Добавление к дереву различных объектов
трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзажозначает сентиментальность.
Переворачивание листа— независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля, изображенная одной чертой,— сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля, изображенная несколькими различными чертами,— действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»
В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотношение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон-цепции, адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще малоизученной проблемой.
Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности служит тест «Автопортрет».
Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».
Интерпретация 1
Элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, трактуются следующим образом.
Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос.Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот.Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки.Символизируют контакт личности с окружающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.
Ноги.Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Итерпретация 2 (интегративно-оценочная)
Разработана для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 × 15 см.
Инструкция.Нарисуйте свой портрет.
При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение. Как правило, выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображениевыполнено в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображениевыполнено с более тщательными подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
5. Автопортрет в интерьере. Изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изображения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет.Человек отражает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
7. Изображение позы или движения.Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.
8. Изображение автопортрета со спины.Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции (например, экспериментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.
Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
На основании схемы обработки возможно сравнение индивидуальных и групповых данных выполнения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).
Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:
1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);
2) органический рисунок — изображение на фоне живой природы, в окружении растений, животных — мыслительный интроверт;
3) гаптический рисунок — изображение себя в некоем состоянии (часто в состоянии болезни —
Глава 2. Психодиагностика: практика
«болит зуб», «болит голова» и т. д.) — сенсорный интроверт;
4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне — сенсорный экстраверт;
5) декоративный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;
6) ритмический рисунок — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;
7) структурный рисунок — изображение себя как есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост — интуитивный интроверт.
Для более полной интерпретации теста необходима дальнейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и данных наблюдения.
Схема
Обработка теста «Автопортрет»
№ | Выделяемый показатель |
Изображение в виде одного лица | |
Изображение в виде бюста | |
Изображение в полный рост | |
Изображение профиля | |
Изображение анфас | |
Схематическое изображение | |
Реалистическое изображение | |
Метафорическое изображение | |
Автопортрет в интерьере | |
Более одного изображения — 2, 3 и т. д. |
Продолжение схемы
№ | Выделяемый показатель |
Автопортрет на фоне пейзажа | |
Автопортрет в декоративной рамке | |
Автопортрет в эмоциональном состоянии | |
Автопортрет в виде литературного персонажа | |
Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения | |
Автопортрет с предметом в руках | |
Размер изображения в кв. см | |
Высота изображения | |
Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3 | |
Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3 | |
Наличие штриховки 1, 2, 3 | |
Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3 | |
Степень прорисовки лица | |
1) наличие глаз | |
2) наличие носа | |
3) наличие рта | |
4) наличие бровей | |
5) наличие ресниц и т. д. |
ТЕСТ «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК»
Известно, что в свободной изобразительной деятельности существуют 2 основных приема: рисование с натуры и рисование на основе собственной фантазии, воображения. С психологической точки зрения эти 2 различия предположительно объясняются в связи с явлениями экстра- и интро-версии.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
В соответствии с типологией К. Юнга, основанной на доминировании основных психических функций (мышления, интуиции, ощущения и чувства) выделяется 8 типов личности:
1) экстравертированный мыслительный тип;
2) экстравертированный ощущающий тип;
3) экстравертированный чувствующий тип;
4) экстравертированный интуитивный тип;
5) интровертированный мыслительный тип;
6) интровертированный ощущающий тип;
7) интровертированный чувствующий тип;
8) интровертированный интуитивный тип.
По аналогии с классификацией Юнга все многообразие рисунков можно свести к 8 видам (по Г. Риду), таким как:
1) эмфатический(импрессионистский, экспрессивный);
2) гаптический;
3) ритмический;
4) структурный;
5) органический;
6) перечисляющий;
7) декоративный;
8) имажинарный(содержащий персонажи, сюжет, заимствованные из книги или собственной фантазии).
Краткое описание
психологической типологии К. Юнга
1. Экстравертированный мыслительный тип— перечисляющий рисунок. Изображение предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т. е. простое перечисление. Такие рисунки создают рассудочные люди, действующие, исходя из интеллектуально обдуманных мотивов, с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных не прерывается до конца, а объяснение сводится к некоей общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это — реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то
может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя и других хотел бы втиснуть в свою схему.
Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает средства». Эмфатический (импрессионистский), гаптический.
Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.
2. Экстравертированный ощущающий тип—
эмфатический рисунок, т. е. стремление к передаче
атмосферы, к непосредственному выражению
ощущений.
У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвычайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.
Человек осязаемой деятельности, без склонности к рефлексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции — от грубого искателя наслаждений до рафинированного эстета. Вытесненная интуиция может развиться в фантазии ревности или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. Заболевания неврозом труднее всего лечить разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные нажимы.
3. Экстравертированный чувствующий тип —
декоративный рисунок.
Для декоративного рисунка характерно рисование орнамента, узора, цветов и т. д.
Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руководствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объекта любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут осмыслить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.
4. Экстравертированный интуитивный тип —
ритмический рисунок— изображение движущих
ся объектов.
Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесняются интуицией, с помощью которой
Глава 2. Психодиагностика: практика
человек стремится достичь наибольших возможностей. Интуиция — то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда оно необходимо для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, она теряет свою ценность и отбрасывается как обременительный придаток. Обладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней силой рока. Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собственное, не является веским аргументом. Обладает собственной моралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за профессии, позволяющие развить его способности.
5. Интровертированный мыслительный тип —
органический рисунок— изображение органиче
ских форм: растений, животных, человека.
Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложением субъективной идеи первоначального символического образа, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на оригинальность. Обычно полностью отвергает объект, так что присутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненужным и отвергаемым помехой. Тип остается нормальным до тех пор, пока Я чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, нежели Я. В противном случае рождается подозрительность, переходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.
6. Интровертированный ощущающий тип —
гаптический рисунок. Изображение как бы изнут
ри идущих ощущений — «болит ухо», «болит голо
ва» и т. п.
Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений, вызванных объективным раздражением, т. е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъективны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впечатление, а что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего существуют люди, почему
объекты имеют право на существование. Отличается странностью, субъективностью поступков. На окружающих данный тип воздействует подавляюще, сводя все к некой правильной формуле норматива субъективного содержания, чтобы не выделялись и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вследствие своей начальной безобидности. При отсутствии художественных способностей самовыражения, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуиция, имеющая экстравертированный и архаический характер.
7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок— изображение персонажей, заимствованных из литературы, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовыражения.
Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действительности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину этого чувствования можно лишь полагать, но ясно постичь его нельзя. Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые, подобно мимозе, свертываются от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или поразительное равнодушие. Основополагающие идеи — Бог, свобода, бессмертие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычайная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим Я и делается несимпатичным. Интровертиро-ванному чувствованию противостоит примитивное мышление, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традиционного. Случается, что люди этого типа испытывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собеседника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентричным Я, человек остается в норме. При доминировании Я начинает чувствовать, что думают другие, подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах и подстрекательствах.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
8. Интровертированный интуитивный тип — структурный рисунок— изображение некоего целого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычно один изолированный предмет.
Интуиция этого типа направлена на внутренние субъективные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объекту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности изменения объекта. Обычно тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции влечет за собой часто удаление от осязаемой действительности, и человек становится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусство возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными и банальными, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причудливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для психологических романов.
На бессознательном уровне этот тип приобретает как компенсирующие черты ощущающего экстраверта. Отсюда — чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению.
ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»
Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» предлагается следующая инструкция.
Инструкция.Нарисуйте картину мира, т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете.
Материал.Используется лист бумаги размером 250 × 150 см, карандаши, ручки.
Интерпретация.На основании особенностей изображения выделяется 5 основных видов рисунков.
1. Планетарнаякартина мира — изображение земного шара, других планет Солнечной системы — когнитивная картина мира в виде общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.
2. Пейзажнаякартина мира в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и тому подобного по самоотчетам — желаемая картина своего окружения.
3. Непосредственное окружение— обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — то, что приходит на ум. Неожиданные образы — лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.
4. Опосредованная, или метафорическая картина мира— передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого-либо сложного образа.
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.
Исходя из перечисленных видов изображений образа мира можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.
В основу интерпретации теста можно положить описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать полученные рисунки.
Таблица 24
Общая таблица GGR для здоровых лиц (по Н. В. Тарабриной)
№ рисунка | OD | ED | NP |
1 ................................ | .......... M’E’ | ||
2 ................................ | ..................... | ............ I | |
5 ................................ | ..................... | ..................... | ...i |
6 ................................ | ..................... | ..................... | ...e |
7 ................................ | ..................... | ............ E | |
10 .............................. | ..................... | ............ E | |
12 .............................. | ..................... | ............ E... | ...m |
13 .............................. | ..................... | ..................... | ...e |
15 .............................. | ....E’ | ||
16 .............................. | ..................... | ...EI | |
18 .............................. | .......... E’ | ||
19 .............................. | ..................... | ....I | |
22 .............................. | ....M |
Глава 2. Психодиагностика: практика
МЕТОДИКА
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
(Розенцвейг)
Структура, психологическое содержание и стимульный материал
В структуру методики Розенцвейга входят сти-мульный материал, теоретическое обоснование и описание содержания методики, 2 интерпретационные таблицы (общая и для подсчета выраженности коэффициента конформности), бланк регистрации ответов и математических подсчетов результатов опроса.
Стимульный материал, предъявляемый испытуемым, включает в себя инструкцию по процедуре исследования и 22 рисуночные ситуации, отражающие проблемы бытового общения, вызывающие фрустрацию и даже стресс (приложение 1).
Психологическое содержание методики Розен-цвейга составляют те факторы личностного поведения, которые измеряются по данной методике. Последняя определяет поведенческие реакции личности в стрессовых и фрустрирующих ситуациях (т. е. ситуациях, вызывающих психологическую напряженность, переживания, ощущения субъективной непреодолимости барьера). По этой методике выявляются следующие психологические характеристики: 3 типа реакций, 3 направленности, коэффициент конформности, формула поведения в стрессовых ситуациях, тенденции развития поведения с течением времени. Для типов направленности реакций CGR есть стандарты (приложение 2).
Доминантный тип реагирования(OD) определяет степень внутреннего напряжения (переживания) личности, возникающего в стрессовых и фрустри-рующих ситуациях. Чем выше по сравнению со стандартной величиной OD, тем более у человека развиты впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию (эмпатии), тем сильнее фрустрирован испытуемый.
Самозащитный тип реагирования(ED) определяет степень умения сдерживать эмоциональное напряжение, выявляет силу и слабость личности. Чем выше этот показатель (ED), тем слабее личность, сильнее ее неуверенность в себе. Ниже уровень самообладания, чаще колебания в принятии
решений и эмоциональные срывы. У лиц с высоким ED часто проявляются агрессивность, бестактность, грубость в отношениях с окружающими. Субъекты, обладающие низким ED, характеризуются противоположными вышеперечисленными качествами.
Упорствующий тип реагирования (NP)— это степень адекватности реагирования и самостоятельность разрешения стрессовой, фрустрирующей ситуации. Чем выше этот показатель по сравнению со стандартным, тем чаще субъект проявляет самостоятельность и тем адекватнее воспринимает ситуацию, реагирует на раздражители.
Экстрапунитивная направленность (Е)— это направленность реакций личности вовне, на окружающих. Субъект, обладающий высокой Е, требователен к окружающим, стремится подключить к разрешению ситуации других, часто агрессивен. Сочетание Е и ED означает явное доминирование негативных тенденций в отношениях к людям. Положительным в преобладании развития Е (да и ED) является значительный негативный заряд в отношениях.
Интропунитивная направленность (I)означает направленность поведенческих реакций на себя, стремление самостоятельно разрешить ситуацию; признание своей вины. Высокой I соответствует самокритичность. Низкая I, наоборот, соответствует демонстрации своей непогрешимости (или сознательному сокрытию неуверенности), низкой требовательности к себе.
Импунитивная направленность (М)выражает степень стремления разрешить ситуацию без жертв (чужих или своей), сглаживание остроты ситуации, деление вины на всех участников ситуации. Часто М показывает либеральную тенденцию в поведении или выжидательную тактику (время, ход событий разрешат проблемы), избегание конфликтов.
Коэффициент конформности (CGR)означает степень подверженности личности влиянию (или давлению) группы и, по методике Розенцвейга, является мерой социальной адаптации. Чем выше CGR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении. Чем ниже CGR, тем сильнее развиты противоположные качества — независимость, самостоятельность, оригинальность.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Следует отметить, что для благоприятной, эффективной адаптации в зависимости от вида, специфики деятельности требуются и в разной степени развитые качества.
Полный образец поведенияпредставляет собой формулу поведения личности в стрессовых и фруст-рирующих ситуациях, состоящую из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения. Нет 2 одинаковых образцов поведения, как нет 2 совершенно одинаковых людей.
Тенденция поведенияколичественно отражает динамику изменения показателей методики с течением времени. Она отражает усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.
Психологическое содержание методики Розен-цвейга позволяет выявить особенности личностного поведения в стрессовых и фрустрирующих ситуациях через определение:
1) выраженности его типов;
2) направленности;
3) подверженности влиянию и давлению других людей (конформности);
4) сформированности волевой саморегуляции;
5) степени и характера эмоциональных проявлений в стрессовых и фрустрирующих ситуациях бытового общения;
6) степени самостоятельности и адекватности реагирования;
7) изменения всех этих показателей с течением времени.
Методика Розенцвейга дает возможность также прогнозировать поведение личности в стрессовых, фрустрирующих ситуациях, так как выявляет типичные для этой личности тенденции поведения и коммуникации.
Процедура и правила обследования личности или малой группы
Подготовительный этап включает в себя приведение инструментария в рабочее состояние, подготовку бланков опроса, представляемых стимульных ситуаций, вызывающих фрустрацию и даже стресс у испытуемых. В начале опроса обязательным являются:
1) предупреждение испытуемого об обследовании, разъяснение его цели;
2) просьба о помощи в исследовании (в качестве испытуемого).
Затем проводится инструктаж, в котором сообщается следующее: «Ваше участие в исследовании будет заключаться в ответе на вопрос, который произносит нарисованный на картинке участник ситуации. Поставьте себя на место отвечающего. Подходите к ответу серьезно, шутливый ответ не годится. На каждый из 22 вопросов отвечайте вдумчиво, но быстро. Говорите не то, что вы сделаете, а то, что ответите человеку (какая мысль возникнет у вас сразу после прочтения вопроса и рассмотрения картинки). Я буду фиксировать ваш ответ и время, затраченное на него».
Как показывает практика, на ответы затрачивается от 5 до 30—35 мин. Оптимальное время ответа — 15 мин.
Проводящий обследование должен:
1) обязательно расположить собеседника к себе
посредством:
а) правильной, адекватной его оценки в момент
знакомства и организации обследования;
б) правильного выбора своего поведения по от
ношению к конкретному испытуемому. Ни
в коем случае не ведите себя однотипно со
всеми испытуемыми, чтобы не чувствовалась
игра в поведении;
2) в момент, предшествующий беседе, необходимо учесть пол, возраст, должностное положение, опыт испытуемого, сведения о нем из разных источников (полученные вами ранее), его настроение, черты характера, замеченные вами при первом наблюдении за ним;
3) хорошо знать на память содержание и последовательность ситуаций, четко — инструкцию, наизусть — ключ к обработке полученной информации;
4) вести наблюдение за реакциями испытуемого
во время ответа на стимульные ситуации.
Правила интерпретациии обработки информа
ции.
1. Невозможно интерпретировать правильно, не владея тем, что описано в п. 3 (см. выше) обязанностей специалиста в данном обследовании.
2. Следует стремиться не более чем к 2-сложной интерпретации каждого ответа.
Глава 2. Психодиагностика: практика
3. Интерпретатор-психодиагност:
1) записывает символы, обозначающие какой-либо ответ, на бланке ответа;
2) затем заполняет таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого их символов, затем их сумму (сумма эта по вертикали и горизонтали должна равняться 22);
3) по таблице, данной в бланках, переводит полученные суммы в проценты;
4) записывает в символах полный образец поведения по убыванию количественной представленности каждого символа;
5) сверяет по ключу для подсчета CGR количество совпадений с ключом, затем переводит их в проценты;
6) подсчитывает тенденции. Для этого считает встречаемость символа (е, i, m, E, E, I, I, M, E', I', M') в первой половине ситуаций (до 13-й, включая 12-ю ситуацию) и во второй половине. Затем из большего числа вычитает меньшее с сохранением знака, делит разницу на сумму встречаемости этого символа и переводит полученное число в проценты (приложение 3).
4. Обязательна интерпретация не только каждо
го показателя в отдельности, но и в комплексе, гар-
монии. Это важно, так как используется и в результирующей беседе, и в психокоррекционной, и в развивающей работе с испытуемым.