Семья как фактор деструктивного воспитания
Практика родительского воспитания, согласно концепции А.Болдуина, делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что ребенок активно включен в проблемы семьи, имеет поддержку родителей в формировании собственной
субъективной позиции. Контролирующий стиль воспитания предполагает ограничение участия ребенка в семейных делах, сосредоточенность на правильном его поведении. Оба эти стиля воспитания направлены на воспитание самоконтроля и социальной компетентности ребенка. Однако семейное воспитание может носить и деструктивный характер, несмотря на позитивные ценностные установки родителей. Отечественный психолог В.Гарбузов выделил три типа деструктивного семейного воспитания, приводящего к развитию неврозов:
• Тип А — неприятие и эмоциональное отвержение. Попытка «улучшения» индивидуальных особенностей ребенка путем жесткого контроля и регламентации его жизни; равнодушие к его жизни, попустительство.
• Тип Б — гиперсоциализация — тревожно-мнительная концентрация внимания родителей на здоровье, успехах в учебе, социальном статусе своего ребенка; организация родителями дополнительных образовательно-развивающих программ (иностранные языки, рисование, спортивные секции и т.д.) без учета реальных психофизиологических особенностей ребенка.
• Тип В — эгоцентрический — культивирование внимания всех членов семьи на достижениях ребенка, превращение его в «кумира семьи»4.
Более подробную характеристику семейных отношений, провоцирующих различные клинические формы неврозов, представляют Р.Армандо и Е.Веселкова. Согласно их исследованиям, запреты во внутрисемейных отношениях приводят к различным аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В процессе практики были выявлены следующие типы нарушений в процессе воспитания, повлекшие за собой неврозы у детей младшего возраста: исполнительный тип, тип внутренней депривации, директивно-разрешающих отношений, симбиотический и напряженный типы.
Исполнительный тип семейных отношений характеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменой желания ребенком достижений («Быть первым!», « Быть лучшим!») на необходимость иметь эти достижения.
• Клиническая картина — усталость, пассивность, вялость, сонливость, выраженная плаксивость и пугливость в сочетании с соматической ослабленностью; истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.
Тип внутренней депривации характеризуется конфликтом между желаниями и возможностью, игнорированием чувств и эмоций ребенка, сопровождается предписанием «Будь сильным!».
• Клиническая картина — наличие страхов, ночные кошмары, невротические расстройства, нарушение контактов со сверстниками.
Тип директивно-разрешающих отношений связан с реализацией границ самоконтроля ребенка, и ограничение, и вседозволенность приводят и в том и другом случаях к невозможности позитивной оценки своего «Я».
• Клиническая картина — наличие истерических припадков, конфликтность, обидчивость, страх одиночества, темноты, страх смерти.
Симбиотический тип внутрисемейных отношений — гиперопека родителей, полное решение ими всех проблем ребенка приводит к внутреннему конфликту, когда внешнее окружение оценивается как позитивное, а невозможность самореализации оценивается как неполноценность.
• Клиническая картина — навязчивые движения: кусание и облизывание губ, движения головой, плечами, нарушение сна, нервные тики, страхи, кошмарные сновидения.
Напряженный тип внутрисемейных отношений — ранний конфликт между матерью и ребенком, область родительских запретов простирается от права на существование до свободы действий, негативная оценка любого проявления ребенка.
• Клиническая картина — эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза5.