается.
2. В зависимости от ситуации.
3. Постоянно активен и энергичен.
4. Пассивен, идёт за ситуацией.
5. Очень пассивен, безразличен к мнению о нём.
16. Враждебность, агрессивность.
1. Очень выражены.
2. Довольно враждебен.
3. Адекватно ситуации.
4. Очень сдержан в проявлении враждебности.
5. Постоянно дружелюбен.
Рисунок 2. Графическое изображение данных непосредственного наблюдения.
Показана динамика поведения на приёме в ходе лечения аутичного ребёнка 4 лет.