Почему нельзя подавлять негативную природу ребенка?
00:00:57 Дело в том, что очень часто, когда природа ребенка не получает должного внимания, скажем, или ребенок не получает должной оценки со стороны родителей, должного понимания особенности своей природы возникают проблемы, которые делят на сегодняшний день родителей, можно сказать, на две группы, на два лагеря. Первая – это группа, или родители, которые считают, что с их ребенком что-то не так, и часто принимают меры, в которых нет абсолютно никакой необходимости. И эти меры, как минимум не приносят должного эффекта, такие меры коррекции, и часто приносят вред. То есть, в этом смысле весьма применим термин прокрустово ложе. То есть, когда дети просто подгоняются под какой-то общий или в определенный в социальные группы, в определенные группы взрослых, принятый стандарт. Идея прокрустова ложа, если сама притча, сама история, вам известно, состояла не только в том, что прокруст, он делал людей, которые попадали ему в руки, всех одинакового размера, но он делал их за счет того, что он отрубал у них, отрезал лишние, выдающиеся за общий стандарт, части тела. И точно также мы можем совершить ошибку, недооценив целостность природы и качества ребенка. Мы можем, удаляя негативное, то, что нам кажется негативным, или то, что нужно подавить, или то, что нужно ребенка… в чем нужно ограничить, проявления его природы, и тем самым урезаем как бы, обрубаем проявления его позитивной природы.
00:03:07 Бывает в консультациях так, что… в консультациях родителей, что родители приходят и суть их жалоб, или когда они передают жалобу педагогов и старших, с которыми общаются их дети, то родители, практически слово в слово, повторяют те же самые характеристики психофизиологические, которые описаны в древнейших трудах по астрологии и ведической психологии, согласно типу ребенка. Но они воспринимают это как проблемы и ищут поддержки, и просят совета, каким образом можно в ребенке это устранить, или как это правильно подавить. Но на самом деле есть такие стороны нашей природы, которые можно не только позитивно использовать. Подавление не приводит к позитивному результату. Потому что с подавлением, так называемых негативных проявлений природы ребенка, подавляются и его позитивные качества. И мы уже говорили, что очень важно для родителей в этой связи определиться, определить тип сознания, в оценке… свой тип сознания в оценке поведения и качество своего ребенка. И в этом смысле, возможно, вы слышали в других лекциях, в частности доктора Торсунова, о сознании мухи и сознании пчелы. То есть, пчела, которая ищет повсюду нектар, она ищет ароматные цветы, хотя это ей дается большими усилиями, и приходится летать от цветка к цветку, чтобы собрать несколько крупинок, капелек этого нектара. В то время как муха, она ищет не нектар, такую категорию, как не нектар, и она находит возможности, чтобы сесть на этот не нектар повсюду, поскольку эту субстанцию найти в жизни гораздо проще.
00:05:15 Точно так же родители, взяв табель своего ребенка, может обратить внимание на единственную пятерку по рисованию. Но есть родители, которые из табеля, который полон пятерок и четверок, находят один единственный предмет, выражают свое неудовлетворение, претензию, словами: «Откуда тут тройка!?» или «За что тройка?!» «Чего это ты расслабился вот в этом полугодии? Почему у тебя тройка?» Это, разумеется, только пример, но наша способность концентрироваться на позитивных проявлениях ребенка, или негативных, [неразборчиво] качествах остальных близких людей, друзей, коллег и так далее, она находится целиком в наших руках. Если мы думаем, что это будет зависеть от того, как ведет себя ребенок, то мы вводим себя в заблуждение на этот счет, и будем сталкиваться все больше и больше, с большими и большими трудностями в общении со своими детьми.
00:06:23 Как говорят психологи, если даже ребенок растет хорошей грушей, или хорошей яблоней, родители все равно постараются сделать из него хорошую вишню. Мы принимаем те позитивные качества, которые проявляют наши дети, как данность, и не видим никакого основания особенно этому радоваться или приходить в восторг, в то время как радость и выражение позитивных эмоций, и одобрение, глубокое во всей полноте одобрение, является самым лучшим стимулом к тому, чтобы человек мог развить какие-то новые качества. Об этом мы говорили также в предыдущих лекциях. Итак, мы часто говорим, что яблоко от яблони не далеко падает. В действительности ребенок может быть похож, какие-то его генетические характеристики, его внешние данные и физические, в чем-то даже манера поведения, какие-то черты характера. Разумеется, могут быть проявлены в нем и быть проявлены родительские качества и черты, и физические данные. Но надо правильно оценивать такую схожесть, такую похожесть ребенка, как ресурс, который помогает ребенку адаптироваться со своим пережитым в прошлой жизни опытом в новых условиях. То есть, это своего рода такой тюнинг, если вам знаком этот термин. Настройка прежних ценностей живого существа, человека, пришедшего в новую жизнь через родителей, но новый мир и новые условия, в которых он живет. Это главная функция. Но это вовсе не означает, что ребенок должен во всем продублировать тех людей, под чьим покровительством, то есть родителей, чьей опекой и чьими знаниями, опытом он живет.