Методики изучения внутрисемейных отношений 1 страница
МЕТОДИКА PARI
Одним из важнейших направлений работы практического психолога является работа с семьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе — получение полной и объективной информации. В отечественной психологии наиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружеских отношениях и менее содержательно — о родительско-дет-ских. В целях восполнения этого пробела предлагаем ознакомиться с двумя методиками: первая — это взгляд на семью глазами ребенка (проективная методика Рене Жиля) и вторая — семейная жизнь глазами матери (методика PARI).
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рем-бовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: 1 — оптимальный эмо-
циональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
1) ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
2) ощущение самопожертвования в роли матери (5);
3) семейные конфликты (7);
4) сверхавторитет родителей (11);
5) неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
6) безучастность мужа, его невключенность в дела семьи (17);
7) доминирование матери (19);
8) зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):
1) побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
Глава 4. Методики изучения
Внутрисемейных отношений
2) партнерские отношения (14);
3) развитие активности ребенка (15);
4) уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребен
ком (состоит из 3 признаков, их номера по опрос
ному листу 8, 9, 16):
1) раздражительность, вспыльчивость (8);
2) суровость, излишняя строгость (9);
3) уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описы
вается 8 признаками, их номера по опросному листу
2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
1) чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
2) преодоление сопротивления, подавление воли (4);
3) создание безопасности, опасение обидеть (6);
4) исключение внесемейных влияний (10);
5) подавление агрессивности (12);
6) подавление сексуальности (18);
7) чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
8) стремление ускорить развитие ребенка (20).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суж
дений, уравновешенных с точки зрения измеряю
щей способности и смыслового содержания. Вся
методика состоит из 115 суждений. Суждения рас
положены в определенной последовательности,
и отвечающий должен выразить к ним отношение
в виде активного или частичного согласия или не
согласия. Схема пересчета ответов в баллы содер
жится в ключе методики. Сумма цифровой зна
чимости определяет выраженность признака 20,
минимальная 5, 18, 19, 20 — высокие оценки, соот
ветственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист
ответов прилагаются.
Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие оценки.
Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.
Некоторые вопросы могут показаться вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей».
На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут.
Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, стараясь дать правильный ответ, который придет вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А, а, б, Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного предложения:
А — если с данным положением согласны полностью;
а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б — если с данным положением полностью не согласны.
О себе сообщите:
Возраст Пол
Образование Профессия
Количество и возраст детей
Тест
1. Если дети считают свои взгляды правильными,
они могут не соглашаться со взглядами родителей.
А а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей
даже от маленьких трудностей и обид.
А а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья — самое
важное в жизни.
А а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их
же блага нужно научить их бояться взрослых.
А а б Б
5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что
родители делают для них очень много.
А а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко
держать в руках во время мытья, чтобы он не упал.
А а б Б
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем
не может быть недоразумений, не знают жизни. думают дети.
А а б БА а б Б
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благода- 21. Если бы родители больше интересовались де-
рить родителей за строгое воспитание. лами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.
А а б БА а б Б
9. Пребывание с ребенком целый день может 22. Большинство детей должны самостоятельно
довести до нервного истощения. справляться с физиологическими нуждами уже
А а б Бс 15 месяцев.
А а б Б
10. Лучше, если ребенок не задумывается над
тем, правильны ли взгляды его родителей. 23. Самое трудное для молодой матери — оста-
А а б Бваться одной в первые годы воспитания ребенка.
А а б Б
11. Родители должны воспитывать в детях пол
ное доверие к себе. 24. Надо способствовать тому, чтобы дети выска-
А а б Бзывали свое мнение о жизни и о семье, даже если
они считают, что жизнь в семье неправильная.
12. Ребенка следует учить избегать драк незави- А а б Б
симо от обстоятельств.
А а б Б25. Мать должна делать все, чтобы уберечь свое-
го ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
13. Самое плохое для матери, занимающейся А а б Б
хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться
от своих обязанностей. 26. Женщины, которые ведут беззаботную
А а б Бжизнь, не очень хорошие матери.
А а б Б
14. Родителям легче приспособиться к детям,
чем наоборот. 27. Надо обязательно искоренять у детей прояв-
А а б Бления рождающейся ехидности.
А а б Б
15. Ребенок должен научиться в жизни многим
нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать 28. Мать должна жертвовать своим счастьем ра-
терять ценное время. ди счастья ребенка.
А а б БА а б Б
16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок 29. Все молодые матери боятся своей неопыт-
наябедничал, он будет это делать постоянно. ности в обращении с ребенком.
А а б БА а б Б
17. Если бы отцы не мешали воспитанию детей, 30. Супруги должны время от времени ругаться,
матери бы лучше справлялись с детьми. чтобы доказать свои права.
А а б БА а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговари- 31. Строгая дисциплина по отношению к ребен-
вать о вопросах пола. ку развивает в нем сильный характер.
А а б БА а б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем 32. Матери часто настолько бывают замучены
и детьми, все происходило бы менее организо- присутствием своих детей, что им кажется, будто
ванно. они не могут с ними быть ни минуты больше.
А а б БА а б Б
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
33. Родители не должны представать перед деть
ми в плохом свете.
А а б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей
больше других.
А а б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за по
мощью к родителям или учителям, вместо того что
бы разрешать свои недоразумения в драке.
А а б Б
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает
мать в том, что ее воспитательные возможности
меньше умений и способностей (могла бы, но...).
А а б Б
37. Родители своими поступками должны завое
вывать расположение детей.
А а б Б
38. Дети, которые не пробуют своих сил в дости
жении успехов, должны знать, что потом в жизни
могут встретиться с неудачами.
А а б Б
39. Родители, которые разговаривают с ребен
ком о его проблемах, должны знать, что лучше ре
бенка оставить в покое и не вникать в его дела.
А а б Б
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, долж
ны принимать участие в семейной жизни.
А а б Б
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчи
ки видели друг друга голыми.
А а б Б
42. Если жена достаточно подготовлена к само
стоятельному решению проблем, то это лучше и для
детей, и для мужа.
А а б Б
43. У ребенка не должно быть тайн от своих ро
дителей.
А а б Б
44. Если у вас принято, что дети рассказывают
вам анекдоты, а вы — им, то многие вопросы мож
но решить спокойно и без конфликтов.
А а б Б
45. Если рано научить ребенка ходить, это благо
творно влияет на его развитие.
А а б Б
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все
трудности, связанные с уходом за ребенком и его
воспитанием.
А а б Б
47. У ребенка должны быть свои взгляды и воз
можность их свободно высказывать.
А а б Б
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
А а б Б
49. Женщина должна выбирать между домаш
ним хозяйством и развлечениями.
А а б Б
50. Умный отец должен научить ребенка ува
жать начальство.
А а б Б
51. Очень мало женщин получает благодарность
детей за труд, затраченный на их воспитание.
А а б Б
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае
мать всегда чувствует себя виноватой.
А а б Б
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств,
всегда есть разногласия, которые вызывают раздра
жение.
А а б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам
поведения, становятся хорошими, устойчивыми
и уважаемыми людьми.
А а б Б
55. Редко бывает, что мать, которая целый день
занимается ребенком, сумела быть ласковой и спо
койной.
А а б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что
противоречит взглядам их родителей.
А а б Б
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
57. Дети должны знать, что нет людей более
мудрых, чем их родители.
А а б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет дру
гого ребенка.
А а б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего
заключения дома больше, чем по какой-нибудь
другой причине.
А а б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосаб
ливаться — плохой метод воспитания.
А а б Б
61. Родители должны научить детей находить
занятие и не терять свободного времени.
А а б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проб
лемами, если с самого начала к этому привыкнут.
А а б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанно
сти по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что
отец не выполняет своих обязанностей по содержа
нию семьи.
А а б Б
64. Детские игры с сексуальным содержанием
могут привести детей к сексуальным преступле
ниям.
А а б Б
65. Планировать должна только мать, так как
только она знает, как положено вести хозяйство.
А а б Б
66. Внимательная мать должна знать, о чем ду
мает ее ребенок.
А а б Б
67. Родители, которые выслушивают с одобре
нием откровенные высказывания детей об их пере
живаниях на свиданиях, товарищеских встречах,
танцах и другом, помогают им в более быстром со
циальном развитии.
А а б Б
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем
быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.
А а б Б
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ре
бенок до и после рождения находился в хороших
условиях.
А а б Б
70. Дети должны принимать участие в решении
важных семейных вопросов.
А а б Б
71. Родители должны знать, как нужно посту
пать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
А а б Б
72. Слишком много женщин забывает о том, что
их надлежащим местом является дом.
А а б Б
73. Дети нуждаются в материнской заботе, ко
торой им иногда не хватает.
А а б Б
74. Дети должны быть более заботливы и благо
дарны своей матери за труд, вложенный в них.
А а б Б
75. Большинство матерей опасаются мучить ре
бенка, давая ему мелкие поручения.
А а б Б
76. В семейной жизни существует много вопро
сов, которые нельзя решить путем спокойного об
суждения.
А а б Б
77. Большинство детей должны воспитываться
более строго, чем происходит на самом деле.
А а б Б
78. Воспитание детей — тяжелая, нервная работа.
А а б Б
79. Дети не должны сомневаться в способности
мышления их родителей.
А а б Б
80. Больше всех других дети должны уважать
родителей.
А а б Б
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети за
нимались боксом или борьбой, так как это может
привести к серьезным нарушениям здоровья и дру
гим проблемам.
А а б Б
82. Одно из плохих явлений заключается в том,
что у матери, как правило, нет свободного времени
для любимых занятий.
А а б Б
83. Родители должны считать детей равноправ
ными по отношению к себе во всех вопросах жизни.
А а б Б
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на
ходится на правильном пути и будет счастлив.
А а б Б
85. Надо оставить ребенка, которому грустно,
в покое и не заниматься им.
А а б Б
86. Самое большое желание любой матери —
быть понятой мужем.
А а б Б
87. Одним из самых сложных моментов в воспи
тании детей являются сексуальные проблемы.
А а б Б
88. Если мать руководит домом и заботится обо
всем, вся семья чувствует себя хорошо.
А а б Б
89. Так как ребенок — часть матери, она имеет
право знать все о его жизни.
А а б Б
90. Дети, которым разрешается шутить и смеять
ся вместе с родителями, легче принимают их советы.
А а б Б
91. Родители должны приложить все усилия,
чтобы как можно раньше научить ребенка справ
ляться с физиологическими нуждами.
А а б Б
92. Большинство женщин нуждаются в боль
шем количестве времени для отдыха после рожде
ния ребенка, чем им дается на самом деле.
А а б Б
93. У ребенка должна быть уверенность в том,
что его не накажут, если он доверит родителям свои
проблемы.
А а б Б
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой ра
боте дома, чтобы он не потерял охоту к любой ра
боте.
А а б Б
95. Для хорошей матери достаточно общения
с собственной семьей.
А а б Б
96. Порой родители вынуждены поступать про
тив воли ребенка.
А а б Б
97. Матери жертвуют всем ради блага собствен
ных детей.
А а б Б
98. Самая главная забота матери — благополу
чие и безопасность ребенка.
А а б Б
99. Естественно, что двое людей с противопо
ложными взглядами в супружестве ссорятся.
А а б Б
100. Воспитание детей в строгой дисциплине де
лает их более счастливыми.
А а б Б
101. Естественно, что мать сходит с ума, если
у нее дети эгоисты и очень требовательны.
А а б Б
102. Ребенок никогда не должен слушать крити
ческие замечания о своих родителях.
А а б Б
103. Прямая обязанность детей — доверие по
отношению к родителям.
А а б Б
104. Родители, как правило, предпочитают спо
койных детей драчунам.
А а б Б
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
105. Молодая мать чувствует себя несчастной,
потому что знает, что многие вещи, которые ей хо
телось бы иметь, для нее недоступны.
А а б Б
106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей
было больше прав и привилегий, чем у детей.
А а б Б
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смыс
ла терять время, тем лучше для него.
А а б Б
108. Дети делают все возможное, чтобы заинте
ресовать родителей своими проблемами.
А а б Б
их ребенка тоже нужна радость. А а |
109. Немногие мужчины понимают, что матери енк
Б Б
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
А а б Б
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать
себе отчет в том, что будет вынуждена руководить
семейными делами.
А а б Б
112. Обязанностью матери является знание тай
ных мыслей ребенка.
А а б Б
113. Если включать ребенка в домашние заботы,
он становится более связанным с родителями и легче
доверяет им свои проблемы.
А а б Б
114. Надо как можно раньше прекратить кор
мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ре
бенка питаться самостоятельно).
А а б Б
115. Нельзя требовать от матери слишком
большого чувства ответственности по отношению
к детям.
А а б Б
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Ответ № | А а б Б | А а б Б | А а б Б | А а б Б | А а б Б | ||||
Глава 4. Методики изучения внутрисемейных отношений
Для психолога, работающего в производственном коллективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: 1)
2) |
3) |
хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание детей, педагогические (в методике шкалы 5, 11). Посмотрев на цифровые данные, можно составить предварительный портрет семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют
о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерны зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализом в методике.
Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
КЛЮЧ