Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 1,5 з. е. (76 часов).
Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная психология» – это углубление и расширение знаний в области истории возникновения, формирования и развития социально-психологических знаний; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами научного познания в области интеграционного психического процесса; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями и развитие творческих способностей студентов. Самостоятельная работа сегодняшних студентов позволяет осуществить переход от поточного обучения к индивидуализированному обучению, скрупулезно выстроенному с учетом потребностей и возможностей личности обучаемого.
Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % | |||
Самостоятельная работа | индивидуальные, коллективные | творческие задания | 10,5 | |
тестирование | 2,65 | |||
он-лайн тестирование | 18,4 | |||
коллоквиум | 13,15 | |||
консультации | 5,25 | |||
ВСЕГО | 50% |
Самостоятельная работа реализуется:
· непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;
· в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
· в электронной образовательной среде СПбУУЭ;
· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,
· выполнение домашних заданий разнообразного характера;
· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
· работу с каноническими текстами и другими источниками, их конспектирование;
· текущее и итоговое тестирование он-лайн.
Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной части и факультативной части. Каждой из них соответствует пороговый и продвинутый уровень.
Например, задание для самостоятельной работы по темам №№ 3-4:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
пороговый уровень | продвинутый уровень | |
Составить сравнительную таблицу по пониманию в социальной психологии термина «маргинальные группы» | в работах Р.Парка | в работах Р.Парка и К.Левина сопоставительно с современным пониманием термина по работам Д.Берри |
в работах К.Левина |
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 20000 печатных знаков), посвященное какой-либо проблеме влияния группового членства на поведение, общение, деятельность индивида, на характер его межличностных и межгрупповых отношений. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (Смотри 10.4.2)
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).
Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, перед ним открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов по данной учебной дисциплине. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса. Такое обсуждение, благодаря возможностям СДО «Гиперметод», в том числе, может протекать и с однокурсниками.
Серьезную помощь в СРС будет оказывать постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, опубликованном в 2010-м году, что делает его доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ, в том числе, и с удаленного доступа. ЭУП «Социальная психология» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке нашего ВУЗа, кроме того, в нем приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь студентам, изучающим данную дисциплину, в ЭУП включен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.
В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по электронному учебному пособию и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.
Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях, которые не могут представлять особенных трудностей для студентов при их изучении.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:
· реферата (темы рефератов даются ниже);
· сообщения;
· письменного домашнего задания.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.
Для эффективной организации СРС необходимо:
· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых форм к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа, ведение вебинара).
· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;
· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. История развития социальной психологии.
2. Методы социальной психологии.
3. Социальная психология малых групп.
4. Изучение лидерства и руководства в социальной психологии.
5. Основные направления зарубежной социальной психологии.
6. Проблема деструктивных социальных групп.
7. Невербальные средства общения.
8. Механизмы эмпатии, рефлексии, идентификации.
9. Психологические феномены влияния группы на личность.
10. Психологические исследования конформизма.
11. Современные теории лидерства.
12. Социализация личности.
13. Проблема агрессии в социальной психологии.
14. Теория трансактного анализа Э. Бёрна.
15. Конфликты в группе, причины и формы протекания.
16. Способы разрешения внутригрупповых конфликтов.
17. Сущность механизма идентичности.
18. Взаимодействие групп-лидеров и групп-аутсайдеров.
19. Активные групповые методы обучения общению.
20. Социально-психологические проблемы больших групп.
21. .Группы членства и референтные группы.
22. Психология межличностных взаимоотношений.
23. Социально-психологический механизм аттракции.
24. Механизм каузальной атрибуции.
25. Феномен когнитивного диссонанса.
Виды, содержание, формы и средства контроля
Для контрольного измерения результатов изучения курса «Социальная психология» вводятся три вида контроля:
· входной;
· текущий;
· промежуточный.
Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.
Текущий контроль помогает осуществить дифференциацию студентов на группы успевающих и неуспевающих, мотивирует их на обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.
Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать в себя:
· итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу, осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);
· творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
· собеседование по вопросам курса при необходимости (например, когда возникает спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
· устный;
· письменный;
· с помощью технических средств и информационных систем;
· самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых лиц. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов. Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
Формы контроля включают:
· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
· собеседование, анкетирование;
· блиц - контрольные работы;
· контрольные задания и работы;
· коллоквиум;
· эссе и иные творческие работы;
· выступление на научно-практической студенческой конференции;
· тестирование;
· рейтинговое оценивание.