С более выгодным партнером
1.1.4. Определите, нужны ли вам эксперты для подготовки
нет да
Ø в какой области (юристы, экономисты, специалисты по технологии производства, какие-либо еще?);
Ø сформулируйте задачи экспертам, указав сроки.
1.1.5. Проведите содержательный анализ проблемы (при необходимости совместно с экспертами):
Ø каковы ваши интересы?
Ø каковы возможные интересы партнера?
Ø насколько ваш партнер заинтересован в переговорах с вами (есть ли у него лучшие альтернативы?);
Ø определите область совпадения и расхождения интересов.
Планирование переговоров
1.2.1. Планирование содержательных аспектов переговоров.
1.2.1.1. Сформулируйте общий подход к переговорам (переговорную концепцию):
Ø ваши цели и задачи (следуют из анализа проблемы):
а) получить информацию о партнере;
б) дать информацию о себе;
в) заключить соглашение;
г) продлить имеющееся соглашение;
д) пересмотреть ранее заключенное соглашение;
е) внести коррективы в имеющееся соглашение.
Внимание: обычно на переговорах одновременно ставятся несколько целей, например, получить информацию о партнере, дать информацию о себе и заключить соглашение:
Ø как вы намерены их достигать (наметьте стратегию, исходя из анализа задач и ваших целей).
Внимание: разрабатывая стратегию, необходимо учитывать последовательность в реализации целей, например, сначала - получение информации о партнере и сообщение информации о себе, затем - заключение соглашения.
1.2.1.2. Проведите экономические и финансовые расчеты.
1.2.1.3. Подготовьте необходимую техническую и справочную документацию (например, по технологии производства и строительства, по законодательству на территории страны и т.п.).
1.2.1.4. Определите возможные варианты решения.
Внимание: не следует искать единственно правильный вариант; каждый из вариантов обладает своими плюсами и минусами:
> выпишите для каждого варианта положительные и отрицательные моменты;
> проранжируйте варианты решений по степени предпочтения для вас и для партнера;
> возможно ли улучшить варианты для вас, не ухудшая их для партнера
Да нет
какие? за счет чего?
1.2.1.5. Сформулируйте ваши возможные предположения и их аргументацию (предложения должны отвечать тому или иному варианту решения).
Внимание: 1) старайтесь ориентироваться на объективные критерии (например, стандартный уровень цен);
2) при подготовке аргументации прежде всего покажите преимущества ваших предложений для партнера.
1.2.1.6. Сформулируйте вашу позицию на переговорах. Позиция является конечным итогом подготовки к переговорам и отражает анализ интересов, вариантов решений, предложений и их аргументации:
Ø сформулируйте основную позицию на переговорах;
Ø сформулируйте запасную позицию (по каким вопросам и как далеко вы можете идти на компромиссы);
Ø подготовьте основное выступление главы делегации, отражающее позицию;
Ø подготовьте документы, которые вы хотели бы представить вашему партнеру (это может быть проект договора, а также юридические, финансовые и другие документы).
Внимание: при подготовке к переговорам могут использоваться следующие методы: деловые игры, мозговой штурм и другие.
1.2.2. Планирование организационных моментов.
1.2.2.1. Выберите место проведения переговоров:
Ø дома;
Ø на нейтральной территории;
Ø на территории партнера.
Оцените все плюсы и минусы места, учитывая, в частности, такие параметры, как материальные затраты, сложность организационных моментов, необходимость согласовании с другими организациями и руководством.
1 2.2.2. Определите состав делегации и ее руководителя.
Внимание: 1) типичная ошибка для российских участников переговоров - слишком большой количественный состав делегаций;
2) помните, что делегация должна работать как единая команда.
Определите персонально, кто будет участвовать в переговорах:
1) непосредственные участники переговоров;
2) эксперты (консультанты);
3) технический состав (например, машинистки, стенографистки).