Уровни новизны творческого продукта применительно к маркетингу
(по Г.Н.Любимовой)
Уровень новизны | Состояние изделия |
Первый уровень | Новое изделие –формирование новой потребности |
Второй уровень | Новое изделие – становление нового способа удовлетворения потребности |
Третий уровень | Обновленное изделие – изменение способа удовлетворения потребности |
Четвертый уровень | Обновленное изделие – усовершенствование способа удовлетворения потребности (модернизация модели изделия) |
Многочисленные дискуссиии по вопросу о новизне товаров привели некоторых западных специалистов по маркетингу к неожиданному предложению вычеркнуть термин “новое” из словаря маркетинга и заменить его каким-нибудь другим, менее «туманным» термином. Это связано с тем, что для определения новизны требуется не только уточнить, о каких именно изделиях идет речь, но и выяснить всю совокупность условий создания, продвижения и потребления данного изделия. Потому и возникло предположение, что единый критерий нового для товаров широкого потребления вряд ли возможен и вряд ли нужен.
Отметим, что в научной литературе существует множество других подходов к проблеме уровней творчества и уровней креативности.
Основные свойства нового,
Определяющие быстроту и масштабы
Его распространения
Параметры креативности
(по Дж.Гилфорду)
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Пионером в области исследования креативности как психологической проблемы принято считать американского ученого Джоя Гилфорда, заслуженного профессора психологии, президента Психометрического общества, организации «Международный интеллект для образования» и целого ряда других научных сообществ. Именно с его именем связывают так называемую «психометрическую революцию» в данной области психологических знаний. Исследователи считают, что указанная «революция» началась в начале 60-х годов ХХ века и не закончилась до настоящего времени.
Дж.Гилфорд определил креативность как универсальную познавательную творческую способность и указал на принципиальное расхождение между конвергентным и дивергентным мышлением.
О конвергентном мышлении мы говорим, когда человек, решающий задачу, должен на основе множества условий найти единственно верное решение. Иногда речь может идти и о нескольких возможных вариантах, но количество верных решений всегда ограничено. Дивергентное решение предполагает, что человек изначально допускает вариативность путей решения, что приводит часто к неожиданным результатам и выводам. По выражению самого Дж.Гилфорда, «дивергентное мышление – это тип мышления, которое движется в разных направлениях». Именно операцию дивергентности ученый считает основной креативности как творческой возможности. Поэтому тесты, которые разработали Дж.Гилфорд и его коллеги, тестировали преимущественно дивергентную продуктивность. Это, например, тесты легкости словоупотребления, упорядочения изображения и т.п.