Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результа­тов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, харак­теризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное со­стояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красно­го) указывает на автономность, самостоятельность в при­нятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от сре-

ды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благопри­ятный баланс зависимости от среды и субъективной на­правленности (синий цвет) и автономности, направленно­сти «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, уп­рямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизиру­ют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокой­ствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-и позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлет­воряются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-и - 8-и позициях, имеет место какой-либо конф­ликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоп­риятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассмат­риваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием по­коя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анали­за выбора цветов М. Люшер учитывал, исходя из следую­щих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых прояв­лений в сложных условиях деятельности, чем обеспечива­ется поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удов­летворенности стремлением к достижению цели, что так­же содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без чет-

кого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вмес­те, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во вто­рой половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что на­ходятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

А   А   А  
     

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помеча­ются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цве­том, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, постав­ленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свиде­тельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, • негативного отношения к окружающей ситуации.

! !! !!!
А А А
     

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основ­ной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, счи-

тается относительно слабым (это отмечается одним воскли­цательным знаком); если цвет в 7-и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-и позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источни­ки стресса, тревоги, например:

!!! !! !
С   С   С  
+   +   +  
     

Подобным же образом оцениваются случаи неблаго­приятной компенсации. Если компенсацией служит ка­кой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставит­ся никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицатель­ный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

Считается, что чем больше знаков «!", тем прогноз не­благоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесо­образно организовать мероприятия по регуляции и само­регуляции психических состояний, аутогенной трениров­ки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информа­цию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й пози­ции (или. в 4-и функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревож­ности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цве­тов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фак­тическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? На­пример, красный цвет во второй и серый в третьей пози­циях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию сле­дует сопоставлять с материалами анкетирования, наблю­дения, бесед, изучения документов об испытуемых. Толь­ко при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использо­вания результатов теста для оценки состояния, в частно­сти эмоционального состояния, напряженности, тревож­ности. Однако совпадение показателей цветового теста (вы­бор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкети­рования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Наши рекомендации