Человек с позиции онтопсихологии
В настоящее время все направления в психологии признают наличие в психической структуре человека энергетической зоны, которая различными способами действует синхронно с сознательным «Я». Графически эту идею можно представить следующим образом (рис. 6).
«Я» — это логическая и сознательная часть всех волевых, мыслительных, ответственных, рациональных, рефлексивных операций, памяти, идентичности и т.п.
Предсознание — это зона интуиции, спонтанных фантазий и сновидений.
Бессознательное — это активный квант жизни, которым мы являемся, но который не осознаем.
Вследствие того, что бессознательное составляет большую часть каждого из нас, мы являемся не только объектами нашего бытия, но и собственное существование предстает перед нами неразрешимой загадкой.
Рассмотрим следующий график (рис. 7), чтобы получить полное представление о холистической динамике нашего организмического целого.
Рис. 7. Структура личности
Человек — это формальное единство некоего жизненного действия, которое выражается в качестве психической деятельности, обладающей особой интенциональностыо в рамках органической (физиологической) структуры организма. Специфика человеческого существования детерминирована самополаганием онто Ин-се с присущей ему формой, составляющей в дальнейшем широчайшую область виртуальности человеческого проявления и становления. Истоки Ин-се — в вечном горизонте жизни, или метафизического Бытия.
Ин-се можно представить как некое присутствие, которое вдыхает жизнь во внутренний порядок индивида, и поэтому называется «душой» в более полном и древнем значении этого слова[142]. Душа — это то, что существует неделимо, присутствуя целиком во всех частях того целого, которые она поддерживает. Это основная форма, благодаря которой человек является исторической личностью и метафизическим проектом.
Онто Ин-се, или организмическое Ин-се, соединяется с автономными отношениями и взаимодействиями, происходящими в чувственном мире экзистенциальной среды. Оно постоянно изменяет этику своих способов проявления исключительно для обеспечения функции идентичности и исторического развития.
Широчайшая область энтропической активности организмического Ин-се отражается в зоне спекулярного видения, которую можно опреде--лить как априорное «Я», в качестве проективной сублимации. Из раза в раз априорное «Я» формализует оптимальную этику, то есть наиболее функциональный путь развития всего субъекта и обретения им еще большей идентичности.
Априорное «Я» — это отражение организмического Ин-се в исторической ситуации. Они совпадают как объект и его образ.
Если бы за этим процессом отражения сразу следовало действие логико-исторического «Я», то человек испытывал бы райское наслаждение от бесконечного исторического рождения действия из потенциала и совершенства из виртуальности.
На деле логико-историческое «Я» не находится в непосредственном контакте с априорным «Я» из-за вмешательства своего рода сетевого фильтра, или схемы отбора и программирования поступающих данных.
Искажающая решетка, или монитор отклонения, — это спекулярное вмешательство с голографическим эффектом, которое предвосхищает и искажает восприятие на уровне сознания исторического «Я». Эта решетка запрещает или цензурирует одни стимулы или данные и усиливает другие, не свойственные организмическому в данной ситуации.
Этот монитор отклонения (запрограммированное искажающее устройство) обнаруживает себя в различных культурных стереотипах или морали. Для решетки определяющим является не конкретная культурная типология (между ними она не проводит различий), а наличие стереотипов, посредством которых она может воздействовать на процессы логико-исторического «Я».
Согласно одной достаточно достоверной научной гипотезе монитор отклонения имеет чуждое, внеземное происхождение. Его появление является следствием межпланетных междоусобиц, разразившихся задолго до появления первой информации о существовании цивилизации на нашей планете. Другие исследователи определяют его как средство спасения или эволюции массы людей, которые в противном случае вели бы себя подобно зверям. Третьи идентифицируют его с гласом господнем, четвертые — с фрейдистской структурой «Сверх-Я»[143].
Вслед за зоной искажающей решетки, или монитора отклонения, располагается зона сознания. Сознание — это слекулярный эффект, посредством которого модули восприятия голографически проецируются, создавая образы.
Посредством различных форм сознания как зеркала для отражения редуцированных проекций мы можем устанавливать контакт с внутренней сутью любого действия. Однако сознание, которым мы обладаем, уже подверглось манипуляции, вследствие чего наше видение реальности не совпадает с реальностью, такой, какой она есть на самом деле. Из-за действия искажающей решетки мы испытываем состояние экзистенциальной шизофрении, не осознаем самих себя. Анализ сновидений, имагогики, различных сопротивлений и психосоматических отклонений позволяет проследить и отыскать организмическое Ин-се.
И наконец, логико-историческое «Я», или мыслительно-волевое «Я», или ответственное, действующее «Я», — это способность опосредовать внешнюю реальность согласно индивидуальной потребности сокровенного и наоборот. Оно выполняет функцию конкретизации реального согласно внутренней или внешней потребности.
Истинный, или совершенный, человек — это тот, кто обладает логико-историческим «Я», действующим единообразно с его априорным «Я». Как только человеку удается нейтрализовать искажающую решетку, он становится единым, способным и к всеобщности с миром, и к сознательному контакту с метафизическим Бытием. Этот истинный человек способен к бесконечному онтическому рождению.
Влечения, эмоции, инстинкты, личные вкусы, информация, которые не смогли пройти в сферу логико-исторического «Я», будучи цензурирован-ными или неидентифицированными искажающей решеткой, стремятся зафиксироваться за порогом сознании «Я». Постепенно они организуются в автономные структуры как другие действующие «Я», становясь причиной различных соматизаций или характерных форм поведения, не функциональных для целостности субъекта. Ситуация и стратегия этой вытесненной психической деятельности уже достаточно хорошо описаны в теории Фрейда в том, что касается комплексов и защитных механизмов «Я».
Онтотерапевтический процесс заключается в восстановлении этого вытесненного под действием монитора отклонения кванта энергии, возобновлении его действия в рамках функции логического «Я» и развитии динамической целостности человека через восстановление контакта между логическим «Я» и априорным «Я» (которое уточняет различные формы приспособления онто Ин-се как исторической структуры). В последнем случае вся психотерапия является процессом аутентификации, поскольку идентифицирует и вербализует постоянное направление рождения «Я» как исторической феноменологии, выполненной Ин-се. В первом же случае это психотерапия оздоровления для поддержания человека в целом.
Способность улавливать семантическое поле и точно интерпретировать онейрические послания — это два критерия, позволяющие идентифицировать ситуацию и весь процесс субъекта как организмического Ин-се. Поэтому так важна онтопси-хологическая методика и метанойя[144].
Постоянное понимание семантической направленности и логики онейрической информации позволяет преодолеть вмешательство искажающей решетки и с точностью определить креативные способности субъекта. Очевидно, что при этом никто не может заменить волевой выбор субъекта в новом понимании фактов и применении исторических инструментов. Весьма распространенная ошибка — когда полученное знание не претворяется постоянно в действие. Поэтому основная задача аутентифицирующего процесса заключается в осознании человеком вытесненного психического кванта энергии и последующем вложении его в «Я», нейтрализации монитора отклонения, перестройке и обновлении логико-исторического «Я» в соответствии с практическими указаниями Ин-сё, отраженными в априорном «Я».
Ин-се — это чистейший критерий природы.
С. 103-108