Добавление к дереву различных объектов

трактуется в зависимости от конкретных объек­тов.

Пейзажозначает сентиментальность.

Переворачивание листа— независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля, изображенная одной чертой,— сосредо­точенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различны­ми чертами,— действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих зем­лю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

В структуре самосознания личности обычно вы­деляют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социаль­ной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотно­шение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляю­щие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон-цепции, адекватное формирование которой явля­ется условием для оптимальной адаптации челове­ка к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как че­ловек формирует то или иное представление о се­бе, на основе каких эталонов, суждений, умозаклю­чений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало­изученной проблемой.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки лично­сти служит тест «Автопортрет».

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти до­мой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отра­зится в вашем рисунке».

Интерпретация 1

Элементы, которые могут быть обнаружены в ав­топортрете, трактуются следующим образом.

Голова.Рисунок большой головы обычно пред­полагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок ма­ленькой головы обычно отражает чувство интел­лектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабочен­ности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закры­тые глаза обычно предполагают самопоглощен­ность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос.Большие уши предполагают чувстви­тельность к критике. Акцент, смещенный на нос, пред­полагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот.Выделенный рот предполагает примитив­ные оральные тенденции или возможную затруд­ненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки.Символизируют контакт личности с окру­жающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психоло­гическую слабость. Длинные, сильные руки пред­полагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги.Длинные ноги означают потребность в не­зависимости. Большие ноги подразумевают неста­бильность и отсутствие основы. Дезертиры, напри­мер, часто рисуют людей без ног.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Итерпретация 2 (интегративно-оценочная)

Разработана для выявления индивидуально-ти­пологических особенностей человека, его предста­влений о себе, своей внешности, личности и отно­шения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 × 15 см.

Инструкция.Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки мож­но объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение. Как правило, вы­полняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают ри­сунки этих людей.

2. Схематическое изображениевыполнено в ви­де лица, схемы тела, бюста, нарисованных в про­филь и анфас; чаще к такому типу изображения тя­готеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить на­иболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-ви­димому, это изображение соответствует синтетиче­скому когнитивному стилю с тенденцией к обобще­нию.

3. Реалистическое изображениевыполнено с бо­лее тщательными подробностями, т. е. с прорисов­кой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантично­стью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изоб­ражает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют ли­ца художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способно­стями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение чело­века в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изобра­жения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет.Человек отра­жает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-ви­димому, лица, обладающие более высокой эмоцио­нальностью, рефлексирующие собственное со­стояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противо­положна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения.Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины.Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречиво­стью в отношении к инструкции (например, экспе­риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют вы­полнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотне­сения с тем или иным типом изображения до слож­ных и точных измерений и сопоставления с фото­графией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно срав­нение индивидуальных и групповых данных выпол­нения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, парамет­ров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение не­скольких автопортретов при инструкции нари­совать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, живот­ных — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в не­коем состоянии (часто в состоянии болезни —



Глава 2. Психодиагностика: практика

Добавление к дереву различных объектов - student2.ru «болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, иду­щей извне — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также соз­данного в собственном воображении — эмоцио­нальный интроверт;

6) ритмический рисунок — изображение, в кото­ром подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;

7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изоб­ражение в полный рост — интуитивный интро­верт.

Для более полной интерпретации теста необхо­дима дальнейшая работа по сопоставлению показа­телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока­зателями других методик и данных наблюдения.

Схема

Обработка теста «Автопортрет»

Выделяемый показатель
Изображение в виде одного лица
Изображение в виде бюста
Изображение в полный рост
Изображение профиля
Изображение анфас
Схематическое изображение
Реалистическое изображение
Метафорическое изображение
Автопортрет в интерьере
Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

Продолжение схемы

Выделяемый показатель
Автопортрет на фоне пейзажа
Автопортрет в декоративной рамке
Автопортрет в эмоциональном состоянии
Автопортрет в виде литературного персонажа
Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения
Автопортрет с предметом в руках
Размер изображения в кв. см
Высота изображения
Степень сходства изображения с оригина­лом по шкале 1, 2, 3
Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
Наличие штриховки 1, 2, 3
Эмоциональная выразительность изобра­жения 1, 2, 3
Степень прорисовки лица
1) наличие глаз
2) наличие носа
3) наличие рта
4) наличие бровей
5) наличие ресниц и т. д.

ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»

Известно, что в свободной изобразительной деятельности существуют 2 основных приема: ри­сование с натуры и рисование на основе собствен­ной фантазии, воображения. С психологической точки зрения эти 2 различия предположительно объясняются в связи с явлениями экстра- и интро-версии.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

В соответствии с типологией К. Юнга, основан­ной на доминировании основных психических функций (мышления, интуиции, ощущения и чув­ства) выделяется 8 типов личности:

1) экстравертированный мыслительный тип;

2) экстравертированный ощущающий тип;

3) экстравертированный чувствующий тип;

4) экстравертированный интуитивный тип;

5) интровертированный мыслительный тип;

6) интровертированный ощущающий тип;

7) интровертированный чувствующий тип;

8) интровертированный интуитивный тип.

По аналогии с классификацией Юнга все много­образие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Ри­ду), таким как:

1) эмфатический(импрессионистский, экспрес­сивный);

2) гаптический;

3) ритмический;

4) структурный;

5) органический;

6) перечисляющий;

7) декоративный;

8) имажинарный(содержащий персонажи, сюжет, заимствованные из книги или собственной фан­тазии).

Краткое описание

психологической типологии К. Юнга

1. Экстравертированный мыслительный тип— перечисляющий рисунок. Изображение предме­тов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают рассудочные люди, действующие, исходя из интел­лектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от тради­ций, воспитания, образования. Мышление их пози­тивно, ведет к новым фактам или общим концеп­циям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпири­ческих данных не прерывается до конца, а объяс­нение сводится к некоей общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной фор­мулы. Если она широка, то это — реформатор, об­щественный обвинитель, очиститель нравов, про­поведник серьезных нововведений; если узка, то

может стать брюзгой, мудрствующим и самодо­вольным критиком, который и себя и других хотел бы втиснуть в свою схему.

Чувства людей этого типа поддерживают интел­лектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Эмфати­ческий (импрессионистский), гаптический.

Насколько широк размах индивидуального само­пожертвования, настолько мелочны, консерватив­ны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип—
эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
атмосферы, к непосредственному выражению
ощущений.

У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняет­ся интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонно­сти к рефлексии и властолюбивых намерений. Ос­новные тенденции — от грубого искателя наслаж­дений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симпто­мы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип —
декоративный рисунок.

Для декоративного рисунка характерно рисова­ние орнамента, узора, цветов и т. д.

Тип, наиболее часто встречающийся среди жен­щин, руководствующихся чувством, согласован­ным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «лю­бит подходящего мужчину», отвечающего ее разум­ным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают лич­ный характер в ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный интуитивный тип —
ритмический рисунок— изображение движущих­
ся объектов.

Мышление, ощущения, чувства людей этого ти­па вытесняются интуицией, с помощью которой



Глава 2. Психодиагностика: практика

человек стремится достичь наибольших возможно­стей. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда оно необходимо для разрешения ситуации, но, сослу­жив свою службу, она теряет свою ценность и отбра­сывается как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет буду­щее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней силой рока. Мало считается с благо­получием окружающей среды. Физическое состоя­ние окружающих, как и его собственное, не явля­ется веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный тип —
органический рисунок— изображение органиче­
ских форм: растений, животных, человека.

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символиче­ского образа, воспринимаемого внутренним взо­ром. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что при­сутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, неже­ли Я. В противном случае рождается подозритель­ность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.

6. Интровертированный ощущающий тип —
гаптический рисунок. Изображение как бы изнут­
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо­
ва» и т. п.

Ориентируется на то, что происходит преиму­щественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объектив­ным раздражением, т. е. между объектом и ощуще­нием нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему

объекты имеют право на существование. Отлича­ется странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип воздействует подавляю­ще, сводя все к некой правильной формуле норма­тива субъективного содержания, чтобы не выделя­лись и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят уси­ленным сопротивлением и упрямством, в неко­торых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художе­ственных способностей самовыражения, впечатле­ния уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.

7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок— изображение персона­жей, заимствованных из литературы, фантазии, от­личающиеся оригинальностью самовыражения.

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней ин­тенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствова­ния можно лишь полагать, но ясно постичь его нель­зя. Оно делает людей молчаливыми, труднодосту­пными, которые, подобно мимозе, свертываются от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмер­тие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная вы­разительность. Если же чувства искажаются эго­центризмом, то более всего становится озабочен своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро-ванному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случа­ется, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмо­ции или резкое холодное отражение может пора­зить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцен­тричным Я, человек остается в норме. При домини­ровании Я начинает чувствовать, что думают дру­гие, подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

8. Интровертированный интуитивный тип — структурный рисунок— изображение некоего це­лого, состоящего из частей, отображающее его об­щее устройство, обычно один изолированный предмет.

Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочув­ствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с од­ной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удале­ние от осязаемой действительности, и человек ста­новится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значитель­ными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не ху­дожник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде му­дрого полуглупца, фигурой для психологических романов.

На бессознательном уровне этот тип приобре­тает как компенсирующие черты ощущающего экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязан­ность к чувственному впечатлению.

ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»

Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» пред­лагается следующая инструкция.

Инструкция.Нарисуйте картину мира, т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете.

Материал.Используется лист бумаги размером 250 × 150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация.На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисун­ков.

1. Планетарнаякартина мира — изображение земного шара, других планет Солнечной системы — когнитивная картина мира в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

2. Пейзажнаякартина мира в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, жи­вотных, деревьев, цветов и тому подобного по само­отчетам — желаемая картина своего окружения.

3. Непосредственное окружение— обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожи­данные образы — лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4. Опосредованная, или метафорическая карти­на мира— передающая сложное смысловое содер­жание, представленное в виде какого-либо сложно­го образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения в виде некоего абстракт­ного образа, знака, символа.

Исходя из перечисленных видов изображений образа мира можно отметить, что они имеют раз­личные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощу­щения, вызывающие те или иные образы, либо же­лаемая картина мира и т. д.

В основу интерпретации теста можно положить описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, по­зволяющей классифицировать полученные рисунки.

Таблица 24

Общая таблица GGR для здоровых лиц (по Н. В. Тарабриной)

№ рисунка OD ED NP
1 ................................ .......... M’E’    
2 ................................ ..................... ............ I  
5 ................................ ..................... ..................... ...i
6 ................................ ..................... ..................... ...e
7 ................................ ..................... ............ E  
10 .............................. ..................... ............ E  
     
12 .............................. ..................... ............ E... ...m
13 .............................. ..................... ..................... ...e
     
15 .............................. ....E’    
16 .............................. ..................... ...EI  
     
18 .............................. .......... E’    
19 .............................. ..................... ....I  
     
     
22 .............................. ....M    

Глава 2. Психодиагностика: практика

МЕТОДИКА

ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ

(Розенцвейг)

Структура, психологическое содержание и стимульный материал

В структуру методики Розенцвейга входят сти-мульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, 2 интерпрета­ционные таблицы (общая и для подсчета выра­женности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.

Стимульный материал, предъявляемый испы­туемым, включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражаю­щие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (приложение 1).

Психологическое содержание методики Розен-цвейга составляют те факторы личностного пове­дения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции лич­ности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т. е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъек­тивной непреодолимости барьера). По этой методи­ке выявляются следующие психологические харак­теристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития пове­дения с течением времени. Для типов направленно­сти реакций CGR есть стандарты (приложение 2).

Доминантный тип реагирования(OD) определя­ет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустри-рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочув­ствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.

Самозащитный тип реагирования(ED) опреде­ляет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее лич­ность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уро­вень самообладания, чаще колебания в принятии

решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестакт­ность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризу­ются противоположными вышеперечисленными качествами.

Упорствующий тип реагирования (NP)— это степень адекватности реагирования и самостоятель­ность разрешения стрессовой, фрустрирующей си­туации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет само­стоятельность и тем адекватнее воспринимает си­туацию, реагирует на раздражители.

Экстрапунитивная направленность (Е)— это направленность реакций личности вовне, на окру­жающих. Субъект, обладающий высокой Е, требо­вателен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. По­ложительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отно­шениях.

Интропунитивная направленность (I)означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответству­ет демонстрации своей непогрешимости (или со­знательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.

Импунитивная направленность (М)выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты си­туации, деление вины на всех участников ситуа­ции. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание кон­фликтов.

Коэффициент конформности (CGR)означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, явля­ется мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии ре­шений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем силь­нее развиты противоположные качества — незави­симость, самостоятельность, оригинальность.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Следует отметить, что для благоприятной, эф­фективной адаптации в зависимости от вида, спе­цифики деятельности требуются и в разной степе­ни развитые качества.

Полный образец поведенияпредставляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фруст-рирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совер­шенно одинаковых людей.

Тенденция поведенияколичественно отражает динамику изменения показателей методики с тече­нием времени. Она отражает усиление или ослаб­ление той или иной психологической характерис­тики, выраженное в процентах.

Психологическое содержание методики Розен-цвейга позволяет выявить особенности личностно­го поведения в стрессовых и фрустрирующих си­туациях через определение:

1) выраженности его типов;

2) направленности;

3) подверженности влиянию и давлению других людей (конформности);

4) сформированности волевой саморегуляции;

5) степени и характера эмоциональных проявле­ний в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;

6) степени самостоятельности и адекватности реа­гирования;

7) изменения всех этих показателей с течением времени.

Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет ти­пичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.

Процедура и правила обследования личности или малой группы

Подготовительный этап включает в себя приве­дение инструментария в рабочее состояние, подго­товку бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным явля­ются:

1) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;

2) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).

Затем проводится инструктаж, в котором сооб­щается следующее: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдум­чиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотре­ния картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и вре­мя, затраченное на него».

Как показывает практика, на ответы затрачивает­ся от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.

Проводящий обследование должен:

1) обязательно расположить собеседника к себе
посредством:

а) правильной, адекватной его оценки в момент
знакомства и организации обследования;

б) правильного выбора своего поведения по от­
ношению к конкретному испытуемому. Ни
в коем случае не ведите себя однотипно со
всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
игра в поведении;

2) в момент, предшествующий беседе, необходимо учесть пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных ис­точников (полученные вами ранее), его настрое­ние, черты характера, замеченные вами при пер­вом наблюдении за ним;

3) хорошо знать на память содержание и последо­вательность ситуаций, четко — инструкцию, на­изусть — ключ к обработке полученной инфор­мации;

4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретациии обработки информа­
ции.

1. Невозможно интерпретировать правильно, не владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанно­стей специалиста в данном обследовании.

2. Следует стремиться не более чем к 2-сложной интерпретации каждого ответа.



Глава 2. Психодиагностика: практика

Добавление к дереву различных объектов - student2.ru

3. Интерпретатор-психодиагност:

1) записывает символы, обозначающие какой-ли­бо ответ, на бланке ответа;

2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого их символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 22);

3) по таблице, данной в бланках, переводит полу­ченные суммы в проценты;

4) записывает в символах полный образец поведе­ния по убыванию количественной представлен­ности каждого символа;

5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество совпадений с ключом, затем переводит их в про­центы;

6) подсчитывает тенденции. Для этого считает встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I', M') в первой половине ситуаций (до 13-й, включая 12-ю ситуацию) и во второй половине. Затем из большего числа вычитает меньшее с сохранением знака, делит разницу на сумму встречаемости это­го символа и переводит полученное число в про­центы (приложение 3).

4. Обязательна интерпретация не только каждо­
го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар-

монии. Это важно, так как используется и в резуль­тирующей беседе, и в психокоррекционной, и в раз­вивающей работе с испытуемым.

Наши рекомендации