Коэффициенты ранговой корреляции
Баллы взаимосвязи и суммы баллов взаимосвязи
Для каждой пары ранговых элементов ранговой
Решетки, приведенной в таблице 11. Полный набор
Корреляции приводится только
Для конструктов 1, 2 и 3
Конструкты | р | р2× 100 | Конструкты | р | р2× 100 | |
1—2 1—3 1—4 1—5 1—6 1—7 1—8 1—9 | 0,86 0,58 –0,74 0,42 0,54 0,64 0,44 0,32 | 74 34 –55 18 29 41 19 10 280 34 23 –53 1 66 21 7 20 225 21 50 77 48 238 55 72 328 9=286 | 2—1 2—3 2—4 2—5 2—6 2—7 2—8 2—9 | 086 0,48 –0,64 0,13 0,44 0,31 0,14 0,03 | 74 23 –41 2 19 10 2 0 171 –21 –49 –27 –17 –16 279 | |
3—1 3—2 3—4 3—5 3—6 3—7 3—8 3—9 | 0,58 0,48 –0,73 0,10 0,81 0,46 0,26 0,45 | 4—5 4—6 4—7 4—8 4—9 | –0,46 –0,70 –0,52 –0,41 –0,40 | |||
5—6 5—7 5—8 5—9 | 046 071 0,88 0,69 | 6—7 6—8 6—9 | 0,72 0,54 0,77 | 52 29 59 | ||
324 61 | ||||||
7—8 7—9 | 0,74 0,85 | 8—9 | 0,78 | |||
Глава 2. Психодиагностика: практика
Таблица 14
Показатели провоцирования заикания ситуациями, вычисленными по данным ранговой решетки, приведенной в таблице 11
Элементы
Конструкты | р3х 100 | |||||||||||
1—3 | 6,8 | 3,1 | 11,3 | 3,4 | 3,8 | 4,9 | 17,0 | 5,7 | 8,5 | 34,0 | 4,3 | |
2—3 | 11,5 | 2,1 | 7,7 | 3,3 | 2,6 | 2,3 | 5,8 | 3,8 | 4,6 | 32,0 | 2,9 | |
3—3 | 50,0 | 11,1 | 20,0 | 9,1 | 25,0 | 33,3 | 16,7 | 12,5 | 14,3 | 100,0 | 10,0 | |
4—3 | –53 | –5,9 | –53,0 | –6,6 | –17,7 | –26,5 | –5,3 | –8,8 | –7,6 | –10,6 | –4,8 | –13,3 |
5—3 | 0,1 | 0,0 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 1,0 | |
6—3 | 13,2 | 6,0 | 33,0 | 6,6 | 16,5 | 22,0 | 7,3 | 8,3 | 11,0 | 66,0 | 9,4 | |
7—3 | 1,9 | 2,1 | 10,5 | 2,3 | 3,5 | 7,0 | 4,2 | 2,6 | 5,3 | 21,0 | 3,0 | |
8—3 | 0,7 | 0,6 | 1,4 | 0,8 | 1,2 | 2,3 | 1,8 | 0,9 | 1,0 | 3,5 | 7,0 | |
9—3 | 1,8 | 2,0 | 5,0 | 2,2 | 6,7 | 10,0 | 2,5 | 2,9 | 3,3 | 20,0 | 4,0 | |
Показатель про- | 80,1 | –26,0 | 82,5 | 10,1 | 32,9 | 77,0 | 46,7 | 29,2 | 37,7 | 263,0 | 28,3 | |
воцирования заи- | ||||||||||||
кания | ||||||||||||
Ранги показате- | ||||||||||||
лей провоцирова- | ||||||||||||
ния заикания |
фону. Разрыв между этой ситуацией и следующей по рангу (Разговор с незнакомыми людьми) весьма велик. Однако заметим, что валидность этого метода обработки еще недостаточно установлена.
Рассмотрим еще один тип показателей, которые можно получить при обработке без применения ЭВМ. Он используется для анализа так называемых групповых решеток. Испытуемыми в данном случае являются члены определенной группы пациентов. В качестве элементов решетки также используются члены группы, в том числе и тот, кто заполняет решетку. Так, например, если группа состоит из 8 человек, то в качестве элементов используются 7 членов группы и Я сам каждого испытуемого. Использование групповой решетки не только позволяет получить множество сведений об изменении процессов конструирования во времени (в тех случаях, когда решетка заполняется несколько раз), но и дает некоторое представление о межличностном восприятии членов групп. В связи с тем, что каждый член группы ранжирует остальных по всем конструктам, можно подсчитать балл межличностного восприятия. Чтобы опреде-
Таблица 15
Ранжирование испытуемыми членов группы (включая и самих себя) по конструкту «является лидером»
Члены группы | |||||||||
А | 1* | ||||||||
Б | 8* | ||||||||
В | 8* | ||||||||
Г | 8* | ||||||||
Д | 4* | ||||||||
Е | 3* | ||||||||
Ж | 7* | ||||||||
З | 4* |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
лить, насколько восприятие себя данным испытуемым совпадает с его восприятием другими, надо лишь сравнить ранговое положение, приписываемое им себе, с ранговым положением, приписываемым ему остальными.
В таблице 15 приведены результаты ранжирования 8 членов группы. Элементы (от А до И) ранжировались по конструкту Похож на лидера. Для каждого испытуемого одним из ранжируемых элементов оказывался он сам. Эти случаи отмечены звездочкой. Так, испытуемый 5 (элемент А) видит себя лидером группы, лидером его видят и почти все остальные испытуемые. Не обнаруживается больших различий и между тем, как воспринимает себя испытуемый 6 (элемент Ж), и тем, как воспринимают его остальные. В отличие от этого испытуемый 7 считает его лидером. Было бы интересно выяснить, как это влияет на поведение внутри группы. Для подсчета общего балла надо из среднего значения ранга элемента (1,1 для элемента А) вычесть номер того ранга, который испытуемый приписал себе сам (1,1 – 1 = 0,1).
Данные, получаемые в результате ранжирования, можно анализировать и множеством иных способов. Более того, несомненно, будут появляться все новые и новые методы анализа. Однако, ка-
кой бы метод анализа вы ни использовали, он не дает вам права считать само собой разумеющимся то, что ранжируемые элементы располагаются между полюсами равномерно. Контрастирующий полюс часто можно определить только предположительно.
ОЦЕНОЧНАЯ РЕШЕТКА
В настоящее время интерес к оценочной решетке сильно возрастает. Вместо того чтобы ранжировать элементы по отношению к конструктам, испытуемый оценивает каждый элемент по шкале, заданной 2 полюсами конструкта. Этот метод допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод ранговой решетки.
Опишем один из способов заполнения оценочной решетки. Шкалы (конструкты) наносятся на чистый лист бумаги. Каждый такой лист служит для оценки 1 элемента (рис. 2).
Матрица оценок имеет 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теории личности».
После того как испытуемый оценит все элементы, данные объединяются в единую матрицу (см. элементы табл. 10).
КЕЛЛИ | ||
Свобода | х —— — — — — — — — — — — — — | Детерминизм |
Рациональность | х —— — — — — — — — — — — — — | Иррациональность |
Холизм | х —— — — — — — — — — — — — — | Элементаризм |
Наследственность | х —— — — — — — — — — — — — — | Окружающая среда |
Субъективность | х —— — — — — — — — — — — — — | Объективность |
Активность | неприложимо —— — — — — — — — — — — — — | Реактивность |
Гомеостаз | неприложимо —— — — — — — — — — — — — — | Гетеростаза |
Познаваемость | х —— — — — — — — — — — — — — | Непознаваемость |
Рис. 2. Пример оценки элемента Д. Келли по восьми 11-балльным шкалам-конструктам оценочной решетки
Глава 2. Психодиагностика: практика
Рис. 3. Размещение конструктов и элементов таблицы 10 в пространстве двух измерений, вычисленных с помощью метода главных компонентов, в соответствии с факторными нагрузками конструктов и элементов |
Таблица 16 Матрица оценок 8 элементов по 8 конструктам из книги «Теория личности» | ||||||||
Фрейд | Эриксон | Мюррей | Скиннер | Олпорт | Келли | Маслоу | Роджерс | |
Свобода | ||||||||
Рациональность | ||||||||
Холизм | ||||||||
Наследственность | ||||||||
Субъективность | ||||||||
Проактивность | ||||||||
Гомеостаз | ||||||||
Познаваемость |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Приводимая здесь решетка позаимствована из психологии личности оценивались по 8 параметрам, книги Л. Хелле и Д. Зиглера, посвященной анализу представляющим собой теоретические допущения, теорий личности. Ведущие специалисты в области лежащие, по мнению авторов книги, в основе тео-Таблица 17